План-конспект урока по литературе
5 класс
Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).
Цель: актуализация и углубление знаний о басне как литературном жанре, обобщение знаний о баснях И.А. Крылова.
Формирование УУД:
– предметные действия – создать условия для интерпретации басен Крылова, познакомив с творческой историей басни как жанра литературы; научить выявлять аллегорический смысл басен, понимать обобщение, заключенное в морали, через приемы анализа литературного произведения;
– метапредметные действия – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
– личностные действия – развивать познавательную активность учеников; повышать интерес к изучению литературного наследия классиков, формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, толерантность и доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы учащихся: групповая работа, коллективная беседа.
Необходимое техническое оборудование: текст басни «Волк и Ягненок», книги с баснями Крылова, иллюстрации к басням, компьютер, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика |
1. | Орг. момент. Постановка цели и задач урока. | Мотивация на учебную деятельность.
| Подготовка к процессу обучения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. | Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
| Прочитайте высказывания известных людей и выберите наиболее понравившееся. Объясните свой выбор.
Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. (Кн. П. Вяземский)
(К. Батюшков)
(В. Г. Белинский)
(В. Архипов)
С гранитной высоты Глядит, как резвятся вокруг него ребята… (П. Шумахер)
(И. М. Ямпольский) — О творчестве какого писателя мы будем сегодня говорить? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы.
|
3. | Проверка домашнего задания. «Копилка крылатых слов и выражений». (Домашнее задание) | Контроль над подготовкой домашнего задания. Проверка знания обучающимися крылатых слов и выражений, вошедших в язык из произведений Крылова. Подводим обучающихся к пониманию своеобразия языка басен Крылова. Почему крыловские слова названы «крылатыми»? | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Работа в группах. (Задача детей — больше собрать в «копилку» крылатых слов и выражений). «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!». «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было». «Сыр выпал- с ним была плутовка такова». «Слона- то я и не приметил». «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». «Ай Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!» и др. |
4. | Беседа по пройденному материалу. (выявление уровня усвоения изученного материала)
| Фронтальный опрос. Вспомним необходимые для нашей темы слова. Скажите, о каких литературных понятиях идет речь? — Давайте вспомним, что такое басня? — Кто первым из писателей начал писать басни? — Как мы назовем писателя, создающего басни? Баснописец — На какие группы можно разделить басни? (исторические, социальные, бытовые) — Назовите особенности басни. — Что высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? — Как мы назовем нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни? Нравоучение, наставление. Мораль. — Разновидность метафоры, конкретный образ, фиксирующий определенное понятие. Аллегория — Как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.) — Выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Иносказание. — Можно ли отличить басни Крылова от басен других писателей? — Чем басни помогают вам? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Высмеивают недостатки людей, помогают узнавать жизнь и ориентироваться в ней. |
| Игра «Узнай басню» Работа по иллюстрациям. | Побуждение к самостоятельной деятельности. Игра «Узнай басню» Осознание своеобразия басен Крылова через призму взгляда художника. Беседа по иллюстрациям. Посмотрите, как проиллюстрировали басни Крылова известные художники. Их работы помогают нам лучше понять содержание басен. Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите название басни. —Определите прямой смысл и иносказание, выраженные в иллюстрациях. —Как эти басни проиллюстрировали вы? | Самопроверка знаний басни. К восьми иллюстрациям уч-ся записывают название басни. Промежуточная рефлексия (выявление лучшего знатока басен, причин его успеха) |
| Конкурс-чтение басни «Волк и Ягненок» по ролям. | А как нужно читать басни И.А.Крылова? Чтение басни «Волк и Ягненок» по ролям.
| Уч-ся читают басню «Волк и Ягненок» по ролям. |
| Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют оздоровительные упражнения |
| Анализ басни И.А. Крылова. Создание проблемной ситуации, целеполагание. | Работа над басней И.А.Крылова «Волк и Ягненок»? Организация фронтальной беседы по вопросам:
| Отвечают на вопросы. |
| «Аукцион пословиц». | Задание «Аукцион пословиц». Подберите пословицы, в которых упоминался бы волк? Пятиклассники называют пословицы и поговорки (дано без изменений): — Волк коню не товарищ. — Волка ноги кормят. — Волков бояться — в лес не ходить. — Работа не волк — в лес не убежит. — И волки сыты, и овцы целы. — Сколько волка ни корми, все в лес смотрит. — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. — Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву. — С волками жить — по-волчьи выть. Объяснение пословиц (выборочно). Называют те, которые близки басне Крылова. | Уч-ся вспоминают и называют пословицы, в которых упоминается волк. Затем школьники объясняют пословицы (выборочно). |
4 | Подведение итогов урока. Рефлексия.
| Подведение итога урока. — В чём заключается своеобразие басенного мира Крылова? — Работа в группах: создание синквейна на тему: «И.А.Крылов, Басня.» Обобщение сказанного детьми. Вывод. Своеобразие басен Крылова в том, что он сумел сочетать в образах зверей черты, присущие им как представителям животного мира, с теми типически-характерными свойствами, которые отличают людей. В этом тонком сочетании, в реалистической правдивости и цельности каждого образа и заключается замечательное мастерство баснописца. -Интересно ли было познакомиться с произведениями И.А.Крылова? -Актуальна ли басня сейчас и почему? -Чему вы научились у великого баснописца? Выставление оценок с комментариями за работу на уроке. аграждение победителей и выставлению оценок. 1 место занимает команда «…» ! Все участники получают грамоты. Капитан команды их забирает и раздаёт. 2 место занимает команда «…»! Грамоты за артистичность и выразительность получают …. Выставление и аргументация оценок. | Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.
Обучающиеся подводят итоги о своеобразии басенного мира И.А. Крылова, говорят о том, чему они научились у баснописца. Составляют и записывают сиквейн в тетради. Примеры синквейнов: Крылов Умный, ироничный Сочиняет, рассказывает, учит «Звери мои за меня говорят» Баснописец
Басня Веселая, интересная Рассказывает, смеется, исправляет Животные вместо людей изображены Мораль |
| Заключительное слово учителя. | Формирование вдумчивого читателя на основе произведений баснописца. Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа». |
|
| Домашнее задание. | 1. Сочинить басню. (Используя знания об особенностях жанра и языка)*. 2. Написать мини-сочинение на тему «Чему меня научили басни И.А. Крылова». | Запись домашнего задания. |