Внеклассное мероприятие в 5 классе
«Праздник русского фольклора»
Форма проведения: ярмарочные гуляния.
Тип мероприятия: массовый праздник.
Цели:
образовательные: познакомить детей с историей создания русской игрушки, приобщить их к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными игрушками; расширить представления о русских народных игрушках;
развивающие: вызвать интерес к русским народным игрушкам, сформировать потребности творчески проводить время с целью изучения русской старины;
воспитательные: воспитать чувство сопричастности к народным торжествам.
Оборудование:
-
Плясовые наигрыши.
-
Русская народная песня «Коробейники».
-
Песня «Āста каян пукане?»
-
Игрушки: свистульки
барыни
матрешки.
4. Короб.
5.Мультимедийная презентация: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохломская роспись», «Филимоновские свистульки».
6. Торговые ряды, блины.
7. Сцена для показа сценок.
8. Баранки, сушки, самовары.
9. Качели.
10. Чучело.
11. Матер – игрушечник.
Действующие лица:
ведущая в русском сарафане с коробом, участники ярмарочного представления в национальных костюмах, Петрушка, скоморохи, коробейник, мастера — игрушечники.
Домашнее задание: каждый класс должен подготовить небольшие инсценировки на 5-7 минут.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущая: Приглашаю весь честной народ, красны девицы и добры молодцы на нашу ярмарку.
Скоморох 1: Эх – ва, для ваших карманов
Сколько у вас балаганов!
Свистят карусели, мелькают качели-
Веселись, веселись, у кого копейки завелись
Петрушка: Люди добры, не спешите,
В ряд торговый загляните!
Здесь конфеты и печенье
И другое угощенье!
Направо – лавки с товаром,
Налево – веселье даром!
Свистульки, хлопушки,
Деревянные игрушки!
Шары, шары разные:
Зеленые, желтые, красные.
Бублики, баранки, пряники!
К чаю ароматному –
Угощенье знатное.
Скоморох 2: Ребята, ребята, живите богато!
Становитесь в ряд,
Покупайте все подряд!
Скоморох 1: Читаю указ,
Написан для вас.
Писано – переписано после Сеньки Денисова,
Писал Макарка черным огарком
В бане на двери.
Слушай, не вертись,
Уму – разуму учись.
Скоморох 2: За время существования села и до сего года такого шуму да гаму еще не было, а посему пора праздник начинать.
Петрушка:
Представление начинается!
Сюда, сюда все приглашаются!
Барышни – вертушки, бабы – болтушки,
Кривые, плешивые, только что не вшивые.
Не толкайтесь, к нам направляйтесь!.
Ведущий:
Ой, полным-полна моя коробушка,
В ней матрешка, Хохлома,
Гжель, конечки городецкие
Дымковские барыни.
Со старинной сказкой схожи,
Появились предо мной:
Их рога на ель похожи,
Цвет их – желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый!
Стройный козлик и олень
Забавлять меня готовы,
Быть со мною целый день.
На столе моем охотно
Отыскали уголок,
За моей следят работой,
Чтобы я устать не мог.
И рога у них большие!
Глаз нельзя от них отвесть.
Удивительно живые –
Не попросят лишь поесть.
С самого детства нас окружают милые сердцу, любимые наши игрушки. Без них наше детство было бы скучным и не интересным.
-
Вы можете назвать свою игрушку?
Ответы:
Ведущий: Я так и предполагала, что вы назовете механические машинки, танки самоходные, страшных солдатиков, пистолеты. Сейчас, бесспорно, много самых разнообразных игрушек.
Мне хочется напомнить вам об игрушках, которыми играли не только ваши родители, но прадеды и прабабушки. Я бы вас хотела вернуть к игрушкам прошлого. В этих игрушках – вся история. Русские мастера изображали фигуры глупой барышни, бравого гусара, удалого солдата, бедного батрака. Мы смотрим на крестьянские, деревенские игрушки и нас все больше трогает их рукотворность. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых. Очень жаль, что народная игрушка исчезла из игры детей. Они лишь некоторые стоят у нас дома как сувениры. Я предлагаю вам поехать со мной в путешествие. Поехать в деревню, своими глазами понаблюдать за детскими играми, побеседовать со стариками-игрушечниками.
Ведущий: Когда люди научились делать куклы, появились кукольные театры. Одну сценку мы сейчас посмотрим.
Петрушка: Сюда, сюда, почтенные господа,
Билеты берите, пятачки гоните.
За пять копеек дом не построишь,
Соломой не накроешь,
Только кошку молоком напоишь.
СЦЕНКА.
Ведущий: А я приглашаю вас, дорогие ребята, в странствие по местам изготовления русских народных игрушек. Ведь искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Говорят, найденные древнейшие игрушки относятся ко 2 веку до н.э. На Руси самые старинные игрушки – деревянные и глиняные. Мастера наделяли их качествами своей души: мягкостью, добротой, лукавством.
