Внеклассное мероприятие в 5 классе

«Праздник русского фольклора»

Форма проведения: ярмарочные гуляния.

Тип мероприятия: массовый праздник.

Цели:

образовательные: познакомить детей с историей создания русской игрушки, приобщить их к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными игрушками; расширить представления о русских народных игрушках;

развивающие: вызвать интерес к русским народным игрушкам, сформировать потребности творчески проводить время с целью изучения русской старины;

воспитательные: воспитать чувство сопричастности к народным торжествам.

Оборудование:

  1. Плясовые наигрыши.

  2. Русская народная песня «Коробейники».

  3. Песня «Āста каян пукане?»

  4. Игрушки: свистульки

барыни

матрешки.

4. Короб.

5.Мультимедийная презентация: «Дымковская игрушка», «Матрешка», «Хохломская роспись», «Филимоновские свистульки».

6. Торговые ряды, блины.

7. Сцена для показа сценок.

8. Баранки, сушки, самовары.

9. Качели.

10. Чучело.

11. Матер – игрушечник.

Действующие лица:

ведущая в русском сарафане с коробом, участники ярмарочного представления в национальных костюмах, Петрушка, скоморохи, коробейник, мастера — игрушечники.

Домашнее задание: каждый класс должен подготовить небольшие инсценировки на 5-7 минут.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ:

Ведущая: Приглашаю весь честной народ, красны девицы и добры молодцы на нашу ярмарку.

Скоморох 1: Эх – ва, для ваших карманов

Сколько у вас балаганов!

Свистят карусели, мелькают качели-

Веселись, веселись, у кого копейки завелись

Петрушка: Люди добры, не спешите,

В ряд торговый загляните!

Здесь конфеты и печенье

И другое угощенье!

Направо – лавки с товаром,

Налево – веселье даром!

Свистульки, хлопушки,

Деревянные игрушки!

Шары, шары разные:

Зеленые, желтые, красные.

Бублики, баранки, пряники!

К чаю ароматному –

Угощенье знатное.

Скоморох 2: Ребята, ребята, живите богато!

Становитесь в ряд,

Покупайте все подряд!

Скоморох 1: Читаю указ,

Написан для вас.

Писано – переписано после Сеньки Денисова,

Писал Макарка черным огарком

В бане на двери.

Слушай, не вертись,

Уму – разуму учись.

Скоморох 2: За время существования села и до сего года такого шуму да гаму еще не было, а посему пора праздник начинать.

Петрушка:

Представление начинается!

Сюда, сюда все приглашаются!

Барышни – вертушки, бабы – болтушки,

Кривые, плешивые, только что не вшивые.

Не толкайтесь, к нам направляйтесь!.

Ведущий:

Ой, полным-полна моя коробушка,

В ней матрешка, Хохлома,

Гжель, конечки городецкие

Дымковские барыни.

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их – желтый, голубой.

Темно-красный и зеленый!

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

Отыскали уголок,

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие!

Глаз нельзя от них отвесть.

Удивительно живые –

Не попросят лишь поесть.

С самого детства нас окружают милые сердцу, любимые наши игрушки. Без них наше детство было бы скучным и не интересным.

  • Вы можете назвать свою игрушку?

Ответы:

Ведущий: Я так и предполагала, что вы назовете механические машинки, танки самоходные, страшных солдатиков, пистолеты. Сейчас, бесспорно, много самых разнообразных игрушек.

Мне хочется напомнить вам об игрушках, которыми играли не только ваши родители, но прадеды и прабабушки. Я бы вас хотела вернуть к игрушкам прошлого. В этих игрушках – вся история. Русские мастера изображали фигуры глупой барышни, бравого гусара, удалого солдата, бедного батрака. Мы смотрим на крестьянские, деревенские игрушки и нас все больше трогает их рукотворность. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых. Очень жаль, что народная игрушка исчезла из игры детей. Они лишь некоторые стоят у нас дома как сувениры. Я предлагаю вам поехать со мной в путешествие. Поехать в деревню, своими глазами понаблюдать за детскими играми, побеседовать со стариками-игрушечниками.

