Литературная игра
«Знатоки А.С.Пушкина»
Гурская Наталья Владимировна, МБОУ Одинцовский лицей №2, учитель русского языка и литературы, Московская область г.Одинцово
Предмет (направленность): литература
Возраст детей: 9-10 классы
Место проведения: класс или вне класса.
Методический комментарий
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют развитию мотивации. Учащиеся, совместно решая различные задачи в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Дети в практической деятельности, на личном опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). кроме того, в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется также и мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.
Ход занятия
На нашей земле Одинцовской
Село приютилось одно.
В России, пожалуй, известно
Уж целых два века оно.
Захарово…Край заповедный,
Где детство поэта прошло,
Где ласковы солнце и ветер,
Где счастьем наполнено всё.
Наш Пушкин! – мы вслух произносим,
Считая по праву своим
Поэта, великого росса,
Который в душе – исполин.
Из сказок, народных преданий,
Что няня Арина ему
В часы их душевных свиданий
Поведала тихо в дому
Он вырос, и стал знаменитым,
Великий российский поэт!
И имя его не забыто,
Не стёрся за годы портрет.
Он весь словно соткан из света,
Подарен навеки судьбой.
И благословенная эта
Земля, где он вечно живой. (стихотворение авторское, автор Н.В.Гурская)
1 вед. Пушкинские уроки достоинства и любви мы постигали с детства, они учили нас видеть окружающий мир и понимать его, ощущать связь поколений и сохранять традиции.
2 вед. Сколь огромна пушкинская любовь к Отечеству! Ответственность перед Россией и её судьбой, умение называть вещи своими именами – давайте же чаще задумываться о том, сколь обязаны мы этими своими качествами родной литературе и лично Пушкину.
1 вед. Пушкин – тот, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию. Он сам не скрытая боль и радость, которую мы чувствуем в каждой строчке его стихов, он — откровенность, которая подкупает и делает нас лучше, добрее, чище.
2 вед. Пушкинская любовь вечна. Это любовь к Родине, к женщине, к родному слову, родной истории.
1 вед. Сколько же сделал Пушкин для России за свою недолгую жизнь!
Он был и остаётся талантливым поэтом, великим прозаиком. Он драматург, критик, историк, философ.
2 вед. Он умел создавать прекрасное, умел любить, был храбр. Какое счастье, что был и есть у нас с вами Пушкин, человек на все времена, который умел удивлять своих современников и не перестаёт удивлять нас, живущих в 21 веке.
1 вед. Будем же стремиться к нему, будем же искать его дружбы; будем же на уровне его надежды на нас, любви к нам и веры в нас.
Представление команд.
Разыграть пантомимы на сюжеты произведений Пушкина.
Игру начинает та команда, которая первой правильно назовёт имена и отчества родителей А.С. Пушкина и годы его жизни.
1 раунд. Биографический.
1. Как звали в обществе мать А.С.Пушкина?
(прекрасной креолкой)
2. Назовите воспитателей А.С.Пушкина
(Никита Козлов, Арина Родионовна Яковлева)
(звучит стихотворение «Няне»)
3.Кому принадлежало Захарово?
(бабушке М.А.Ганнибал)
4. Любимый город Пушкина?
(Москва)
(строки, посвящённые Москве)
5. Это необычное для России начала прошлого столетия учебное заведение было открыто около Петербурга, в одном из пригородов. Назовите его, где и когда оно было открыто?
(Лицей, Царское село, 19 октября 1816 г.)
(стихи о лицее)
6. Каков был девиз лицея?
(для пользы общей)
7. Назовите прозвища, которыми был наделён Пушкин в Лицее.
(Француз, Егоза, Обезьяна с тигром).
8. Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Кому посвящены эти поэтические строки?
(Куницыну)
-
Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил написать для экзамена 1814 года мои «Воспоминания в Царском Селе»- такую запись Пушкин занёс в дневник много лет спустя после окончания Лицея. О ком здесь вёл речь поэт?
(о Галиче, учителе словесности).
10. В математическом классе вызвал его раз к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы… «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» — «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё равняется нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи». Это строки из воспоминаний Пущина, в которых он ещё добавлял: « Спасибо, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией» Кому говорит спасибо Пушкин?
