МБОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

Волшебный рыцарь мечты

Урок внеклассного чтения в 7 классе

по повести А. Грина «Алые паруса»

Учитель русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна

Волшебный рыцарь мечты

Урок внеклассного чтения по повести А. Грина «Алые паруса»

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского писателя-фантаста и

романиста А. Грина, расширить их знания о художественных особенностях его

произведений, в частности – повести «Алые паруса».

Задачи:

  • развивать навыки анализа художественного текста;

  • формировать умение давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;

  • способствовать развитию монологической речи;

  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Подготовительная работа

Задания учащимся:

  1. Прочитать повесть А. С. Грина «Алые паруса»;

  2. Познакомиться с рекомендованным учителем материалом о жизни и творчестве

А. С. Грина;

  1. Подумать над вопросами:

    • Какие особенности и черты характера писателя запомнились вам в его биографии?

    • В чём притягательная сила гриновского таланта, чем он вам дорог?

    • Понравилась ли вам повесть «Алые паруса»? Чем? В чём её отличие от ранее вами прочитанных такого рода произведений?

    • Поняли ли вы основную мысль писателя, которую он вложил в феерию «Алые паруса»?

    • Подумайте над характеристикой главных героев повести.

    • Группе учащихся подготовить инсценирование указанного эпизода.

Оборудование

  1. Портрет А. Грина.

  2. Белый парусник (оборотная сторона парусов красного цвета), на борту которого написаны слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую, сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту человеческих подвигов, исканий, высоту духа».

Ход урока

I.Слово учителя

Наш сегодняшний урок внеклассного чтения, посвящённый писателю-фантасту, романисту Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный,

С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в январе

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о ДОБРЕ.

Уже из строк из этого стихотворения мы видим, насколько разными являются герои гриновских произведений: люди с обманчивой улыбкой, с великою злобой с одной стороны и люди с могучей любовью, с бунтующей кровью, с вечной мечтой о ДОБРЕ с другой стороны. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, характерах героев повести «Алые паруса».

Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

II.Сообщение ученика об А.Грине (сопровождается показом презентации)

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.

Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.

Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

III. Слово учителя

Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет вам яснее понять какое место в борьбе русской литературы за человека, против низости и косности занимает проза А.Грина.

Раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы – это и есть волшебное свойство гриновского таланта. Ему всегда хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь помогала ему выдумывать свои рассказы. В Старом Крыму, городе тишины и развалин, и умер он в одиночестве вечером 8 июля 1932 года. Вот уже почти 80 лет нет среди нас этого рыцаря мечты, как часто его называли, а герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством, благородством, человеческой красотой. Мне очень приятно, что вы тоже увидели это в героях «Алых парусов» и написали об этом в своих отзывах.

IV.Беседа по содержанию повести

«Алые паруса» — одно из самых прославленных произведений А.Грина. Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. «Живая мечта», — говорил о ней Грин. А вышла она в свет в 1923 году.

  • «Алые паруса» часто называют сказкой. Согласны ли вы с этим? (Это, конечно, неверно. Для сказки в повести слишком много реальных событий)

  • Феерия начинается описанием детства Ассоль. Каким оно было? Почему? (Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные и фантастические истории об игрушках, о жизни и людях).

  • В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).

  • Какие слова героя доказывают, что сам он понимает, что поступил плохо? («Чёрную игрушку я сделал Ассоль»). Как вы понимаете эти слова?

  • Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни как непрестанного чуда. Откуда в ней это появилось? (Повлияли рассказы отца. Собиратель фольклора Эгль, увидев десятилетнюю Ассоль у ручья в погоне за уплывающей игрушкой, рассказал ей сказку о том, что когда Ассоль будет большой, за ней приплывёт на чудесном корабле с алыми парусами прекрасный принц и увезёт её в счастливую блистательную страну. Заронив в душу девочки большую мечту о достижимом счастье, мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, за мечтой следуют поступки – стремление обратить желаемое в действительное).

  • А сейчас давайте обратимся к одной из замечательных сцен повести. Подумайте и ответьте, почему Ассоль поверила Эглю?

Инсценирование сцены встречи Ассоль с Эглем

  • Кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? Чем именно? (Грей. В его образе Грин воплотил свои представления о гуманизме. В случайной встрече молодого капитана и юной деревенской мечтательницы Грин подчёркивает родство их духовных интересов, цельность и тонкость чувств и характеров. Грей ничего не знал о девушке, которую увидел в лесу спящей. Но он любил неожиданности и загадки, и за сильным впечатлением у него всегда проявлялось активное действие).

  • В судьбе Ассоль Грей нашёл идею и человека: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Какое решение принимает Грей, почему? (Грей решает прийти в Каперну на корабле с алыми парусами согласно мечте Ассоль)

Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из повести: начало главы №7

  • Почему не удивилась Ассоль, когда увидела Грея и услышала его слова: «Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?» (Она жила этим все последние годы).

  • Найдите в тексте слова, доказывающие, что Ассоль была счастлива в этот момент.

  • Как вы думаете, почему именно «пушистым котёнком сидело в ней счастье»?

  • Каким предстал перед вами Лонгрен? (В тяжкой жизненной борьбе он принял на себя воспитание дочери. Сильно горевал он об умершей жене, погибшей по вине лавочника Меннерса. Именно поэтому не помог Лонгрен Меннерсу, сказав: «Она так же просила тебя. Думай, покуда ещё жив, Меннерс, и не забудь!»)

  • Как во многих других произведениях всех героев повести можно разделить на положительных и отрицательных. Как бы это сделали вы?

  • Почему, по-вашему, Ассоль доверяла Филиппу? (Он понимает романтическое мировосприятие Ассоль: «Она говорит как большая, но причудливый её разговор… то же, да не совсем так. В разговоре с Ассоль однажды ему показалось, что корзина с углём въявь зацвела – «брызнуло листом и пропало»)

Инсценирование сцены прощания Ассоль с Филиппом

  • Какова, по-вашему, главная идея повести? (В «Алых парусах» Грин ясно выразил две значительные идеи: о достижении светлой мечты своими руками и о том, что мечта – неодолимое оружие против живучего мещанства, косности, злобы и стяжательского отупения)

V. Викторина

Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на несколько минут волшебниками и превратить эти белые паруса в алые, ведь мы сегодня уже убедились, что любую мечту можно своими руками превратить в реальность. Для этого нам нужно будет ответить на несколько вопросов, ответы на некоторые из них уже звучали сегодня на уроке.

(Получив правильный ответ на вопрос, учитель переворачивает белые листы. Постепенно паруса становятся красными).

  1. Настоящая фамилия А.Грина. (Гриневский)

  2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)

  3. Как звали мать Ассоль? (Мери)

  4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким никелевым замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

  5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)

  6. «Это случилось в библиотеке… Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину. Картина изображала…» Что? (Корабль)

  7. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? (Она увидела на пальце кольцо).

VI. Слово учителя

Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это будет, если только вы постараетесь сами.

Домашнее задание

Самостоятельно прочитать одно из произведений А.Грина, написать отзыв.

Использованная литература

  1. Михайлова Л. Н. Александр Грин. Жизнь, личность, творчество. М.: Художественная литература, 1992

  2. Вихров В. Мечта разыскивает путь. М.: Детская литература, 1987

  3. Никонова А. Н. Уроки внеклассного чтения в 7-8 классах. Казань, Татарское книжное издательство, 1995

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here