Конспект урока математики
1 класс
Тема: Литр.
Дата: 21.02.08г.
Учитель: Лещёва В.В.
Цель: сформировать представление о литре, как единице измерения ёмкости
сосудов (объёма жидкости).
Задачи:
Обучающие: — сформировать представление о литре;
— закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10;
— учить рассуждать в ходе решения простых задач, анализировать
условие задачи, обосновывать выбор решения, соотносить
вопрос задачи с ответом;
— закреплять навыки работы с тестами;
— формировать способность самоконтроля и рефлективного
анализа деятельности.
Развивающие: — развивать математическую речь, память, внимание;
— развивать познавательную активность учащихся;
— обогащать словарь учащихся: жидкость, литр, единица.
Воспитательные: — воспитывать интерес к учёбе;
— воспитывать активность, самостоятельность, усидчивость,
любознательность;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
сопереживание, стремление оказать помощь.
Оборудование:
Для учителя: — магнитофон, телевизор, видеомагнитофон;
— банки, кастрюля, кувшин, стакан, ковш и другие литровые
ёмкости;
— 10-литровая ёмкость с водой;
— таблица с ответами для устного счёта;
— таблица «Л — ЛИТР»;
— карточки с тестами, образец тестовой работы.
Для учащихся: — числовой веер;
— учебник;
— ручка, карандаш, линейка.
Ход урока:
-
Орг. момент и сообщение целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке, мы должны познакомиться с новой величиной. В этом нам поможет гость. А кто же к нам пришёл в гости? Чтобы узнать, придётся поработать!
-
Устный счёт.
Учитель: Приготовьте числовые веера и внимательно слушайте задачи. Как только ответ будет найден, поднимайте карточку с нужным числом.
(После того, как все учащиеся поднимут карточки с ответом, один из учеников даёт комментарий по решению задачи: каким действием решал и почему.)
-
Оля вылепила из пластилина 3 зайчонка и 2 белочки. Сколько всего животных вылепила Оля?
(Комментарий ученика: «В задаче говорится о том, что из пластилина лепили зайчат и белочек. Спрашивается, сколько всего животных. Задача решается сложением. К 3 прибавляем 2, получаем 5. Ответ: Оля вылепила всего 5 животных.»)
-
3 года назад Лисёнку было 4 годика. Сколько лет Лисёнку сейчас?
(Комментарий ученика: «Если Лисёнку 3 года назад было 4 годика, то сейчас ему на 3 года больше, чем 4. Задача решается сложением. К 4 прибавляем 3, получаем 7. Сейчас Лисёнку 7 лет.»)
-
Один ужонок длиной 7 см, а другой на 3 см короче. Какова длина второго ужонка?
(Комментарий ученика: «Из условия известна длина одного ужонка, про длину второго сказано – «короче». «Короче» значит «меньше». Задача решается вычитанием. Из 7 вычитаем 3, получаем 4. Длина второго ужонка 4 см.»)
-
В парке гуляли 7 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек гуляло в парке?
(Комментарий ученика: «Известно, что мальчиков было 7. Нужно узнать, сколько девочек. Про количество девочек сказано – «на 3 больше». «На 3 больше» значит – столько же да ещё 3. Задача решается сложением. К 7 прибавляем 3, получаем 10. Ответ: в парке гуляли 10 девочек.»)
-
Медвежонку и Зайчонку дали 6 грибов. Сколько грибов у Зайчонка, если Медвежонок взял себе 4?
(Комментарий ученика: «Известно, что у Медвежонка и Зайчонка вместе 6 грибов. У Медвежонка – 4 из 6. Спрашивается, сколько грибов у Зайчонка. Задача решается вычитанием. Из общего количества грибов вычтем грибы Медвежонка, останется 2. Значит, у Зайчонка 2 гриба.»)
-
В корзинке боровиков столько же, сколько подосиновиков. Сколько боровиков в корзине, если всего там 6 грибов?