Ведущий: Когда люди научились делать куклы, появились кукольные театры. Одну сценку мы сейчас посмотрим.

Петрушка: Сюда, сюда, почтенные господа,

Билеты берите, пятачки гоните.

За пять копеек дом не построишь,

Соломой не накроешь,

Только кошку молоком напоишь.

СЦЕНКА.

Ведущий: А я приглашаю вас, дорогие ребята, в странствие по местам изготовления русских народных игрушек. Ведь искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Говорят, найденные древнейшие игрушки относятся ко 2 веку до н.э. На Руси самые старинные игрушки – деревянные и глиняные. Мастера наделяли их качествами своей души: мягкостью, добротой, лукавством.

Впереди нас будут ждать встречи с мастерами игрушечных дел, узнаем у них о тонкостях их ремесла. Запишем имена, потому что многие из них еще значатся в истории игрушки. Прислушаемся к названиям игрушек. Попробуем всмотреться и в отдельные игрушки, чтобы понять, какой большой смысл и великая красота может скрываться в малой вещице. Все это, ребята, сделает наше путешествие интересным и содержательным.

Итак, в путь, друзья! Сначала мы побываем в Дымково, Абрамцеве, Филимонове, Хохломе, потом в Городце, Гжели.

А теперь попробуем отгадать загадку, что же это такое? (Слайды с изображением дымковской игрушки)

Гордый, важный,пышный, статный,

В оперении нарядном:

Синий, желтый, красный круг

Распушил свой хвост … (индюк)

Вот такие игрушки мастерят умельцы Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. И село называется это – Дымково. Дымковские игрушки разнообразны: это и уточки, индюки, барашки, лошадки, фигурки барыни, зверей. Игрушки выделяются особым стилем. Поверхность ее после обжига белили мелом, разведенным на молоке, а сверху покрывали яркой краской. Узоры из кружочков, полосок. Мастера использовали яркие краски.

— Ребята, а вот на этих игрушках для чего такая яркая роспись? Служили бы вещи без росписи?

Ведущий: Да, народ издавна любил красоту. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. (Об истории создания Дымковской игрушки рассказывает мастер-игрушечник). Рассказ демонстрируется показом слайдов.

Мастер – игрушечник:

Ласково и нежно называют эту игрушку дымка. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, вся слобода в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка. Сначала были свистульки. Всю зиму женщины лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Вот придумали лепить и другие игрушки. Представьте мастерскую. Мастерица лепит из лепешки юбочку. Сверху приделала голову, руки. колбаску изогнула коромыслом, прилепила ведерки. На голову налепила высокий кокошник, крохотный носик и поставила фигурку сушиться.

Потом разводят на молоке мел и белят игрушки. Затем игрушки расписывают. Узор простой незатейливый: кружочки, прямые и волнистые, полоски, клеточки, пятна.

Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Но, оказывается, еще не все закончено. Предстоит «сажать золото». Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда сажают золото, то от сквозняков закрывают форточки, чтобы лепесточки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит к игрушке и сажает на нужное место: водоносками барышням на кокошники и шляпы, петушкам на гребешки, оленям на рога, деревьям на ствол и яблоки.

И вот игрушки засверкали, стали ненаглядными. И на душе становится празднично! И это все из глины.

Ведущий: А составлять и разгадывать дымковские игрушки начал вятский художник Алексей Иванович Деньшин. Дымковскую игрушку он сравнивает со скучной жар- птицей.

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Все горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

В лесах синих заводилась,

Из глины красной зародилась,

Из песочка чистой речки,

Обжигалась в красной печке,

Краской яркой покрывалась,

Позолотой нарядилась.

Эту птицу я поймал,

Обжигал, нарисовал.

