Исследовательская деятельность на уроке
математики в 1 классе
Учитель: Нестерова Надежда Александровна
МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» г.Саратова
Тема урока : Исследование способов сравнения чисел
Цель: Исследование способов сравнения чисел.
Задачи: работать над усвоением всеми учащимися правил сравнения чисел;
формировать умения применять правила сравнения в практической деятельности;
учить устанавливать закономерность, проводить классификацию,обобщать путем сравнения;
закреплять знания состава и образования чисел второго десятка;
развивать психологические характеристики личности учащихся: память, произвольное внимание, коммуникативность , воображение , уверенность в себе;
создать условия для воспитания таких качеств личности как развитие индивидуальности и
субъективности, проявление самостоятельности и инициативы, взаимопомощи.
Тип урока : исследование
оборудование: демонстрационный , наглядный и раздаточный материал : предметные картинки с изображением овощей и сказочных персонажей , полоски из картона красного, синего цвета ,числовой луч, линейки, цветные карандаши, учебник «Математика»- 1 класс, автор Рудницкая В.Н., круговая диаграмма, таблица – перфокарта ( у учителя на доске), таблицы с правилами сравнения.
Ход урока:
1.Организационный момент
У нас порядок такой: все что нужно под рукой!
2.Организация класса и подведение к проблеме:
Сегодня у нас необычный урок. Представьте , что мы с вами попали в исследовательский институт. Расскажите, что знаете о нем. Перед нами стоит задача: сравнить числа разными способами.
Но прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, я предлагаю вам, ребята, посмотреть на доску .
Какая это фигура? На какие части разделила? (неравные , их в математике называют долями) Что ещё можем сказать?
На сколько долей поделили круг?(5) Каждая часть в круге соответствует по цвету названию овощей
3.Актуализация опорных знаний:
-Какую диаграмму вы видите перед собой?
(круговую)
-Можем ли прочитать её?(да)
-Каких овощей было заготовлено больше всего?(картофеля)
Как вы это определили? (на глаз)
-Каких овощей было заготовлено меньше всего? (свекла)
-Каких овощей было заготовлено одинаковое количество?(морковь и капуста)
Спасибо, уважаемые ребята, мы проанализировали диаграмму, определив количество овощей на глаз.
А теперь я переверну таблицу (или повешу рядом диаграмму с цифрами)
Мы части в круговой диаграмме заменили цифрами, а цифры нужны для записи чисел.
-Скажите, как теперь мы можем определить : чего больше, а чего меньше заготовили?
Назовите единицы измерения массы. ( кг., г., т. , ц.) Теперь сравним наименованные числа.
Капусты заготовили-10кг., лука- 35 кг., свеклы – 5кг., картофеля 40 кг., моркови – 10 кг.
Может ли кто сосчитать : сколько овощей было всего заготовлено? ( 100 кг)
-Какие это числа ? ( двузначные и трехзначное)
Сколько понадобилось цифр для записи двузначных чисел?
Что означает каждая цифра в записи чисел?
Назовите самое большое из предложенных вам двузначных чисел .(40) Самое маленькое ( 5) Что можно сказать про эти числа? Как их сравнить ?
Число 40 больше 5 т.к. при счете называется позже чем 10, значит картофеля заготовили больше , чем свеклы….
Правильно, какие знания пригодились вам для выполнения этой работы?
( Знания по математике, анализ круговых диаграмм)
Вспомните состав изученных чисел и заполним пустые клетки.
5 15 25 10 100
( ) ( ) ( ) ( ) ( )
Расставьте эти числа по порядку , начиная с самого маленького.( устно)
( 5, 10, 15 , 25, 100.)
Определите закономерность образования ряда чисел .( Каждое последующее число больше предыдущего.)
-На сколько единиц 10 больше 5 ? а 15 больше 5 ? Докажите
Правильно, дети, справились с этим заданием. Но вспомним, какая основная задача была поставлена ?(сравнить числа)
4физминутка. для глаз ( 5 – 6 раз )
Посмотрите налево, посмотрите направо, поднимите глаза на потолок, опустите свои взгляды на столы, а теперь посмотрите на доску.
5. Работа над новым материалом, поиск решения проблемы:
Откройте тетради по математике, запишите число и классная работа. Сегодня ваша тетрадь будет не просто рабочая тетрадь, а журнал для расчетов. Я перед вами открыла таблицу .Как видите в ней ячейки пусты, путем исследования , расчетов и вычислений мы эти ячейки заполним и проанализируем.
