Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Учитель Котенко Е.В.
Образы градоначальников в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» Углубить восприятие романа; выявить типичное и индивидуальное в образах градоначальников; определить художественные приёмы сатирической обрисовки персонажей; совершенствовать умения учащихся анализировать текст, участвовать в дискуссии, сравнивать, строить собственные высказывания; расширить знания учащихся о разных видах искусства; познакомить с офортами-рисунками тульского художника Ю.В.Ворогушина, с иллюстрациями других художников. Портрет писателя, офорты-рисунки Ю.В.Ворогушина, иллюстрации художников, рисунки учащихся, фотоматериалы (музей П.Н.Крылова, дом Ворогушина, коллаж с портретами исторических деятелей, раздаточный материал) Определяя приёмы художественной обрисовки персонажей, выявляя обобщающее значение образов романа, сравнивая словесные портреты градоначальников с иллюстрациями художников, раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, особенности стиля писателя-сатирика
Интегрированный урок (история, изобразительное искусство, краеведение, русский язык) Обобщение знаний, умений, навыков Фронтально-коллективная, индивидуальная деятельность
Учащиеся определяют сатирические приёмы создания образов, выявляют типичное и индивидуальное в образах градоначальников и приходят к выводу, что власть, при всём разнообразии представленных в романе типов правления, тем не менее, однородна, повторима во времени, не способна к развитию. К сожалению, образы градоначальников, нарисованные в резкой сатирической манере, находят в реальной жизни почву для своего развития. Проблемный и частично-поисковый метод: 1. «История одного города» — самое смелое в истории русской литературы антимонархическое произведение 2.За прямым смыслом таится второй план понимания, который содержит подлинные мысли автора 3.Типическое и индивидуальное в образах градоначальников: черты российских самодержцев и их приближённых в романе; трактовка образов в изобразительном искусстве; деяния градоначальников. 4.Обобщающий смысл романа «История одного города». Приёмы деятельности: аналитическая беседа, самостоятельная работа, устное словесное рисование, сравнительный анализ.
Типизация, гротеск, сарказм, ирония, гипербола, кукрыниксы, офорты, градоначальник.
1.Ворогушин Ю.В. Каталог выставки – Тула, 1974 2.Кузнецова Г.Н. Художник Юрий Ворогушин – Тула, 1978 3.Кукрыниксы. Собрание произведений: альбом в 4 т. – 1982 4.Бушмин А. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры, 1976 5. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/ Сост. В.И. Кулешов — М.: Дет.лит., 1983. 6. http ://www .pandia .ru /text /77/298/96344.php 7. http ://feb -web .ru /feb /classics /critics /eixenbaum /eih /eih -455-.htm 8. Эйхенбаум. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Чтение и обсуждение выборочных глав романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (обзорное изучение романа, анализ глав «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников») вызвало у вас много критических отзывов, непонимание некоторых аспектов. И это вполне логично. Не все современники писателя смогли понять замысел автора, принять его художественные приемы обрисовки образов, отношения к истории отечества.
Слайд 1.Роман в критике.
И.С.Тургенев считал, что «История одного города» — в сущности «сатирическая история русского общества». Публицист А.С.Суворин усмотрел в летописи Глупова «уродливейшую карикатуру на историю государства» и обвинил Салтыкова-Щедрина «в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории». «Русский вестник» писал, что Щедрин «не нашел в народе и в своей стране ничего лучшего, кроме глуповцев и идиотского города Глупова».
* С каким из данных высказываний вы бы согласились?
* Как вы считаете против кого была направлена сатира автора ( правителей или народа; виновниками негативных явлений в жизни являются все социальные слои общества?) На кого прежде всего направляет свою сатиру М.Е. Салтыков-Щедрин? (Прежде всего на власть имущих, на это указывает глава «Опись градоначальников». )
2. Постановка целей и формулировка темы урока.
* Какую работу мы с вами должны провести, чтобы понять замысел автора, его отношение к истории правления в России? (выявить типическое и индивидуальное в образах правителей, определить художественные приемы сатирической обрисовки персонажей, выяснить, существуют ли среди современных правителей типы, подобные героям Салтыкова-Щедрина). Определите тему нашего урока.