(Комментарий ученика: «Всего 6 грибов. Боровиков столько же, сколько подосиновиков. Это значит, боровиков и подосиновиков одинаковое количество. Вспомним состав числа 6. Из каких двух одинаковых чисел оно состоит? 6 – это 3 и 3. Значит, в корзинке 3 боровика.»)
-
Сколько кустов на лесной опушке, если 3 из них – черника, 2 — брусника и ещё 1 – голубика?
(Комментарий ученика: «В условии задачи говорится, что на лесной опушке 3 куста черники, 2 – брусники и 1 – голубики. Необходимо узнать, сколько всего кустов. Для этого нам нужно сложить количество всех кустов. К 3 прибавляем 2, да ещё 1, получаем 6. Ответ: на лесной опушке 6 кустов.»)
6 | 5 | 8 | 2 | 6 | 6 | |
4 | 7 | 3 | 7 | 3 | 4 | 7 |
6 | 8 | 4 | 6 | 4 | 3 | 5 |
(в ходе решения задач переворачиваются карточки с верным ответом)
6 | 5 | 8 | Ч | 6 | К | |
4 | Е | 3 | А | 3 | 4 | 7 |
6 | 8 | Ш | 6 | 4 | О | 5 |
Учитель: Кто же пришёл к нам в гости? (дети читают имя по буквам) К нам из лесного царства на урок пришёл Лешачок. Давайте позовём его! (хором зовём гостя «Лешачок!»)
-
Работа над темой урока.
Лешачок (ученик старшего класса, ведёт себя простовато, выглядит глуповатым): Низкий поклон вам от лесных жителей, гимназисты! (кланяется) Случился у нас с Кикиморой спор, да не простой — важный вопрос решали. Не можем мы решить, что же у нас больше – кастрюля или банка? (ставит на стол трёхлитровую кастрюлю и трёхлитровую банку) Куда воды больше влезет?
Учитель: Ребята, надо помочь Лешачку, разрешить его спор с Кикиморой. Поможем? (ответы детей) Тогда давайте решать: куда больше вместиться воды – в кастрюлю или банку?
(Варианты ответов детей: «Больше воды вместится в кастрюлю, т.к. она шире, чем банка», «Больше воды вместится в банку, т.к. она выше, чем кастрюля», «Возможно, в банку и кастрюлю вместится одинаковое количество воды».)
Учитель: Ребята, наверное, нам надо измерить вместимость кастрюли и банки.
Лешачок: Да мы уже измеряли: и линейкой, и на весах. Ничего не получается, ничего не понятно. То банка больше, то кастрюля тяжелее.
Учитель: Ребята, а разве мы можем узнать, сколько воды влезет в банку с помощью линейки или на весах?
(рассуждения детей: «Линейкой мы измеряем длину, длину воды измерить нельзя», «Кастрюля и банка сделаны из разных материалов: кастрюля металлическая, а банка стеклянная, поэтому их масса разная. Наверно, массу воды нужно измерять в одинаковой посуде»)
Учитель: Конечно, нет. Вместимость кастрюли и банки надо измерить ёмкостями.
Лешачок: Ну, хорошо. Пусть ко мне выйдут два смельчака, два умника. (Выходят два ученика) Держите ваши ёмкости (одному даёт литровую банку другому — стакан). Наполните кастрюлю и банку водой да посчитайте, сколько куда влезет. (Ученики наполняют ёмкости водой)
Лешачок: Ну что, сколько в кастрюле банок? (3 банки) А в эту банку сколько стаканов влезло? (12 стаканов) Ха, я так и знал! Говорил же я Кикиморе-недоучке, что баночка-то моя побольше её кастрюльки!
Учитель: Подожди, Лешачок. Мне кажется, что-то тут не так. Ребята, а вы как думаете?