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У вас на столах лежат полоски из картона. А у меня такие же полоски в руках. Рассмотрите их. Что можете о них сказать? Давайте сравним эти полоски.( полоски разного цвета и разной длины) Как вы это определили? ( это видно «на глаз», а теперь наложите одну полоску на другую Что теперь заметили? Какой способ сравнения мы использовали?
Значит ,коллеги, какой можно сделать вывод?( полоски можно сравнивать « на глаз», путем наложения одного предмета на другой, по цвету, по длине, по форме) Запишем названия полосок в мою таблицу.
|
|
|
|
| |
синяя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще что заметили? Запишем
узкая |
|
|
|
| |
синяя | широкая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расположите на столе свои полоски по другому признаку.
узкая | короткая |
|
|
| |
синяя | широкая | длинная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как определили? ( на глаз.) Посмотрите на мой рисунок . Здесь изображены разные предметы: лыжа, лыжная палка, ящик, скакалка, бревно. Как можно сравнить эти предметы? ( по длине и на глаз ) Будут ли эти данные точными? А как или с помощью чего можно измерять длину ? Правильно, длину измеряют с помощью линейки, на которую нанесены единицы измерения длины. А какие единицы измерения длины вы знаете? ( сантиметры, миллиметры, дециметры, метры, километры ) Измерьте длину с помощью линейки и запишем эти данные в таблицу .В каких единицах измерения будем измерять длину наших полосок?
узкая | короткая | 5 |
|
| |
синяя | широкая | длинная | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь начертите в своих тетрадках отрезки, длина которых соответствует длине и цвету ваших полосок. Поставили точку красным карандашом и приложили линейку так, чтобы нулевая отметка на ней совпадала с началом начертания нашего отрезка , и отмерили 5 сантиметров, поставили границу конца нашего отрезка. И также начертили длину второго отрезка, правильно отметили границы. Посмотрите на наши отрезки в тетрадях , назовите длину самой короткой полоски (5 см) Назовите длину самой длинной полоски. Сравним полоски по длине. Как мы это сделали?
Вывод: 1) наложили одну полоску на другую;
2)« На глаз»;
3) Измерили длину полосок;
4)Определили, какое из двух чисел при счете фишек называют раньше, то число и будем считаться меньшим.
Теперь, уважаемые коллеги, положите перед собой линейки и посмотрите, где будут находиться друг от друга числа 5 и 7 на шкале линейки? ( 7 и 12, 5 и 12 ) Какой можно сделать вывод? ( а у меня линейка есть на доске ) Назовите числа , которые расположены левее числа 7. ( 6, 5, 4, 3, 2, 1) Назовите числа, которые находятся правее числа 7. ( 8, 9, 10, 11,…)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Вывод:Число 5 находится левее числа 7 и числа 12 по шкале линейки , значит оно будет считаться меньшим, а число 12 находится правее чисел 7 и 5 , значит оно будет считаться большим.
А как эти отношения мы можем изобразить графически ? ( с помощью графа , в математике используют вместо слова «больше» красную стрелку, а вместо слова « меньше» — синюю)
Нужно подойти к доске и изобразить верное высказывание с помощью графа, а остальные коллеги работают в своих журналах- тетрадях)
Пять меньше двенадцати…..5 и 12 12 и 5 5 и 7 7 и 12 7 и 5 12 и 7.
А теперь необходимо определить: на сколько единиц одно число больше другого. Как это узнать?
Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого , надо из большего числа вычесть меньшее.
12 – 5 = 7
Как вы вычислили? ( надо 5 заменить суммой удобных слагаемых 2 и 3 , получился пример: 12-2- 3=7)
Значит число 12 больше пяти на семь единиц.
Семь больше пяти на две единицы.
Правильно, дети , попутно повторили прием сложения и вычитания чисел с переходом через десяток..
Правильно , ребята, заполнили пустые ячейки, при этом учились анализировать, сравнивать и обобщать. Какие приемы сравнения мы сегодня выявили? Перед вами таблица. Как ее озаглавим ? Сколько в ней столбцов?( 5) Сколько строк? ( 3) В чем измерялась длина полосок? Показывает ли наша таблица результаты сравнения? ( да, по цвету, по форме и размерам.)