Впереди нас будут ждать встречи с мастерами игрушечных дел, узнаем у них о тонкостях их ремесла. Запишем имена, потому что многие из них еще значатся в истории игрушки. Прислушаемся к названиям игрушек. Попробуем всмотреться и в отдельные игрушки, чтобы понять, какой большой смысл и великая красота может скрываться в малой вещице. Все это, ребята, сделает наше путешествие интересным и содержательным.
Итак, в путь, друзья! Сначала мы побываем в Дымково, Абрамцеве, Филимонове, Хохломе, потом в Городце, Гжели.
А теперь попробуем отгадать загадку, что же это такое? (Слайды с изображением дымковской игрушки)
Гордый, важный,пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, желтый, красный круг
Распушил свой хвост … (индюк)
Вот такие игрушки мастерят умельцы Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. И село называется это – Дымково. Дымковские игрушки разнообразны: это и уточки, индюки, барашки, лошадки, фигурки барыни, зверей. Игрушки выделяются особым стилем. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской. Узоры из кружочков, полосок. Мастера использовали яркие краски.
— Ребята, а вот на этих игрушках для чего такая яркая роспись? Служили бы вещи без росписи?
Ведущий: Да, народ издавна любил красоту. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. (Об истории создания Дымковской игрушки рассказывает мастер-игрушечник). Рассказ демонстрируется показом слайдов.
Мастер – игрушечник:
Ласково и нежно называют эту игрушку дымка. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, вся слобода в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Сначала были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Вот придумали лепить и другие игрушки. Представьте мастерскую. Мастерица лепит из лепешки юбочку. Сверху приделала голову, руки. колбаску изогнула коромыслом, прилепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик и поставила фигурку сушиться.
Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. Затем игрушки расписывают. Узор простой незатейливый: кружочки, прямые и волнистые, полоски, клеточки, пятна.
Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда сажают золото, то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит к игрушке и сажает на нужное место: водоносками барышням на кокошники и шляпы, петушкам на гребешки, оленям на рога, деревьям на ствол и яблоки.
И вот игрушки засверкали, стали ненаглядными. И на душе становится празднично! И это все из глины.
Ведущий: А составлять и разгадывать дымковские игрушки начал вятский художник Алексей Иванович Деньшин. Дымковскую игрушку он сравнивает со скучной жар- птицей.
Завелась неведомая птица –
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Все горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
В лесах синих заводилась,
Из глины красной зародилась,
Из песочка чистой речки,
Обжигалась в красной печке,
Краской яркой покрывалась,
Позолотой нарядилась.
Эту птицу я поймал,
Обжигал, нарисовал.
Красным, синим цветом, алым
На утеху старым, малым.
Полюбуйтесь, посмотрите,
Красоте ее дивите!
Игрушки ярки, хороши,
Рисовал от всей души.
На сцене народ слушает русскую народную песню «Коробейники».
ХОРОВОД.
Ведущий: Внимание, загадка. Попробуйте определить следующую игрушку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка)
Почти 100 лет назад, недалеко от Москвы, в Абрамцеве, жили и работали художники, и придумали они матрешку. Прообразом была японская кукла.
-
На кого похожа матрешка?
(на крестьянскую девочку).
Ведущий:
Новая игрушка очень понравилась детям и взрослым.
— Чем интересна такая игрушка? А чтоб вам легче было ответить на этот вопрос, я прочитаю вам стихотворение:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
(О тонкостях создания русской национальной куклы – матрешки рассказывает мастер).
Мастер – игрушечник:
Рассказ демонстрируется показом слайдов.
Скоморох 2: А не пора ли нам размяться? А давайте сыграем!
Коробейник: Давай, давай, себя испытай.
Слаб ты иль силен?
Нам узнать занятно,
Всем потешиться приятно.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА.
Скоморох 1:
Ну, молодцы, молодцы!
Вы и сильные, и резвые.
Петрушка:
А теперь немного переведем дух и послушаем потешки.
ПОТЕШКИ.
Скоморох 2:
А хотите еще попотешиться?
Я объявляю частушки.
ЧАСТУШКИ.
Ведущий:
Золотая хохлома.
Золото с золотом свивалась
Жемчуг с жемчугом скатался,
Иван с Марьей сходились,
За единый стол становились.
Вот мы добрались и до старинного русского села — Хохлома.
Мастер – игрушечник: (Рассказывает мастер по изготовлению игрушек и посуды, рассказ иллюстрируют слайды про хохломскую роспись). Здесь в 16 веке была большая торговая площадь, где проводилась ярмарка. Продавали санки, бочки, посуду. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях вокруг Хохломы. А деревенская надпись Ефремево, Большое и Малое Безделие, придумали роспись по золотому. А назывались деревни так, потому что мужики в них кочки не сеяли и не пахали, земли не было. А только точили посуду и красили ее. Хохломские изделия расходились по всей России. Они были дешевые и прочные.
Ведущий:
— Как золотили мастера дерево?
Мастер – игрушечник: для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).
Орнамент на изделия из хохломы – травка, точки – ягодки. Предмет становится неповторимо нарядным. Стебли цветов тянутся вверх, завиваются или бегут по кругу. (Зол.+черн.+красн.)
Как у месяца – звезды чистые,
А у солнышка – лучи ясные.