(Карцеву, преподавателю физико-математических наук).
11. Перед могилой первого директора лицея Малиновского Пушкин и двое его товарищей поклялись в вечной дружбе. Они сдержали свою клятву. Кто это были?
(Пущин и Малиновский)
12. Один из лицейских товарищей Пушкина посвятил ему ещё в 1815 году строки, предрекая будущую поэтическую славу:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением…
И от смертных восхитит бессмертного,
Аполлон на Олимп торжествующий….
Назовите этого друга Пушкина.
(А.Дельвиг)
13. Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. Два лицеиста всё же навестили его. Назовите их.
(Пущин и Дельвиг).
14. Назовите журналы, созданные Пушкиным и Дельвигом в лицее. («Неопытное перо», «Лицейский мудрец»)
(звучат стихи Пущину)
15. Стихотворение, которое прочитал Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 г.
(«Воспоминания в Царском Селе»)
16. Литературное общество, в котором состоял Пушкин?
( «Арзамас»).
17. Где и когда в Москве был установлен памятник Пушкину? Кто его создатель?
(1880 г., Тверской бульвар, Пушкинская площадь, арх. Опекушин)
18. О каком портрете Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?
( о портрете работы Кипренского).
19. Сколько детей имели Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкины?
(4: Мария, Александр, Григорий, Наталья)
20. Где находится могила поэта?
(в Светогорском монастыре)
Поэтическая разминка.
Вспомните строчки известных произведений пушкинской поэзии, опираясь на вторую строку:
-
Голубка дряхлая моя!( Подруга дней моих суровых…)
-
В душе моей угасла не совсем( Я вас любил, любовь ещё, быть может)
-
Вскормлённый в неволе орёл молодой(Сижу за решёткой в темнице сырой)…
-
Передо мной явилась ты…( Я помню чудное мгновенье)
-
Недолго нежил нас обман…( Любви, надежды, тихой славы)
-
Хоть это труд и стыд напрасный…(Я вас люблю, хоть я бешусь).
Инсценировка «Мы все учились понемногу..»
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть.
Эти строки из «Евгения Онегина» известны практически всем. Не думаю, что Пушкин имел в виду себя и своих лицейских друзей. Скорее, он вёл разговор о светском человеке среднего уровня, о самолюбивой посредственности.
А помните ли вы, какое воспитание и образование получили герои пушкинских произведений? Какие у них были учителя?
Вы смотрите инсценировки и узнаёте действующих лиц.
Инсценировка №1.
Монолог героя: В то время воспитывались мы не по-нынешнему. С пятилетнего возраста я был отдан на руки стремянному Савельичу… Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кобеля. В то время батюшка нанял для меня француза, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом прованского масла. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски – и потом каждый из нас занимался своим делом».
Герой усаживается за стол и принимается сооружать воздушного змея из географической карты. Гувернёр, мертвецки пьян, спит. Входит отец героя,
дёргает его за ухо, учителя будит, растолкав, и выталкивает вон.
Узнали вы этого непутёвого учителя и его ученика?
(Пётр Гринёв и мосье Бопре «Капитанская дочка»)
Инсценировка №2
Героиня. Правда ли говорят, будто бы я на барышню похожа?
Герой. Какой вздор! Она перед тобой урод уродом.
Героиня. Ах, барин, грех тебе говорить; барышня наша такая беленькая,
Такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! Я перед нею дура безграмотная.
Герой. И! Есть о чём сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя
грамоте.
Героиня. А взаправду, не попытаться ли в самом деле?
Герой. Изволь, милая; начнём хоть сейчас.
(Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку. Он пишет и называет буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро…. Она повторяет и пробует писать).
Герой. Что за чудо? Да у нас учёба идёт скорее, чем по ланкастерской системе.
Кто они – учитель и ученица? (Лиза Муромская и Алексей Берестов и «Барышни-крестьянки)
Инсценировка №3
Офицер. Куда изволите вы ехать?
Француз. В ближний город. Оттуда я отправляюсь к одному помещику, который нанял меня в учители. Я думал сегодня быть на месте, но г-н смотритель, кажется, судили иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.
Офицер. Кто такой этот помещик?
