Задания школьного этапа всероссийской олимпиады
по литературе
2012 – 2013 учебный год
9 класс
-
Знание текстов художественных произведений
1. Кто из поэтов так говорит о своем творчестве, заслугах, целях творчества? ( Максимальное количество баллов – 2 балла)
-
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге,
И истину царям с улыбкой говорить.
1.2 Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому – нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок.
В моих стихах; как знать? Душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.
2. О каких героях каких произведениях идет речь?
(Максимальное количество баллов – 4 балла)
-
Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что! Это их дело. Это – таки и наука не дворянская. Дворянин только скажи: свези меня туда. Свезут, куда изволишь. Мне поверь… то вздор, чего не знает сын.
-
От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
3. Определи автора афоризма:
(Максимальное количество баллов – 4 балла)
3.1 Свежо предание, а верится с трудом.
3.2. Человек создан для счастья, как птица для полета.
-
И крестьянки любить умеют.
-
Рожденный ползать летать не может.
4. Узнай произведение по его началу, назови автора.
(Максимальное количество баллов – 6 баллов)
4.1 Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры
Струи Арагвы и Куры
Был монастырь…
-
Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!
-
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов отрада,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют,
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
-
Историко – литературные задания.
1. Что объединяет поэтов трех разных времен: Горацио, Г.Державина, А С.Пушкина? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)
2. Перечислите 3 произведения древнерусской литературы разных жанров. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
3. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
(Максимальное количество баллов – 1 балл)
-
Знание теории литературы
1. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
Море блеска, гул, удары,
И земля потрясена, —
То стеклянная стена
О скалы раздроблена,
То бегут чрез крутояры
Многоводной Ниагары
Ширина и глубина!
(Н.М.Языков «Водопад»)
2. Определите жанры следующих произведений:
«Русский язык» И.С. Тургенева, «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Море» В.Жуковского. (Максимальное количество баллов- 5 баллов)
3. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. (Максимальное количество баллов – 2 балла)
-
Литература и другие виды искусства.
1. Какие стихи М.Ю.Лермонтова положены на музыку?
(Максимальное количество баллов – 2 балла)
2. Назовите художественные фильмы, созданные по произведениям А.С.Пушкина. ( Максимальное количество баллов – 3 балла)
-
Комплексный анализ прозаического произведения
При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Воробей.
Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1878
или
Интерпретация лирического произведения
П.Вяземский
ОСЕНЬ
Кокетничает осень с нами:
Красавица на западе своем
Последней ласкою, последними дарами
Приманивает нас нежнее с каждым днем.
И вот я, волокита старый,
Люблю ухаживать за ней
И жадно допивать, за каплей каплю, чары
Прельстительной волшебницы моей.
Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,
И бархат, и парча, и золота струя,
И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда,
Которыми она обвешала себя.
И тем дороже мне, чем ближе их утрата,
Еще душистее цветы ее венка,
И в светлом зареве прекрасного заката
Сил угасающих и нега и тоска.
(1874)
Члены предметно – методической
комиссии Роспись
1.Стерлева Е.Ю. — методист управления образования
2.Зубова В.П. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель
3. Загородняя Л.Н. – учитель МБОУ «СОШ №3» г. Строитель
4. Романькова Н.В. – учитель МБОУ «Томаровская СОШ №1»
5. Симонова Е.В. – учитель МБОУ «Кустовская СОШ»
6. Коленченко Н.И. – учитель МБОУ «СОШ №2» г. Строитель
7. Золочевская Я.Р. – учитель МБУ «СОШ №»» г. Строитель
8. Старшова С.Н. – учитель МБОУ «СОШ №1» г. Строитель
9. Гажа Н.С. — учитель МБОУ «СОШ № 1» г. Строитель
10. Стародубцева О.И. – учитель МБОУ «Яковлевская СОШ»
11. Кохан Н.Л. — учитель МБОУ «Томаровская СОШ №2»
12. Жукова Н.В. – учитель МБОУ «Дмитриевская СОШ»
13. Моргунова И.А. – учитель МБОУ «СОШ №2» Г. Строитель