Литературный ринг «Пушкин против Гоголя»,
проведенный среди семиклассников.
Учитель: Волосенкова Наталья Леонидовна
Оформление кабинета
-
На доске портреты писателей ,эпиграф
-
Иллюстрации к художественным произведениям: «Станционный смотритель», «Тарас Бульба», «Борис Годунов».
-
Репродукции картин И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван».
-
Рисунки учеников.
Цели урока
-
Обобщить и повторить материал по творчеству А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, проверить уровень ЗУН учащихся по данным темам.
-
Развивать у учащихся самостоятельность при подготовке к урокам-обобщениям, интерес к творчеству писателей, любовь к предмету, память, внимание, культуру речи.
-
Воспитывать чувство коллективизма, толерантное отношение к другим.
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, проектор, таблички с оценками (для жюри), набор предметов для задания № 5(см.ниже).
Ход урока
Чтение учителем эпиграфа к уроку:
«Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим».
К.Г.Паустовский.
Обсуждение смысла эпиграфа. (беседа)
-
Представление команд.
Краткая характеристика (даёт учитель): состав, успехи, заслуги и др.
-
Представление жюри. (Жюри после каждого этапа ринга выставляют оценки командам)
-
Проведение ринга.
1.Визитка. Каждая команда заранее приготовила автограф писателя, который вывешивается на доску, и краткий рассказ об авторе, сопровождаемый презентацией. (проблемно-поисковый метод самостоятельной работы; использование ТСО, рассказ, демонстрация)
2.Разминка. Участники команды обмениваются вопросами по творчеству и биографии представляемых писателей (вопросы ученики готовили заранее дома). (репродуктивный метод обучения)
3.Кто больше? Участвуют все ребята. Вспоминают по очереди произведения Пушкина и Гоголя.
4.Парад героев. Учитель читает цитаты о литературных героях, участники называют их. (логико-познавательный приём обучения)
-Я здесь у низких берегов бросал в неведомые воды свой ветхий невод(Пушкин «Медный всадник»)
-Всю ночь не сомкнула я глаз, глядя на своих милых сыновей(Гоголь «Тарас Бульба») и др.
5.Ярмарка предметов. На столе лежат различные предметы:
Учебник русского языка( «Русский язык» Тургенев), яблоко( яблоко раздора, или Миф о подвигах Геракла «Яблоки Гисперид»), мелкие монеты( «Уроки французского»), картинка с изображением сохи(былина «Вольга и Микула Селянинович»), сверток и перо(«Борис Годунов» Пушкина), цепочка( пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина), изображение решётки( «Узник»),изображение черевичек( «Ночь перед Рождеством» Гоголя) и др.
Учащиеся выкупают предметы, называя, из какого они произведения и кто их автор. (дедуктивный метод обучения, аналогия составляющих)
6.Пойми меня. Каждый из участников команд при помощи мимики и жестов показывает названия произведений (каждая команда представляет произведения своего автора, почти все их ребята вспомнили в предыдущих конкурсах), команда соперников должна отгадать. (коммуникативное творчество)
7.Конкурс капитанов. За две минуты из записанных букв составить как можно больше фамилий поэтов и писателей. Буквы можно повторять, использовать несколько раз. (метод синтеза и анализа)
А Л Р О Ш Е М Г И С У Н П К Б Т В
Затем капитаны по очереди читают записанные фамилии, побеждает тот, кто последним назвал слово. Он получает 3 балла, а проигравший – 1.
8.Последний шанс. Участвуют все. Ребятам учитель предлагает ответить на вопросы, которые могут принести дополнительные баллы команде. (фронтальный опрос)
-
К какому произведению эта иллюстрация? (царевна с яблоком- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
-
Кто автор этого портрета А.С.Пушкина?(Кипренский)
-
Кто написал оперу «Борис Годунов» ?( Мусоргский)
-
Как звали любителя галушек и вареников со сметаной? (Пацюк)
-
Кто написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? (И.Е.Репин)
-
И т.д…
-
Подведение итогов. Объявление победителей. Выставление отметок за урок. (Домашнее задание ребята получили заранее на предыдущем уроке – сочинение по творчеству одного из писателей.)