Литературный ринг «Пушкин против Гоголя»,

проведенный среди семиклассников.

Учитель: Волосенкова Наталья Леонидовна

Оформление кабинета

  1. На доске портреты писателей ,эпиграф

  2. Иллюстрации к художественным произведениям: «Станционный смотритель», «Тарас Бульба», «Борис Годунов».

  3. Репродукции картин И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван».

  4. Рисунки учеников.

Цели урока

  1. Обобщить и повторить материал по творчеству А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, проверить уровень ЗУН учащихся по данным темам.

  2. Развивать у учащихся самостоятельность при подготовке к урокам-обобщениям, интерес к творчеству писателей, любовь к предмету, память, внимание, культуру речи.

  3. Воспитывать чувство коллективизма, толерантное отношение к другим.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор, таблички с оценками (для жюри), набор предметов для задания № 5(см.ниже).

Ход урока

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

«Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим».

К.Г.Паустовский.

Обсуждение смысла эпиграфа. (беседа)

  1. Представление команд.

Краткая характеристика (даёт учитель): состав, успехи, заслуги и др.

  1. Представление жюри. (Жюри после каждого этапа ринга выставляют оценки командам)

  2. Проведение ринга.

1.Визитка. Каждая команда заранее приготовила автограф писателя, который вывешивается на доску, и краткий рассказ об авторе, сопровождаемый презентацией. (проблемно-поисковый метод самостоятельной работы; использование ТСО, рассказ, демонстрация)

2.Разминка. Участники команды обмениваются вопросами по творчеству и биографии представляемых писателей (вопросы ученики готовили заранее дома). (репродуктивный метод обучения)

3.Кто больше? Участвуют все ребята. Вспоминают по очереди произведения Пушкина и Гоголя.

4.Парад героев. Учитель читает цитаты о литературных героях, участники называют их. (логико-познавательный приём обучения)

-Я здесь у низких берегов бросал в неведомые воды свой ветхий невод(Пушкин «Медный всадник»)

-Всю ночь не сомкнула я глаз, глядя на своих милых сыновей(Гоголь «Тарас Бульба») и др.

5.Ярмарка предметов. На столе лежат различные предметы:

Учебник русского языка( «Русский язык» Тургенев), яблоко( яблоко раздора, или Миф о подвигах Геракла «Яблоки Гисперид»), мелкие монеты( «Уроки французского»), картинка с изображением сохи(былина «Вольга и Микула Селянинович»), сверток и перо(«Борис Годунов» Пушкина), цепочка( пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина), изображение решётки( «Узник»),изображение черевичек( «Ночь перед Рождеством» Гоголя) и др.

Учащиеся выкупают предметы, называя, из какого они произведения и кто их автор. (дедуктивный метод обучения, аналогия составляющих)

6.Пойми меня. Каждый из участников команд при помощи мимики и жестов показывает названия произведений (каждая команда представляет произведения своего автора, почти все их ребята вспомнили в предыдущих конкурсах), команда соперников должна отгадать. (коммуникативное творчество)

7.Конкурс капитанов. За две минуты из записанных букв составить как можно больше фамилий поэтов и писателей. Буквы можно повторять, использовать несколько раз. (метод синтеза и анализа)

А Л Р О Ш Е М Г И С У Н П К Б Т В

Затем капитаны по очереди читают записанные фамилии, побеждает тот, кто последним назвал слово. Он получает 3 балла, а проигравший – 1.

8.Последний шанс. Участвуют все. Ребятам учитель предлагает ответить на вопросы, которые могут принести дополнительные баллы команде. (фронтальный опрос)

  • К какому произведению эта иллюстрация? (царевна с яблоком- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

  • Кто автор этого портрета А.С.Пушкина?(Кипренский)

  • Кто написал оперу «Борис Годунов» ?( Мусоргский)

  • Как звали любителя галушек и вареников со сметаной? (Пацюк)

  • Кто написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? (И.Е.Репин)

  • И т.д…

  1. Подведение итогов. Объявление победителей. Выставление отметок за урок. (Домашнее задание ребята получили заранее на предыдущем уроке – сочинение по творчеству одного из писателей.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here