3. Инструктирование групп.
Предварительно класс разбит на творческие группы (историки, лингвисты,сатирики, краеведы, художники), которые выполняли определенные задания, связанные с темой урока, готовили вопросы, оформляли материал (отчеты, иллюстрации, таблицы, презентации – по выбору)
Историки: составить исторический комментарий к понятию «градоначальник»; провести исторические аналогии к образам (прототипы), эпизодам романа.
Лингвисты: исследование «говорящих» фамилий градоначальников.
Сатирики: определить приёмы художественной обрисовки персонажей, выявить обобщающее значение образов в романе.
Краеведы: подготовить рассказ об иллюстраторах романа, о пребывании в Туле писателя, художников-иллюстраторов.
Художники: найти и сравнить иллюстрации кукрыниксов и офорты Ворогушина (или других художников) к роману, их технику исполнения, предложить свои интерпретации образов градоначальников.
3. Изучение нового материала.
Работа с понятием «градоначальник»
1)Слайд. Исторический портрет градоначальника ( группа « историков»).
Градоначальник в Российской империи в XIX — начале XX века должностное лицо с правами губернатора, управляющее градоначальством (городом с прилегающими землями), выделенным из губернского подчинения в отдельную административную единицу вследствие его особого значения или географического положения (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Севастополь, Керчь, Николаев, Таганрог и др.) Градоначальник назначался императором лично или по представлению Министерства внутренних дел. По отношению к городам, входящим в состав градоначальств, градоначальники пользовались всеми правами губернаторов по надзору за городским самоуправлением (руководство городской полицией, обеспечение надзора за торговлей, почтой, судоходством, состоянием публичных, крепостных и портовых зданий).С начала XIX в. и до 1917 г. на территории Российской империи действовало 15 градоначальств. Февральская революция 1917 года упразднила институт градоначальства, заменив градоначальников на комиссаров Временного правительства.
2)Слайд. Обязанности градоначальников в Российской империи ( группа « историков»).
В своде законов Российской империи, составленном в 1842 г. функции градоначальника подразделялись на следующие четыре направления:городское управление, полиция,развитие торговли, судебные органы. В 1876 г. градоначальник получил право издавать обязательные постановления для местных жителей.В 1877 г. в необходимых ситуациях призывать войска для наведения гражданского порядка. В 1881 г. ссылать лиц, подозреваемых в антиправительственной деятельности.
Слово учителя. Обратимся к роману Салтыкова-Щедрина. Соответствуют ли его герои, их деяния своему высокому политическому статусу? Почему не соответствуют? (Последовательно соблюдается один и тот же принцип правления – безраздельное господство, основанное на самодурстве, самоуправстве и репрессиях по отношению к народу.) Таким образом, становится понятными причины обращения писателя к сатирическим и фантастическим приемам изображения своих героев. Глупов – город обобщенный, собирательный, олицетворяющий самодержавие, и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. Неслучайно в галерее глуповских градоначальников можно отыскать черты подлинных российских самодержцев или их приближенных.
3) Слайды 5-10. Викторина, подготовленная «историками» с их комментариями.
Посмотрите на портреты русских самодержцев и политических деятелей, сатирически изображенных в романе, назовите их. Кого из образов щедринских градоначальников напоминают их деяния или внешность, биографические детали.
№5 -в биографии Онуфрия Ивановича Негодяева, «бывшего гатчинского истопника», отразились особенности карьеры Алексея Милютина и одновременно черты Павла I.
№6 образ Грустилова напоминает Александра I, о котором историки писали, что он «был добр и чувствителен». На это указывает и дата смерти. Либеральные же начинания Александра I в первые годы его правления сатирически изображаются в деятельности Двоекурова.
№7 -в деяниях Беневоленского угадывается законно-творческая активность Сперанского. Салтыков-Щедрин сам подталкивает читателя к этой аналогии, указывая, что этот градоначальник — «товарищ Сперанского по семинарии» .