Француз. Право, г-н офицер, я слыхал о нём мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все при его имени трепещут, что с учителями он не церемонится и уже двух засёк до смерти.
Офицер. Помилуйте, и вы решили определиться к такому чудовищу?!
Француз. Что же делать, г-н офицер. Он предлагает мне хорошее жалованье. Быть может, я буду счастливее других…
Назовите участников диалога. К кому направлялся учитель-француз?
(Дубровский и Дефорж. К Троекурову. «Дубровский»)
Инсценировка №4
Героиня. (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!
Горничная: Вам письмо.
Героиня Ах, это Он пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей».
Горничная: Девушка тайно обвенчалась, но не с Ним. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.
Героиня: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.
Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.
Героиня: Это очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?
Герой: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно. Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.
Героиня: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою.
Герой: Я несчастное создание… я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Инсценировка №5
Девушка:
Не спится, няня, здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Няня:
Что, милая, с тобой?
Девушка:
Мне скучно,
Поговорим о старине.
Няня:
О чем же? Я, бывало,
Хранила в памяти немало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц.
А нынче всё мне темно…
Девушка:
Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?
Няня
И, полно! В эти лета
Мы не слыхали про любовь,
А то бы согнала со света
Меня покойница-свекровь.
Девушка:
Да как же ты венчалась, няня?
Няня
Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет.
А было мне тринадцать лет…
Я горько плакала от страха…
Девушка:
Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня:
Дитя мое, ты нездорова,
Господь, помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси…
Дай окроплю святой водою, ты вся горишь…
Девушка:
Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена.
2 раунд. Творческий.
1. 26 марта 1820 г. известный поэт подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день…». Назовите поэта и пушкинское произведение, вызвавшее такую реакцию
(В.А.Жуковский, поэма «Руслан и Людмила»)
2. 18 мая 1820 г Пушкин был выслан из Петербурга на юг России за эпиграммы и вольнолюбивые стихи. Одно из них заканчивается словами:
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Как оно называется? В каком году написано?
(«К Чаадаеву», 1818г.)
(звучит стихотворение)
3. Раевский, путешествуя с Пушкиным, рассказал ему о некоем дворце, много раз подвергавшемся полному разорению. 37 лет тому назад последний хан Шагин-Гирей покинул столицу и увёз из дворца всё ценное…и вот Пушкин, остановившись в этом дворце, побежал тотчас увидеть… Что хотел увидеть Пушкин? Какое произведение родилось под впечатлением увиденного?
(фонтан, «Бахчисарайский фонтан»)
(звучит песня на стихи Пушкина)
4. Племянница Осиповой, которой Пушкин посвятил стихи: «Я помню чудное мгновенье…»?
(А.П.Керн)
(звучит стихотворение)
-
Когда вышел в свет первый сборник стихотворений Пушкина?
(1825 г.)
-
В этом стихотворении шестикрылый серафим, посланный Богом, преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта. Год его создания?
(«Пророк», 1826г.)
(звучит отрывок)
-
Назовите три романтические поэмы Пушкина, написанные в южной ссылке.
(«Кавказский пленник», 1821г., «Братья-разбойники» 1822 г., «Бахчисарайский фонтан» 1823 г.)
-
Когда написаны, как названы и кому посвящены строки: «Чистейшей прелести чистейший образец»?
(1830, «Н.Гончаровой, «Мадонна»)
-
Это стихотворение – одно из последних в творчестве поэта. Оно написано за полгода до гибели, в самое тяжёлое для Пушкина время. В нём Пушкин подводит итог своему творчеству. Как оно называется, год написания? («Памятник», 1836г.)
-
В каких произведениях изображён Петр 1?
( «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»).
-
«Персты», «зеницы», «уста», «десницы», «глас», «виждь»- эти устаревшие слова встречаются в стихотворении…..
( «Анчар»)
(звучит стихотворение)
-
Какие произведения вошли в «Повести Белкина»?
(«Выстрел», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Метель» «Станционный смотритель»).
-
Кто написал оперу на сюжет «Сказки о золотом петушке»?
(Римский-Корсаков)
-
По какому произведению написана опера Чайковского «Мазепа»?
(поэма «Полтава»)
-
«Береги честь смолоду» — пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется?
