УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ
в 8 классе
ПУТЬ
ВОСХОЖДЕНИЯ
К СВЕТУ
(урок внеклассного чтения
по повести
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)
Учитель
Зелепукина Елена Егоровна
ЦЕЛИ УРОКА:
— обозначить проблемы, поднимаемые в повести;
— раскрыть глубину нравственных уроков повести;
— показать духовные обновления обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения;
— учить глубокому осмыслению прочитанного; учить выражать свои размышления в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос (развивать монологическую речь);
— подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе сострадание, не оставаться равнодушными с чужой беде.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
— портрет В.Г.Короленко;
— выставка книг В.Г.Короленко;
— иллюстрации к повести «Слепой музыкант»;
— на доске оформлены афоризмы Короленко:
«Человек создан для счастья, как птица
для полёта»;
«Человек создан для счастья, только
счастье не всегда создано для него».
и слова А.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В. Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том, что составляет сущность русского народа.
— Для чего, собственно, создан человек? – так поставлен вопрос в рассказе «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полёта»,- с горькой иронией отвечает герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него, » — замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы, в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных произведений – повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году. В ходе урока мы попытаемся поразмышлять над этими вопросами и проследить путь восхождения к свету главного героя повести.
II. Размышления над повестью «Слепой музыкант.»
Слово учителя.
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования:
первое – о том, как слепорождённый мальчик тянулся к свету, к активной жизни;
второе – это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашёл место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным.
Впервые «Слепой музыкант» был напечатан в «Русских Ведомостях» 1886г. Повесть многократно переиздавалась. Это «психологический этюд», т.е. ряд художественных образов, связанных общей идеей.
Задание 1. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значение.
(Свет – это не только свет солнца, недоступный слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.
Тьма – это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая на своём страдании.
Путь слепого музыканта – это преодоление тьмы в себе, что важно для человека. В этом магическая тайна повести.)
Задание 2. — Выразительно прочитайте 1 и 2 гл. и ответьте на вопрос:
1. — Почему Короленко описывает подробно слёзы матери, её душевные страдания?
(Мать предчувствовала, что ребёнок родился слепой. Стоически выдерживает это известие. Что с ним будет? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей.)
Задание 3. – Какие люди войдут в жизнь Петруся? (Дядя Максим, Эвелина, Иохим, Егор)
Задание 4. – Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?
(Он тоже был несчастен и наказан судьбой. Ему хотелось помочь мальчику ,см. отр. гл. IV с 13
вывод: Его слова жестоки, но справедливы.
Мать решила создать тепличные условия.
Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, не нытиком,
спекулирующим на своём горе.)
Задание 5. – Но разве может слепой человек быть счастливым?
(Может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских
сложностей. Нужно ему помочь найти место в жизни, преодолеть недуг.
Человек будет счастлив, если не убить в нём шансы на более полную
жизнь. см. гл. I ч. 5, ч. 8. )
Задание 6. – Кто такой Иохим?
Почему музыка Иохима потрясла мальчика?
Почему Анна Михайловна в состязании с Иохимом потерпела поражение?
(Музыка Иохима была наполнена живым чувством, в ней звучала боль души. Петрусь открыл красоту родной земли. гл II ч 7, 9 стр. 30-31, 34, 40 ).
Задание 7. Почему дружба с Эвелиной была для Петра даром благословенной судьбы?
( — портрет Эвелины гл 3 ч III с 43
— печальное открытие гл 3 ч V с 48)
Задание 8. – Что же могла сделать для Петра эта маленькая девочка?
(Она была его ангелом- хранителем).
Задание 9. – Какой натурой была Эвелина?
(гл 4 ч I с 53
вывод: она умела любить, а не жалеть. Смогла разделить с ним все радости и печали.)
Задание 10. Прочитайте сцену объяснения в любви.
(гл 5 ч 8 с 74-75)
Задание 11. – Как у Петруся проявился эгоизм?
Какую роль в жизни Петруся сыграл слепой звонарь Егор, Роман, слепые музыканты?
(вывод: Постоянно в Петрусе рождается сострадание к ближнему. Он начинает преодолевать собственную боль, ущербность и добивается признания. Начинает верить в себя, в свой талант.)
Задание 12. – Перед Петрусем встал вопрос:
смириться и страдать или бросить вызов судьбе?
(вывод: Он выбрал путь поисков: странствует с нищими, а затем обретает себя как музыкант и как человек. И судьба ему подарила творческое и человеческое счастье:
— умную, добрую, любящую жену;
— сына, родившегося зрячим;
— талант пианиста и композитора.)
Задание 13. – Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел, да это правда – он прозрел»?
(вывод: На месте слепого, эгоистического страдания он обрёл в душе ощущение жизни: он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость.
«Слепой музыкант» напомнит счастливым о несчастных.)
IV. ВЫВОД.
Русская народная пословица гласит: «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».
Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние. Стремись быть нужным, полезным.
— Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:
1. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
Ответ ученика:
СЧАСТЬЕ – это обретение смысла жизни, любви, признания.
2. ГДЕ ГРАНИЦЫ СЧАСТЬЯ?
Ответ ученика:
ГРАНИЦЫ СЧАСТЬЯ – в ощущении быть нужным и полезным.
3. В ЧЁМ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ?
Ответ ученика:
СМЫСЛ СЧАСТЬЯ – бороться, искать, делать правильный выбор, пройти духовное исцеление.
Учитель: Помните слова А.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».
ближнему. петруся жизни Петруся сыграл слепой звонарь Егор, Роман, слепые музыканты?