Красным, синим цветом, алым

На утеху старым, малым.

Полюбуйтесь, посмотрите,

Красоте ее дивите!

Игрушки ярки, хороши,

Рисовал от всей души.

На сцене народ слушает русскую народную песню «Коробейники».

ХОРОВОД.

Ведущий: Внимание, загадка. Попробуйте определить следующую игрушку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрешка)

Почти 100 лет назад, недалеко от Москвы, в Абрамцеве, жили и работали художники, и придумали они матрешку. Прообразом была японская кукла.

  • На кого похожа матрешка?

(на крестьянскую девочку).

Ведущий:

Новая игрушка очень понравилась детям и взрослым.

— Чем интересна такая игрушка? А чтоб вам легче было ответить на этот вопрос, я прочитаю вам стихотворение:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

(О тонкостях создания русской национальной куклы – матрешки рассказывает мастер).

Мастер – игрушечник:

Рассказ демонстрируется показом слайдов.

Скоморох 2: А не пора ли нам размяться? А давайте сыграем!

Коробейник: Давай, давай, себя испытай.

Слаб ты иль силен?

Нам узнать занятно,

Всем потешиться приятно.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА.

Скоморох 1:

Ну, молодцы, молодцы!

Вы и сильные, и резвые.

Петрушка:

А теперь немного переведем дух и послушаем потешки.

ПОТЕШКИ.

Скоморох 2:

А хотите еще попотешиться?

Я объявляю частушки.

ЧАСТУШКИ.

Ведущий:

Золотая хохлома.

Золото с золотом свивалась

Жемчуг с жемчугом скатался,

Иван с Марьей сходились,

За единый стол становились.

Вот мы добрались и до старинного русского села — Хохлома.

Мастер – игрушечник: (Рассказывает мастер по изготовлению игрушек и посуды, рассказ иллюстрируют слайды про хохломскую роспись). Здесь в 16 веке была большая торговая площадь, где проводилась ярмарка. Продавали санки, бочки, посуду. Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях вокруг Хохломы. А деревенская надпись Ефремево, Большое и Малое Безделие, придумали роспись по золотому. А назывались деревни так, потому что мужики в них кочки не сеяли и не пахали, земли не было. А только точили посуду и красили ее. Хохломские изделия расходились по всей России. Они были дешевые и прочные.

Ведущий:

— Как золотили мастера дерево?

Мастер – игрушечник: для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Орнамент на изделия из хохломы – травка, точки – ягодки. Предмет становится неповторимо нарядным. Стебли цветов тянутся вверх, завиваются или бегут по кругу. (Зол.+черн.+красн.)

Как у месяца – звезды чистые,

А у солнышка – лучи ясные.

У Иванушки – кудри желтые

Кудри желтые по плечам лежат.

Скоморох 1. А давайте поиграем, есть смельчаки – ложкари? Выходи, не стесняйся, на ложках сыграйся!

ИГРА НА ЛОЖКАХ.

Ведущий: Петрушка, созывай народ на представление!

Петрушка:

Давай, давай, налетай!

Места занимай, такое узрите,

Что в Америку захотите.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

(каждый класс заранее готовил сценки).

Петрушка:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситца, не шелка,

И не кольца, и не брошки,

А изделья Городца-

Вот такие чудеса!

Ведущий.

Городецкая роспись —
Как ее нам не знать:
Здесь такие узоры,
 
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты —
Ни пером описать.
Городецкая роспись —
Как ее нам не знать.

Мастер – игрушечник: (рассказ сопровождается показом слайдов).

Ведущий. Петрушка, смотри-ка, какие куклы тут продают? Ты такие видел?

Петрушка: Нет?!

Ведущий: Да эти ж куклы наши, родные, чувашские!

(все подходят к столу). Тут же появляется мастерица и рассказывает о национальных куклах.