( «Капитанская дочка»)
Пушкинские пейзажи.
Белинский называл пушкинские пейзажи «живописью в поэзии». Сейчас мы с вами познакомимся с этими прекрасными «живыми картинами».
Но среди них есть одно лишнее звено – строки, принадлежащие не Пушкину, а другим поэтам. Вы должны найти не пушкинские строки и по возможности назвать поэта.
Задание команде №1
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Тютчев)
Задание команде №2
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь…
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
(Фет)
Задание команде №3
Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною..
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(Плещеев)
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Задание команде №4
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав…
(Лермонтов)
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
Задание команде №5
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной
(Тютчев)
3 раунд. По страницам произведений Пушкина.
-
Долгая зимняя ночь прошла незаметно, сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие.
— Что ты сделала, Сурин? – спросил хозяин.
— Проиграл, по обыкновению. Надо бы признаться, что я несчастлив.
(«Пиковая дама»)
-
Вспомните гениальный роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», где вымышленные персонажи часто находятся рядом с реальным историческими лицами. С кем встречается Евгений Онегин?
(….Сам Александр Сергеевич Пушкин
С мосье Онегиным стоит…)
-
Из какого произведения эти строки?
Княжны испуганной бледнее,
Зажавши уши поскорее,
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся…
Назовите героя, описанного здесь.
(«Руслан и Людмила», Черномор)
-
«Алексей между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься,- сказал он ей.- Ты мне позволишь идти подле тебя?» «А кто ж тебе мешает. – отвечала Лиза.- Вольному воля, а дорога мирская». «Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василия-кузнеца. Иду по грибы»
(«Барышня-крестьянка», повести Белкина)
-
Назовите пословицу, которую Пушкин выбрал эпиграфом к повести «Капитанская дочка»
(Береги честь смолоду)
-
Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, крики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть, и ад со всех сторон.
(«Полтава», Карл, Пётр)
-
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова.
(«Станционный смотритель»)
-
Пришёл я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица-мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает.
(«Борис Годунов»)
-
Острижен по последней моде,
как денди лондонский одет –
и наконец увидел свет. Кто это?
(Евгений Онегин)
-
Любимая героиня романа «Евгений Онегин» Татьяна «русская душою», написала «герою своего романа» чудесное письмо
(прочитать)
Но из 26 строфы 3 главы поражённый читатель узнаёт, что «идеальная русская девушка»….Что узнаёт читатель о Татьяне и письме, которое она написала Онегину?
( -она по-русски плохо знала..
И выражалася с трудом
На языке своём родном.
Итак, писала по-французски)
4 раунд.
Конкурс «Одежда и аксессуары в жизни пушкинских героев».
«Рядиться никогда не лень!» — заметил Пушкин в своём первом крупном произведении – поэме «Руслан и Людмила». В «Евгении Онегине», размышляя о значении внешнего лоска, поэт резюмирует: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
В ходе данного конкурса вы услышите последовательно, в виде тезисов, сведения о герое (героине), касающиеся его(её) отношения к одежде и всякого рода украшениям. Вам предоставляется с трёх попыток узнать героя и произведение.
Задание №1
Этот герой:
-
появляется как в «оборванном армяке и татарских шароварах», так и в «красном кафтане» на «белом коне»;
-
получил в подарок «заячий тулупчик, совсем новёшенький, бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;
-
отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча».
(Пугачёв, «Капитанская дочка»)
Задание №2
Эта героиня:
-
и в старости «строго следовала модам и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад»;
-
свидетелем «таинств её туалета» стал молодой человек;
-
после своей смерти явилась молодому человеку « в белом платье», «шаркая туфлями».
(графиня, «Пиковая дама»)
Задание №3
Эта героиня:
-
заявила, что от надоевшей супруги нельзя избавиться, как от изношенной рукавицы;
-
носила уникальное украшение в виде небесных светил;
-
красотой внешнего облика «днём свет божий затмевает, ночью землю озаряет».
(царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане»)
5 раунд.
Конкурс четверостиший.
Первая строка – известная цитата из стихотворения Пушкина. Вы создаёте своё стихотворение (четверостишие), начиная с этой цитаты.