(рассуждения детей: «Стаканы и банки разные. Стаканы намного меньше, чем банки, поэтому их больше. В одну такую банку войдёт несколько стаканов воды. Измерять количество воды надо только стаканами или только банками»)
Учитель: Верно, вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными. А мерка эта называется литр (учитель показывает литровую ёмкость – стеклянную банку, на банке надпись – 1 Л). Встречались ли вы с литровыми ёмкостями в повседневной жизни? (ответы детей: встречались на кухне – банка, кастрюля, графин, коробка сока, бутылка молока, бутылка растительного масла и т.д. Учитель демонстрирует различные литровые ёмкости – с водой, с молоком, растительным маслом, соком, лимонадом)
Ребята, подумайте, в чём особенность продуктов, которые измеряют литрами? (Рассуждения детей: «Все эти продукты похожи по состоянию на воду, то есть жидкие») Верно. Количество жидкости в ёмкости измеряют литрами. Литр – это единица измерения жидкости.
Давайте вспомним, сколько литровых банок поместилось в кастрюле (ответ детей — 3). Значит, кастрюля вмещает три литра! Слово литр сокращёно пишут так: л (учитель вывешивает на доску карточку «Л – ЛИТР»).
Лешачок: Я всё понял! Давайте посчитаем литры в моей баночке! (вызывает одного ученика, который наполняет банку водой с помощью литровой банки)
Учитель: Сколько банок вместилось? (3) Значит эта банка…(трёхлитровая)
Лешачок: Не понял, что же больше?
Учитель: Ребята, ответьте Лешачку (ответ детей: «И в банке, и в кастрюле одинаковое количество воды. Эти ёмкости трёхлитровые»). Правильно. Кастрюля и банка вмещают одинаковое количество воды – три литра.
Лешачок: Вот незадача… Я-то надеялся, что выиграю спор. Кикимора мне целую банку червячков обещала…
Учитель: Не огорчайся, Лешачок. Лучше потанцуй с ребятами. Мы знаем чудесную песню о твоих подружках.
-
Физкультминутка (упражнения выполняются под музыку, песня «Лягушачья ламбада»).
-
Решение задач.
Учитель: Лешачок, ты с нами повеселился, пришла пора и потрудиться. Будешь с нами задачи решать? У ребят это хорошо получается. (Лешачок садится за свободную парту)
Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (ответы детей: «Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Условие – это то, что нам известно из задачи; вопрос – что нужно узнать; решение – действие, с помощью которого находим результат – ответ.»)
Открываем учебники на странице 36, найдите и прочитайте задачу № 2. (ученики читают «про себя», затем один читает вслух: «В ведро входит 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 литров?»)
Выделите условие задачи (ответы детей: «В ведро входит 10 литров воды. В нём 6 литров.») Прочитайте вопрос (ответы детей: «Сколько литров воды можно долить в ведро?»)
Записываем в тетради: Задача. Где будете писать? (ответы детей: от числа отступаем 1 клетку вниз и 10 вправо, в одиннадцатой клетке с заглавной буквы запишем «Задача.»)
Как можно схематически изобразить условие и вопрос задачи? (предложения детей: рисунок, чертёж)
Схематически изобразим вместимость ведра 10 литров. Начертим отрезок длиной 10 клеток (ученики работают в тетрадях, учитель на доске). Подпишем отрезок. Как сокращённо запишем слово «литров»? (ответы детей: слово «литров» запишем одной строчной буквой «л» без точки) Что ещё отметим на отрезке? (ответы детей: отсчитаем 6 клеток – это 6 литров воды, которая уже есть в ведре) Сделайте отметку, подпишите. Всё ли условие задачи мы отобразили на чертеже? (да) Как обозначим вопрос? (ответы детей: оставшаяся часть отрезка – это количество воды, которое можно долить в ведро, ставим знак вопроса) Каким действием будем решать задачу? Почему? (ответы детей: из общей вместимости ведра нужно вычесть то, что уже налито, то есть 6 литров, тогда мы узнаем, сколько литров ещё вместится в ведро, то есть, сколько литров воды можно долить в ведро. Задачу решим вычитанием) Запишем решение: 10 – 6 = 4 (л). Сформулируйте ответ (ответы детей: «Чтобы сформулировать ответ, нужно ещё раз прочитать вопрос. Сколько литров воды можно долить в ведро? Отвечать начинаем с конца вопроса: в ведро можно долить 4 литра воды»). Запишем ответ.