Мастерица: Чувашские дети изготавливали куклы из подручного материала: соломы, глины, холста, нитки, дерева, лыка. Это зависело от того, чем занимались в данный момент их родители. Например, если отец плел лапти, девочки играли в куклы, используя колоды для лаптей. Если в семье было несколько детей, то на каждого из них имелась колода по размеру ноги. Таким образом, девочки изготавливали кукол — пеленашек разного объема, которые напоминали русских матрешек. Своих кукол девочка катала по полу в только что сделанных лаптях. Для этого отец готовил из лыка красивого коня. Во время работы с деревом отец или старшие в семье готовили для детей игрушки из дерева. Деревянная кукла украшалась чувашским вырезным орнаментом. Примечательно, что Андриан Николаев с собой в космос брал деревянную куклу, расписанную чувашским орнаментом. 

Глиняные игрушки в большинстве случаев изготавливались самими детьми в весеннее и летнее времена года. Они долго не хранились, так как не обжигались, а сушились на солнце. Куклы-божества из глины готовились мастерами — ваятелями, поэтому очень отличались от детских работ. Такие куклы лепились из светло-серой глины, скорее всего из береговой, называемой мастерами чекес таме – «ласточкиной» глиной. 

Соломенные игрушки изготавливались круглый год. Даже зимой печка топилась соломой, занесенной из холода в тепло, она размягчалась и являлась прекрасным материалом для детского творчества. Соломенных кукол у девочек было много и они наряжали их, показывая свое творчество. Нужно отметить, что из соломы делались и игрушки-обереги. Они вешались на потолок, были легкими, а золотистый цвет радовал глаз и являлся самым любимым цветом чувашей – цветом солнца. 

ЧУВАШСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.

Ведущий.

Ретивый, с длинной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там!

Тут и там! (конь)

Мастер – игрушечник: (рассказ сопровождается показом слайдов).

Это было самая древняя игрушка. Шеи коньков могучие, крутые, ножки тонкие. А по цвету кони красные, желтые, в яблоках. Для раскраски городецкие мастера брали густо-малиновую краску – фуксин. Фуксин наливали в горшки, макали туда конька, а потом, просушив, кончиком лыка наносили яблоки. И получались красивые кони.

Некрасов – русский поэт – писал:

Он гордо шел, жуя калач,

Он нес жене своей кумач,

Платок сестре, — а для детей

В сусальном золоте коней.

А иногда, ребята, как бы сама природа помогала мастерам в создании игрушек. Она давала природный, готовый материал, из чего делали игрушки. А природа одарила богатством тульские земли, а точнее село Филимоново. Все было тут обыкновенно: крестьяне сеяли, пахали, скот разводили.

А необыкновенно было вот что: близ деревни по оврагам, по речушным берегам выходила из-под земли синяя глина, по-деревенскому – синиха. И столько было той глины, что не могли не стать филимоновцы художниками и гончарами. И сколько филимоновской игрушке лет, точно не счесть. Вот так и родилась здесь одна филимоновская игрушка – свистулька. И столько поколений играло на этих свистульках. Люди верили, что голос посвист обожженной глины прогоняет злых духов. Со свистульным хором даже шли хоронить близких – оберегали родные тени от темных сил.

Свистульки позже стали детской забавой. В печь для обжига умещалось 200-500 игрушек. Свистульки часто использовались как музыкальное сопровождение.

Петрушка:

Как же мы забыли про народные инструменты? Давайте послушаем оркестр народных инструментов.

Ведущий: А еще что изготовляли из глины? В такой посуде был и мед, сахар, блины можно класть. А что это я заговорила о блинах?

Коробейник: Так ведь масленица на дворе!

Все: побежали, побежали, чучело жечь!

Чучело горит, все участники встают в хоровод и прыгают вокруг костра.

Ведущий: Вот и побывали мы в гостях у старины. Чучело горит, загадывайте желание, оно сбудется.

Использованная литература:

  1. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977.

  2. «Народное искусство и его проблемы». – М., «Советский художник», 1977.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here