У Иванушки – кудри желтые
Кудри желтые по плечам лежат.
Скоморох 1. А давайте поиграем, есть смельчаки – ложкари? Выходи, не стесняйся, на ложках сыграйся!
ИГРА НА ЛОЖКАХ.
Ведущий: Петрушка, созывай народ на представление!
Петрушка:
Давай, давай, налетай!
Места занимай, такое узрите,
Что в Америку захотите.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(каждый класс заранее готовил сценки).
Петрушка:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситца, не шелка,
И не кольца, и не брошки,
А изделья Городца-
Вот такие чудеса!
Ведущий.
Городецкая роспись —
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты —
Ни пером описать.
Городецкая роспись —
Как ее нам не знать.
Мастер – игрушечник: (рассказ сопровождается показом слайдов).
Ведущий. Петрушка, смотри-ка, какие куклы тут продают? Ты такие видел?
Петрушка: Нет?!
Ведущий: Да эти ж куклы наши, родные, чувашские!
(все подходят к столу). Тут же появляется мастерица и рассказывает о национальных куклах.
Мастерица: Чувашские дети изготавливали куклы из подручного материала: соломы, глины, холста, нитки, дерева, лыка. Это зависело от того, чем занимались в данный момент их родители. Например, если отец плел лапти, девочки играли в куклы, используя колоды для лаптей. Если в семье было несколько детей, то на каждого из них имелась колода по размеру ноги. Таким образом, девочки изготавливали кукол — пеленашек разного объема, которые напоминали русских матрешек. Своих кукол девочка катала по полу в только что сделанных лаптях. Для этого отец готовил из лыка красивого коня. Во время работы с деревом отец или старшие в семье готовили для детей игрушки из дерева. Деревянная кукла украшалась чувашским вырезным орнаментом. Примечательно, что Андриан Николаев с собой в космос брал деревянную куклу, расписанную чувашским орнаментом.
Глиняные игрушки в большинстве случаев изготавливались самими детьми в весеннее и летнее времена года. Они долго не хранились, так как не обжигались, а сушились на солнце. Куклы-божества из глины готовились мастерами — ваятелями, поэтому очень отличались от детских работ. Такие куклы лепились из светло-серой глины, скорее всего из береговой, называемой мастерами чекес таме – «ласточкиной» глиной.
Соломенные игрушки изготавливались круглый год. Даже зимой печка топилась соломой, занесенной из холода в тепло, она размягчалась и являлась прекрасным материалом для детского творчества. Соломенных кукол у девочек было много и они наряжали их, показывая свое творчество. Нужно отметить, что из соломы делались и игрушки-обереги. Они вешались на потолок, были легкими, а золотистый цвет радовал глаз и являлся самым любимым цветом чувашей – цветом солнца.
ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.
Ведущий.
Ретивый, с длинной гривой
Скачет, скачет по полям.
Тут и там!
Тут и там! (конь)
Мастер – игрушечник: (рассказ сопровождается показом слайдов).
Это было самая древняя игрушка. Шеи коньков могучие, крутые, ножки тонкие. А по цвету кони красные, желтые, в яблоках. Для раскраски городецкие мастера брали густо-малиновую краску – фуксин. Фуксин наливали в горшки, макали туда конька, а потом, просушив, кончиком лыка наносили яблоки. И получались красивые кони.
Некрасов – русский поэт – писал:
Он гордо шел, жуя калач,
Он нес жене своей кумач,
Платок сестре, — а для детей
В сусальном золоте коней.
А иногда, ребята, как бы сама природа помогала мастерам в создании игрушек. Она давала природный, готовый материал, из чего делали игрушки. А природа одарила богатством тульские земли, а точнее село Филимоново. Все было тут обыкновенно: крестьяне сеяли, пахали, скот разводили.
А необыкновенно было вот что: близ деревни по оврагам, по речушным берегам выходила из-под земли синяя глина, по-деревенскому – синиха. И столько было той глины, что не могли не стать филимоновцы художниками и гончарами. И сколько филимоновской игрушке лет, точно не счесть. Вот так и родилась здесь одна филимоновская игрушка – свистулька. И столько поколений играло на этих свистульках. Люди верили, что голос посвист обожженной глины прогоняет злых духов. Со свистульным хором даже шли хоронить близких – оберегали родные тени от темных сил.
Свистульки позже стали детской забавой. В печь для обжига умещалось 200-500 игрушек. Свистульки часто использовались как музыкальное сопровождение.
Петрушка:
Как же мы забыли про народные инструменты? Давайте послушаем оркестр народных инструментов.
Ведущий: А еще что изготовляли из глины? В такой посуде был и мед, сахар, блины можно класть. А что это я заговорила о блинах?
Коробейник: Так ведь масленица на дворе!
Все: побежали, побежали, чучело жечь!
Чучело горит, все участники встают в хоровод и прыгают вокруг костра.
Ведущий: Вот и побывали мы в гостях у старины. Чучело горит, загадывайте желание, оно сбудется.
Использованная литература:
-
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.
-
«Народное искусство и его проблемы». – М., «Советский художник», 1977.