№8 Угрюм-Бурчеев наделен внешним сходством с императором Николаем I .Его фамилия и деяния указывают на Аракчеева. Перехват-Залихватский, сжегший гимназию и упразднивший науки, — Николай I, закрывавший университеты и боровшийся против образования
№9 В главе «Сказание о шести градоначальницах» особенно ощутима связь с историческим материалом. Действительно, дворцовые перевороты в 18 веке организовывались в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах градоначальниц. Так, в Ираиде Лукинишне Палеологовой, «бездетной вдове, непреклонного характера, мужественного сложения, с лицом темно-коричневого цвета», по-видимому, изображена Анна Иоанновна. Портрет Амалии Карловны, о которой летописец пишет, что была «полная, белокурая немка, с высокою грудью, с румяными щеками и с пухлыми, словно вишни, губами», напоминает портрет Екатерины. Она также была возведена на престол преданными ей «солдатами», как и глуповские самозванки. С помощью солдат инвалидной команды они захватывают казну и объявляют себя градоначальницами. Климентину де Бурбон (Елизавета Петровна)
Слово учителя. Итак, мы видим, что некоторым градоначальникам писатель придал черты реальных исторических деятелей, однако многие черты самодержцев преувеличены, образы гротескны, саркастичны. Как вы считаете, для чего?( С одной стороны, с помощью смеха писатель обличает пороки, с другой стороны, подчеркивает, что глуповские правители не конкретные исторические личности, а обобщенные, типические образы.)
Какие средства построения сатирического образа использует Салтыков-Щедрин при изображении градоначальников?
1) Слайды с комментариями, подготовленные «лингвистами». «Говорящие» фамилии градоначальников.
У градоначальников (ниц) фамилии придуманы, а имена готовые, причем и русские, и иностранные.Условно их можно разделить на несколько групп: фамилии-прозвища, оценочные характеристики,аллюзии, ироничные сочетания иностранных и русских имен, отчеств и фамилий.
Материалы для ответа. Брудастый Дементий Варламович, по прозвищу — Органчик. Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы).
Фамилии Негодяева говорит сама за себя: автор, в данном случае, использует ее, желая прямо выразить свое отношение к этому типу градоначальников, который к тому же отличаются порывами безумной ярости.
Грустилов Эраст Андреевич взят из произведения Карамзина «Бедная Лиза». Он в духе сентиментализма скромен, отличается нежностью и чувствительностью сердца, «не мог без слез видеть, как токуют тетерева». Даже смерть персонажа укладывается в его общую характеристику, так как, по словам автора, он умер от меланхолии. Фердыщенко — фамилия одного из героев романа Ф. М. Достоевского. Урус-Кугуш-Кильдибаев — возможный родственник Урус-Кучума-Кильдибаева, дикого помещика из одноименной сказки самого М. Е. Салтыкова-Щедрина. Фамилия Двоекуров созвучна Троекурову из романа Пушкина «Дубровский» , фамилия Урус-Кугуш-Кильдибаев напоминает фамилию дикого помещика в одноименной сказке Салтыкова-Щедрина — Урус-Кучум-Кильдибаева,
Угрюм-Бурчеев созвучен фамилии государственного деятеля — Аракчеева.
На характер героя указывает фамилия Перехват-Залихватский.
Иван Матвеевич Баклан. По словарю Даля баклан — это болван, чурбан, чурка. Очередной намек автора на глупость и некомпетентность градоначальника.
Ироническими фамилиями наделен и ряд других градоначальников: Лавмрокакис, Бородавкин, Прыщ. В данном случае налицо их высмеивание.
Таким образом, используя говорящие фамилии и имена, писатель показывает свое отношение к градоначальникам. Они являются средством выражения авторской позиции не только к правителям Глупова, но и всего института градональничества.
Слово учителя. Сущность каждого градоначальника помогает выразить писателю целый арсенал сатирических приемов. Вспомнить эти приемы помогут нам «сатирики».
1) Игра «Угадай название литературоведческого термина. Приведи свой пример». (Слайды, подготовленные «сатириками».)
Выражение насмешки посредством иносказания (ирония).
Злая и язвительная насмешка-издёвка, высшая степень иронии (сарказм).
Средство художественного изображения, в основе которого – подчёркнутое, максимально возможное преувеличение и заострение, нарушающее границы правдоподобия (гротеск).
Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении (гипербола).
Сочетание противоречивых понятий, создающее тот или иной стилистический эффект (алогизм).
Язык намёков, маскирующий мысль и позволяющий её передать в печати, несмотря на запрет; своего рода тайнопись (эзопов язык).
Слово учителя. Сущность сатирического образа помогает понять мастерски выполненная иллюстрация, карикатура и даже офорт. Среди самых известных иллюстраций к роману «История одного города» — работы кукрыниксов и Ю.В.Ворогушина.
Заочная экскурсия (Слайды, подготовленные «краеведами».Они же проводят экскурсию)
Слайд 13-14.Кукрыниксы – это творческий союз трех художников: М.В.Куприянова, П.Н.Крылова, Н.А.Соколова. Порфирий Никитич Крылов –туляк. Его семья жила в Чулково на ул.Замочной. В 1997 году в Туле открыт музей П.Н.Крылова, филиал Тульского музея изобразительных искусств. В 1935-1939 годах они сделали серию иллюстраций к произведений Салтыкова-Щедрина.
Рисунки к «Истории одного города» построены по законам карикатуры. Основными средствами выражения являются гипербола, намеренно искаженное изображение лица или какого-либо события, детальная подробность. Они умеют оживить предмет или, наоборот, из чинуши, бюрократа сделать неодушевленную вещь (слайд «Брудастый»).Все фантастические события ими изображались на фоне реального пейзажа, в них помимо градоначальников участвовали реальные люди. В портретах некоторых правителей без труда можно узнать отдельных политических деятелей того времени.
Слайд 15. На проспекте Ленина в Туле находится дом № 43.Здесь с 29 декабря 1866-го по октябрь 1867 г. состоял в должности управляющего Казенной палаты Салтыков-Щедрин.В это время Щедриным был написан памфлет на тульского губернатора Шидловского «Губернатор с фаршированной головой». На противоположной стороне проспекта находится дом, в котором жил Ю.В.Ворогушин. Его иллюстрации, созданные в 1956-1957 годах, выполнены на цинковых досках в технике офорта. (В офорте на доску, покрытую слоем лака и копоти, иглой наносят рисунок, затем доска протравливается кислотой, и рисунок приобретает рельеф. На полученное клише накатывается краска, поверх накладывается увлажненный лист бумаги. В отпечатке углубленные места клише оказываются темными, высокие – светлыми). По сравнению с графическим рисунком, офорты более живописны. Художник выдвигает градоначальников на первый план: их портреты увеличены в масштабе и словно надвигаются на нас во всей своей злобной силе. (слайд )
4.Этап осуществления обратной связи. (Работа учащихся с иллюстрациями художников)
Задание готовят «художники». Узнайте градоначальников на иллюстрациях. Обоснуйте свой выбор. Вспомните его деяния, за что высмеивает его писатель (комментарий «сатириков»). По манере, стилю, интерпретации образа попробуйте определить авторов иллюстраций. (Комментарий заранее подготовленных «художников»)
Слайд 17.Огромная подошва щегольских ботфортов, сжатая в кулак правая рука, рачьи глаза, нависающие над обывателем, производят впечатление жуткое и смешное одновременно. Округлый живот, ноги, которые находятся ближе, увеличены, голова же и плечи совсем маленькие на этом башеноподобном теле.( Иван Матвеевич Баклан – Ворогушин)
Слайд 18.В голове этого деятеля вместо мозга действует нечто вроде шарманки, наигрывающей два слова-окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Так высмеивает Щедрин бюрократическую бездумность русской государственной власти.(Органчик-кукрыниксы)
Слайд 19. Об этом персонаже писатель писал : «Градоначальник с фаршированной головой, означает не человека с фаршированной головой, а именно градоначальника, распоряжающегося судьбами многих тысяч людей» . «Плечистый, сложенный кряжем… Он был румян, имел алые и сочные губы, из-за которых виднелся ряд белых зубов.В фаршированной голове этого правителя родилась гениальная мысль: вся сущность администрации состоит в невмешательстве в обывательские дела». И хотя глуповцы вздохнули при новом начальстве, суть жизни мало изменилась: и в том, и в другом случае судьба города находилась в руках безмозглых властей. Прототипом образа стал тульский губернатор Шидловский. На нем мундир, украшенный штаб-офицерскими эполетами.( майор Прыщ-кукрыниксы)
Слайд 20. Сей градоначальник «был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь сенатский указ». (Статский советник Иванов- Ворогушин)
Комментарий учителя или подготовленного ученика: следует заметить, что, сочиняя эту явно фантастическую подробность, Салтыков-Щедрин опирался на материал реальной действительности: с середины 17 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч законов. Собранные вместе они составили 45 томов. Характерной чертой большинства была запутанность и противоречивость. Понять их не в состоянии были даже те, кто по долгу службы призван был применять на практике. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что фантастика Щедрина в сущности своей правдива. Нереальны лишь внешние черты образов и событий.