Запись в тетради:
Задача.
10 л
6 л ? л
-
10 – 6 = 4 (л)
Ответ: в ведро можно долить 4 литра воды.
Учитель: Прочитайте задачу № 3: В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне?
Выделите условие (ответы детей: «Известно, что в банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше»). Прочитайте вопрос (ответы детей: «Сколько литров молока в бидоне?»)
Какие главные слова в задаче? (ответы детей: в банке, в бидоне) Как составим краткую запись к задаче? (ответы детей: «Запишем, что известно о количестве молока в банке и в бидоне») Запишем краткую запись в тетради (учащиеся оформляют запись в тетради, один ученик – на доске).
Ученик: Известно, что в банке 3 литра молока. Запишем «В банке — ». «3 литра молока» запишем сокращённо, литра – буквой «л» без точки, молока – «мол.». На следующей строке будем писать данные о количестве молока в бидоне. Запишем «В бидоне — ». Сколько литров молока в бидоне нам неизвестно, ставим знак вопроса, но мы знаем, что на 4 литра больше, чем в банке. Запишем так: «на 4 л б.», стрелкой укажем, что «больше, чем в банке». Нам нужно узнать, сколько литров молока в бидоне, подчеркнём знак вопроса.
Учитель: Каким действием будем решать задачу? Объясни.
Ученик: В бидоне на 4 литра молока больше, чем в банке. Это значит столько же да ещё 4. Задача решается сложением. К 3 прибавим 4. Запишем решение: 3 + 4. Для удобства вычислений в уме я поменяю слагаемые местами: 4 + 3. Можно прибавлять по одному: к 4 прибавим 1, получим 5; прибавим ещё 1, получим 6; и ещё 1, будет 7. Можно вспомнить состав чисел. Из 3 и 4 состоит число 7. Значит, 3 + 4 будет 7. Запишу результат. В скобках запишу (л) – 7 литров. Запишу ответ. Для этого прочитаю ещё раз вопрос: Сколько литров молока в бидоне. Отвечать начинаю с конца вопроса: в бидоне 7 литров молока.
Запись на доске и в тетрадях:
Задача.
В банке – 3 л мол.
В бидоне — ? л мол., на 4 л б.
-
3 + 4 = 7 (л)
Ответ: в бидоне7 литров молока.
Учитель: Молодцы! С задачами справились на «отлично»! Лешачок, тебе понравилось работать с ребятами?
Лешачок: Понравилось-то, понравилось! Ох, только вот устал я от ваших задачек! Надо бы косточки подразмять чуток!
-
Физкультминутка (проводит Лешачок).
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
-
Самостоятельная работа.
Учитель: Лешачок, а не хочешь ли ты попробовать свои силы в решении примеров?
Лешачок: В решении примеров? Да запросто!
Учитель: Возьмите листы, приготовленные для вас.
6 7 8 | |
6 – 4 = | 2 3 4 |
8 – 5 = | 4 3 2 |
7 + 3 = | 8 9 10 |
2 + 6 = | 7 8 9 |
9 – 4 = | 4 5 6 |
Учитель: Вы видите таблицу, в левом столбике которой написаны выражения, а в правом – предполагаемые значения. Из трёх предложенных вариантов ответа, вам нужно выбрать только один – верный и обвести его ручкой в кружок. Например:
-
2 + 2 =
3 4 5
Учитель: Решаю пример. Сумма чисел 2 и 2 равна 4. Смотрю, есть ли в правом столбике такой вариант ответа. Обвожу его. (образец на доске)
(После того, как ученики выполнят работу, осуществляется проверка теста.)
Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на доску. (сверху вниз записаны верные варианты ответов: 7, 2, 3, 10, 8, 5.) Если вы обвели верный ответ, поставьте справа знак «+», если допустили ошибку – «-».
Учитель: Поднимите, пожалуйста, руку, кто справился с заданием без ошибок. (поднимают руку) Кто допустил только одну ошибку? (поднимают руку) Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получилось. В следующий раз будьте внимательнее.
-
Закрепление изученного.
Лешачок: Ребята, а я ведь не только из-за спора с Кикиморой к вам пришёл. Водяной наш уже с этими банками-кастрюлями надоел. Вот, видеописьмо даже вам просил передать (даёт учителю видеокассету, включают)
На экране кадр из мультфильма «Летучий корабль», где водяной поёт песню. За кадром слова:
Я – Водяной, я – водяной,
Аквариум – животик мой…
А сколь ж там водицы?
Прошу вас сосчитать,
Со мною поделиться
Знаниями на «пять».
С утра выпил 2 литра,
К обеду – ровно пять.
Кувшин литровый вечером
Пришлось выпить опять.
Скажите, сколько же воды
Сегодня выпил я?
Учитель: Ну что, ребята, поможем сосчитать, сколько воды у Водяного в его животе – аквариуме? (ответы детей)
Учитель: Что нам известно? (ответы детей: «Нам известно, что Водяной выпил утром 2 литра воды, в обед – 5 литров, вечером – литровый кувшин») Что значит «литровый»? (ответы детей: «Литровый кувшин – это такой кувшин, в который вмещается 1 литр воды») Что нужно узнать? (ответы детей: «Нам нужно узнать, сколько всего воды выпил Водяной») Как будем решать задачу? (ответы детей: «Задача решается сложением, т.к. надо узнать сколько всего литров воды выпил Водяной. Мы к 2 прибавим 5 и ещё 1. К 2 прибавить 5, будет 7. К 7 прибавим 1, получим 8») Сколько же воды выпил за день Водяной? (ответы детей: «Водяной выпил 8 литров воды»)
Учитель: Ну, вот. Всё очень просто. Задачку ребята решили, передай Водяному, что выпил он сегодня 8 литров воды.
Лешачок: Ох, спасибо, ребятки, удружили. И спор наш решили, и Водяному помогли. Только вот в голове у меня путаница. Все новые знания друг с дружкой сплелись. Помогите разобраться. Ведь вернусь в лес, Кикимора точно с расспросами приставать начнёт! Чем же измеряют вместимость кастрюль да банок? (ответы детей: вместимость посуды измеряют литрами) А что такое литр? (Литр – это единица измерения жидкости) Что ещё измеряют литрами? (Литрами измеряют жидкость: воду, сок, молоко и т.д.)
-
Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте Лешачку на память о нашей совместной работе подарим кувшин с чистой водицей. (На доске изображение кувшина)
Лешачок: Да ведь он пустой!
Учитель: Не переживай, Лешачок! Каждый из нас по капельке нальёт в кувшин, он и наполнится! Ребята, у вас на партах 3 разноцветные капельки. Вам нужно выбрать только одну. Голубую вы берёте, если вам урок понравился, работать было интересно, если вы чувствуете удовлетворение от своей работы. Синюю капельку берёте, если считаете, что недостаточно хорошо работали на уроке, чувствовали себя не вполне комфортно. А чёрная капля – это знак того, что на уроке вам было скучно, работали без желания.
(Ученики приклеивают капельки к кувшину.)
Учитель: Лешачок, посмотри, какая чистая, светлая вода наполнила кувшин!
Лешачок: Спасибо вам, ребятки! Добра вашего не забуду. Если что надо вам в лесу, сразу меня ищите – ни в чём вам не откажу. Ну, я пошёл. До свидания! (уходит)