Что еще можно сравнивать? Какие способы сравнения мы выявили?
6.Физ.минутка.
Уселась кошка на окошке и стала лапой ушки мыть.
Понаблюдай за ней немножко, ее движенья можно повторить.
Раз, два , три , ну-ка повтори! Три, четыре, пять – повтори опять!
7. Сравнение полосок
Цвет Форма Размер Длина в см.
узкая | Короткая | 5 | |
синяя | широкая | Длинная | 12 |
|
|
|
|
Можно ли по-другому назвать нашу таблицу?
Итак, проанализировав и сравнив данные в таблице мы пришли к выводам, что сравнивать можно разными способами.
8. Работа по учебнику:
Прежде чем начнем работать по учебнику, посмотрим на мои рисунки и попробуем ответить на вопрос : что и по каким признакам можно сравнивать? (на доске прикреплены рисунки)
1 рисунок ( собака -20 рублей и поросенок 25 рублей) – по цене
2 рисунок ( рюкзак, чемодан, портфель, сумочка) – по весу, массе или объему.
3 рисунок (береза и ель )- по высоте
4 рисунок ( лыжи, скакалки, ящик, бревно, лыжные палки ) – по длине, по ширине
5 рисунок ( мама, папа, мальчик, девочка) – по возрасту
Вывод: окружающие нас предметы можно сравнивать по размерам, по высоте , длине, ширине, форме, цене, возрасту ,массе , и т.д.
Какими словами можно выразить результаты сравнения ?
( « больше или меньше » по размеру, «длиннее или короче » по длине, « дороже или дешевле » по цене, « выше или ниже» по росту, « старше или моложе» по возрасту, « легче или тяжелее» по весу, «шире или уже» по ширине и т. д..
1)Откройте учебник математики для 1 класса Рудницкой В.Н. страницы 67
№ 4 Составьте и прочитайте высказывания. ( в учебнике изображены рисунки и между ними графы синего и красного цвета ) Вам нужно к нижней стрелки добавить еще слово для сравнения по другому признаку.
САРАФАН дороже по цене и длиннее по длине , чем КОФТА; ( красная стрелка графа)
ДЕВОЧКА старше по возрасту и выше по росту МАЛЬЧИКА; ( красная стрелка графа)
ТЕЛЕВИЗОР дешевле по цене и меньше по размерам СЕРВАНТА ( синяя стрелка графа)
КОТ моложе по возрасту и меньше по росту СОБАКИ ( синяя стрелка) Правильно.
2) Работа над задачей ( один ребенок выходит к доске)
№ 2 В хозяйстве 10 кур и 6 уток . На сколько уток меньше , чем кур?
Как узнать , на сколько уток меньше , чем кур?( надо из большего вычесть меньшее)
Назовите большее число (10) Назовите меньшее число ( 6 ) Как надо записать? ( 10-6=4)На сколько уток меньше, чем кур?( на 4) Как узнали?( из большего числа отняли меньшее)
8 Самостоятельная работа.
В дидактических тетрадях № 2 страница 27 № 41
Что означает красная стрелка в графах сравнения?
Вместо прозрачных стрелок поставьте красные стрелки и расставьте числа 9 , 3, 5 около точек, чтобы высказывания были верными.
1) 2) 3)
Спасибо ,дети , вы и с этим заданием на закрепление способов сравнения справились.
10. Рефлексия :
Вспомните, ребята , какое задание было в начале нашей работы.( Исследовать способы сравнения.) Как вы считаете, справились ли мы с этой задачей? Какие способы сравнения мы сегодня выявили и исследовали? Какие знания мы с вами применяли в нашем исследовании?( Знания по математике, правила сравнения чисел, умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать) Какие задания мы с вами выполняли? ( Сравнивали: сколько и каких овощей заготовили в марте в нашей школьной столовой, чертили и сравнивали отрезки , полоски, чертили графы, решали задачи.)
От души всех благодарю за работу и прошу посмотреть на белые кружочки, которые лежат у вас на столах. Одинаковые ли они у вас? ( да) А теперь изобразите на них себя : с каким настроением вы участвовали в нашей исследовательской работе.
Спасибо. Ребята, вы порадовали меня своими знаниями, активностью, дисциплиной и дарю вам поощрительные жетоны.