Слайд 21. Один из деятельнейших глуповских правителей. На портрете он похож на маленького орущего уродца, низкорослого, как бородавка. Он спалил 33 деревни, взыскав при этом недоимок 2 рубля с полтиною. Позади стоят задавленные поборами мужики, похожие на безмолвных призраков.( Василиск Семенович Бородавкин –Ворогушин)
Слайд 22. один из тех немногих градоначальников, при которых глуповцам удалось перевести дух. (Ксаверий Георгиевич Микаладзе –Ворогушин)
Слайд 23. Он летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиль, и оттуда с превеликим трудом снят.(кукрыниксы -Маркиз де Санглот.)
Слайд 24. Этот градоначальник прославился тем, что въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
Слайд 25. Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб…; взгляд чистый, без колебаний; …челюсти развитые, но без выдающегося выражения плотоядности, а с каким-то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам… Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы, и держит в правой руке сочиненный Бородавкиным „Устав о неуклонном сечении“… «Цепенящий взор, в котором была неизреченная бесстыжесть…взор светлый, как сталь, но совершенно свободный от мысли». Точно зверь рыщет он в поисках жертвы. По-вольчьи блестят его глаза, в лице тупое выражение. Книга, которую он держит, «Указ о неуклонном сечении», заложенная розгами.
( Угрюм-Бурчеев).
Слово учителя. Этот образ вызвал самое большое количество интерпретаций. Как вы думаете, почему?
5. Сравнительный анализ иллюстраций кукрыниксов и Ворогушина (подготовлен «художниками»)
-Сравните образ Угрюм-Бурчеева, созданный писателем, с иллюстрациями художников. Согласны ли вы с такой интерпретацией? Вспомните деяния градоначальника и обоснуйте свой ответ.
6. Работа с таблицей (раздать учащимся). Дополнить вторую часть примерами из текста дома.
На какие группы по качеству управления можно разделить правителей Глупова?
Как влияет форма правления градоначальника на жизнь глуповцев? Вспомните при правлении какого градоначальника глуповцы достигли наивысшего благополучия?
Самостоятельное заполнение таблицы
Жизнь глуповцев при его правлении |
7.Беседа.
Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий правитель?
-Только ли от правителя зависит жизнь народа?
8.Подведение итогов работы. Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин «градоначальник» употребляется в данной книге не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. Все градоначальники похожи друг на друга в главном: их прожекты и поползновения сводятся к одному – к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы. Власть однородна. Она повторяема во времени, неспособна к развитию. Вот почему и подвергается резкой критике Салтыкова-Щедрина.
-Вспомните оценки критиков, высказанные в адрес писателя после публикации романа. Согласны вы с ними сейчас? (карикатура «на историю государства», «глумление над русским народом») Сам писатель так отвечал своим оппонентам: «Может быть, я и ошибаюсь, но, во всяком случае, ошибаюсь совершенно искренно, что те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь…Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее…я совсем не историю предаю и осмеянию, а известный порядок вещей».
Это политическая сатира на русское самодержавие, на правительственную власть, где цари и министры представлены в образах градоначальников, а установленный ими порядок в стране представлен в образе города Глупова.
Актуален ли роман? В наши дни особенно острым вопросом являются взаимоотношения власти и народа) Есть ли среди современных правителей градоначальники, подобные героям Салтыкова-Щедрина?