Открытый урок
Предмет: математика.
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1.
УМК: «Школа России»
Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
— познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
— способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
— формирование коммуникативных УУД учащихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Учитель — Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний
Учитель — Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик.
(дети получили листочки с игровым полем)
1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик)
Проверка по образцу.
Х2 | |
Х3 | О4 |
Учитель — У кого не так?
(3 человека подняли руку)
Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок?
Дети: — Мне надо повторить название компонентов
— А мне правильно решать задачи.
Учитель — Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными.
Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
Дети: — Получился треугольник
Учитель — А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре)
Дети: — У нас с Артёмом получился квадрат
— А у нас большой треугольник.
Учитель — А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?
(работа в группах из 4 человек).
Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.
ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой
Учитель — Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.
Учитель — Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель — На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
Дети: — Можно разделить на сложение и вычитание.
Учитель — Запишите эти выражения в два столбика.
(Дети записывают выражения в тетради)
Учитель — Что общего в выражениях первого столбика?
Дети: — В этих выражениях ответ 5
Учитель — Наша героиня живёт в домике №5.
– Вы её узнали?
Дети: — Это Красная Шапочка
Учитель — Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?
Волк первым предложил выполнить его задание.
Учитель — Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении.
Дети: — Первое слагаемое — 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5
(Ребята читают все записи).
Учитель — А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании.
(дети молчат)
4. Постановка учебной проблемы (2 мин)
Учитель — Вы смогли выполнить задание?
Дети: — Нет
Учитель — В чём затруднение?
Дети: — Мы не знаем, как называются числа при вычитании
Учитель — Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Дети: — Названия чисел при вычитании
Учитель — Чему мы должны научиться?
Дети: — Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание
Учитель — Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие.
(Каждая группа получает по 3 конверта с карточками.
В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.
Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.
В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель — При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать?
Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.
(ребята выполняют задание)
Учитель — Второе число вычитают, значит, как его можно назвать?
Возьмите второй конверт и выберите правильное название.
Учитель — Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать?
С третьим конвертом сделайте то же самое.
Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?
Дети: — Проверить можно по учебнику.
Учитель — Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались.
(ученики открыли учебник и проверяют)
— Молодцы. Верно выбрали названия.
Страница учебника:
А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ
Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление
Учитель — Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила
Лоиосоао
(ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)
Работа в группах.
Учитель — Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания.
(Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер.
Учитель — Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение.
Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой.
Примерное объяснение детей:
Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.
Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка.
Ребята танцуют под музыку.
6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел
Кижё
(ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)
Учитель — Он предлагает
— Прочитайте задачу № 2, с.27.
О чём говорится в этой задаче?
Прочитайте условие задачи. Что известно?
Что нужно узнать в задаче?
Перед вами две краткие записи.
Учитель — Какая подойдёт к нашей задаче? Почему?
Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше.
Учитель — Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу?
Запишите решение и ответ самостоятельно.
(При проверке используем названия компонентов действия вычитания.)
Проверка.
Поднимите руки те, кто выполнил по-другому.
(Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа.
Учитель — А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.
Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)
1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.
Взаимопроверка.
(на доске висит образец)
Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.
Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.
Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:
Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)
А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).
(Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети: — Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
9.Рефлексия.
— Какое настроение у вас в конце урока?
Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите.
Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение.
Урок окончен.
Самоанализ урока математики в 1 классе
учителя начальных классов
Николаевой Светланы Михайловны
Предмет: математика.
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1.
УМК: «Школа России»
Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
— познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
— способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
— воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
-
регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
-
познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.
Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
-
учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
-
компьютер, мультимедийный проектор;
-
Рабочая тетрадь к учебнику
-
сигнальные карточки;
-
опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.
Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).
Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
— в парах;
— групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.
В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель.
В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент.
Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка.
Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.
Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:
— ответы на вопросы учителя;
— устный счет;
— арифметический диктант;
— решение задач изученных видов.
Разнообразие форм организации учебной работы:
— фронтальная;
— парная;
— индивидуальная.
Создание эмоционально-благоприятной ситуации:
— игровые приемы;
— занимательный материал для счета;
— задания, направленные на развитие пространственного мышления.
Виды контроля:
— ученик — ученик (при групповой работе и работе в парах)
— самоконтроль
— ученик — учитель (сравнение своей работы с образцом)
На различных этапах урока применялись методы:
— словесный;
— наглядный.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:
— правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;
— использование наглядного метода обучения;
— присутствие диалога между учителем и учащимися;
— моменты переключения с одного вида деятельности на другой;
— поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.
Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.
Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них.
В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов.
Считаю, что урок цели достиг.