— Мороз и солнце. День чудесный!
— Я помню чудное мгновенье…
— Мой дядя самых честных правил…
— Сквозь волнистые туманы…
— Безумных лет угасшее веселье…
6 раунд.
Конкурс эрудитов.
-
Найдите зашифрованные произведения:
-История кавказской дамы и всадника из Коломны.( «Кавказский пленник» «Пиковая дама» «Медный всадник» «Домик в Коломне»)
-Выстрел покойного гробовщика в станционную барышню.( «Выстрел» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»)
-Дочка Евгения Дубровского на балу у Моцарта. ( «Капитанская дочка» «Евгений Онегин» «Дубровский» «Моцарт и Сальери»)
-
Собрать из разрезанных карточек крылатое выражение из произведения Пушкина и назвать это произведение:
— Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
-
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей
-
Запретный плод вам подавай, а без того вам рай не рай.
(все высказывания из романа «Евгений Онегин»)
Раунд 7.
Угадай персонажа пушкинских произведений.
-
Вымышленное имя Лизы Муромской из повести «Барышня-крестьянка»
.(Акулина)
-
« И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»
(Борис Годунов)
-
«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло 16 лет».
(Пётр Гринёв)
-
«Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту…»
(Капитан Миронов из повести «Капитанская дочка»)
-
«Он их кормит и поит и ответ держать велит…»
( князь Гвидон)
-
«В дуэлях классик и педант, любил методу он из чувства…»
(Зарецкий из романа «Евгений Онегин»)
-
«И входит с важностью за нею, подъяв величественно шею, горбатый карлик из дверей…»
(Черномор)
-
«Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями..»
(Сильвио из повести «Выстрел»))
-
«Наш герой живёт в Коломне; где-то служит, дичится денежных занятий и не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине…»
(Евгений из «Медного всадника»)
-
«Не всякий вас, как я, поймёт; К беде неопытность ведёт»
(Онегин)
-
«Красавец в полном цвете лет, поклонник .канта и поэт…»
(Ленский)
-
«Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён…»
(королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне …»)
Раунд 8.
Проект лицейского журнала
Придумать название.
-
Заставку-иллюстрацию.
-
Девиз журнала.
-
Рубрики журнала.
-
Написать вступительную статью.
Подведение итогов. Награждение победителей.
1 вед. Дана загадка на века
Гармонии необычайной,-
Поэзия живёт, пока
Её возникновенье – тайна.
Поёт народная душа,
Высокой точностью томима.
Загадка тем и хороша,
Что может быть неразрешима.
2 вед. Состоялась ещё одна встреча на пути к обретению Пушкина. Чтобы стать настоящим человеком в наше противоречивое время, нужно многое понять, пройти через испытания многими соблазнами. Хочется верить, что, прикоснувшись ещё раз к творческому наследию великого поэта, мы, поколение 21-го века, не впустим в свои души пошлость, неверие в красоту окружающего мира.
1 вед. А Пушкин, надо только этого захотеть, всегда будет рядом и протянет по-дружески руку. А, возможно, и скажет, лукаво улыбаясь:
Здравствуй, племя!
Младое, незнакомое!..
(звучит романс на стихи поэта).
Лист оценки команд
Команда № 1 | Команда №2 | Команда №3 | Команда №4 | Команда № 5 | |
Представление (название, девиз) |
|
|
|
|
|
Пантомимы |
|
|
|
|
|
Биографический раунд |
|
|
|
|
|
Поэтическая разминка |
|
|
|
|
|
Инсценировка
|
|
|
|
|
|
Творческий раунд |
|
|
|
|
|
Пушкинские пейзажи |
|
|
|
|
|
По страницам произведений |
|
|
|
|
|
Одежда и аксессуары героев |
|
|
|
|
|
Конкурс четверостиший |
|
|
|
|
|
Конкурс капитанов |
|
|
|
|
|
Угадай персонажа |
|
|
|
|
|
Журнал
|
|
|
|
|
|
Итог
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
-
http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/p4.txt.html А.С. Пушкин, Полное собрание сочинений с критикой
-
http://do.gendocs.ru/docs/index-153089.html Интеллектуальная игра по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка
-
http://nsportal.ru/ Игровые технологии, 2010