Задания к олимпиаде по литературе для обучающихся 8 класса
I. Знание текстов художественных произведений
1. Укажите название произведений, авторов по следующим строчкам:
а) «И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: « Суди его Бог!»
б) «Деточка, мы все немного лошади»
в) «Над Москвой, великой, златоглавою…»
г) «Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя…»
д) «Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы…
Я поблагодарил его и спросил его имя.
— Меня зовут Фомой, — отвечал он…»
е) «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город».
ё) «В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев».
II. Знание теории литературы.
1. Соотнесите жанры с названием произведений
Произведение | |
1.Автобиографическая повесть | 1.А.С.Пушкин «Борис Годунов» |
2.Юмористический рассказ | 2.Л.Н.Толстой повесть «Детство» |
3.Историческая баллада | 3.А.П.Чехов «Злоумышленник» |
4.Историческая трагедия | 4.И.С.Тургенев «Русский язык» |
5.Хокку | 5.А.К.Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» |
6.Стихотворение в прозе | 6.Трёхстишие |
2. Укажите три изобразительно-выразительных средства, используемых в цитате:
«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням»
3. О каких литературных терминах (средствах выразительной речи) идёт речь?
а) один из тропов – художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков;
б) относительно короткий текст, помещённый автором перед произведением или его частью и кратко выражающий идейный смысл, основное содержание;
в) художественный приём намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием;
г) один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания героя;
д) дополнительный элемент композиции, следующий после завершения основного повествования для сообщения читателю дополнительных сведений.
III. Общая культура чтения. Назовите русских писателей и поэтов, с которыми связаны эти географические места: Васильевка, Чёрная речка, Москва.
IѴ. Напишите стихотворение, используя следующие рифмы: речью – навстречу; умах – впотьмах; спящий – настоящий; эхо — успеха
Ответы:
I. а) Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда»
б) В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
в) М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
г) М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
д) И.С.Тургенев «Бирюк»
е) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
ё) А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
II. 1. Соотнесите жанры с названиями произведений
1) — 2); 2) – 3); 3) – 5); 4) – 1); 5) – 6); 6) – 4).
2. Инверсия, сравнение, метафора
3. а) гипербола; б) эпиграф; в)гротеск; г) лирика; д) эпилог
III. Васильевка – Гоголь; Чёрная речка — Пушкин; Москва – Лермонтов
IѴ. Каждая строчка равняется 1 баллу, если она ритмично построена.
ОЦЕНКА: за каждый ответ – 1 балл
СУММА БАЛЛОВ: 28