Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
с углублённым изучением отдельных предметов»
п. Дубовое
Конспект урока
математики
система учебников «Школа России»
1 класс
Тема. Числа от 1 до 10
подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сиянко Наталья Вячеславовна
2012/2013 учебный год
Тема урока. Числа от 1 до 10. Закрепление.
Цель. 1.Закрепить умение различать понятия «цифра», «число»
2. Закрепить знания состава числа
3. Закрепить знания последовательности натуральных чисел от 1 до 10.
4. Совершенствовать умения решать задачи
Ход урока
I.Организация начала урока
Учитель: Звенит звонок.
Начинается урок.
II. Целевая установка
— Сегодня на уроке мы совершим математическое путешествие на Планету Чисел. Ваша задача во время этого путешествия вспомнить всё, что узнали о числах. Мы будем складывать и вычитать, а также задачи решать. Вспомним геометрические фигуры.
— Вместе с нами отправится в математическое путешествие герой одного из самых популярных и любимых произведений Н.Н.Носова… Отгадайте его имя.
Он, конечно, самый главный
Озорник – шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)
— Молодцы! Конечно, это он. А ещё – наши любимые Смешарики помогут вам в подготовке к полёту. Ну, что, вперёд!
III. Актуализация опорных знаний
— Настоящие космонавты тщательно готовятся к полёту. И вам необходимо совершить предполётную подготовку. Готовы? Вперёд!
1. Восстановление числового ряда. Задание № 1.
— Совунья рассыпала фишки домино и не может вспомнить: в каком порядке они были расположены. Два члена вашей космической команды должны ей помочь. Восстановить последовательность фишек и чисел.
2. Найти значение выражения. Задание № 2.
— Ваши друзья Лосяш и Пин приготовили настоящие математико — космические испытания, они очень хотят, чтобы вы с ними справились и смогли совершить путешествие. Попробуем?
10 – 1
9 + 1
8 – 1
4 + 3
6 — 3
2 + 3
5 – 2
4 – 3
8 + 1
7 + 1
3. Сравнение выражений. Задание № 3.
— Сравните выражение и число. Поставьте знаки «<», «>» или «=»
4 + 5 … 10
7 – 3 … 5
6 + 1 … 6
7 – 2 … 9
<
>
=
<
>
=
(В то время, когда дети работают у доски, идёт фронтальная работа с классом)
1) Счёт в пределах 10:
1 ряд считает от 1 до 7 и обратно
2 ряд считает от 1 до 8 и обратно
3 ряд считает от 1 до 9 и обратно
Все вместе – от 1 до 10 и обратно
2) Работа с числовым рядом. (На партах у детей выложен числовой ряд от 1 до 10 из разрезного приложения, используется мяч с небольшими шипами для массажа рук)
— Назвать предыдущее число для числа 3
— Назвать последующее число для числа 5
— Назвать соседей числа 8
— На сколько 4 больше, чем 3?
— Какое число при счёте идёт раньше 6 или 7?
— Какое число при счёте идёт позже 9 или 8?
(Отвечающий ученик крутит мяч в своих ладошках)
4. Проверить работу своих товарищей. Задание № 4.
(обучающиеся проверяют работу своих одноклассников и своё согласие или несогласие отмечают сигнальными карточками)
IV. Работа над закреплением пройденного материала
1. Натуральный ряд чисел
— Как называется ряд чисел, выложенный у вас на партах? (Натуральный ряд чисел от 1 до 10)
— Как называется порядок счёта слева – направо? (Прямой порядок)
справа – налево? (Обратный порядок)
— Что происходит с числами при прямом порядке? (Увеличиваются на 1)
при обратном порядке? (Уменьшаются на 1)
Слайд № 1 Натуральный ряд чисел
1, 2, 3, 6, 5, 4, 7, 8, 9, 10
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1
— Все ли числа на экране стоят на своём месте? (Нет, числа 6 и 4 заблудились)
— Восстановите ряд чисел. (Необходимо число 4 поставить после числа 3, так как оно на 1 больше, чем 3. А число 6 поставить в натуральном ряду после числа 5, так как оно на 1 больше чем 5 и меньше на 1, чем 7)
— Мы прошли предполётную подготовку. Наши инструкторы – Смешарики остались довольны. Вы выполнили их задания и готовы отправиться к Планете Чисел. Какие знания вам помогут в этом путешествии?
— Знания порядка в натуральном ряду чисел. Умение складывать и вычитать. Сравнивать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Слайд № 2
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете!
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь! [1]
Слайд № 3
2. Геометрические фигуры.
— Из каких геометрических фигур смастерил Незнайка для нас ракету?
— Покажите и назовите правильно эти фигуры. Сколько их всего?
— Чью фотографию разместил Незнайка на корпусе ракеты? (Ю.А.Гагарина)
— Что вы знаете об этом человеке? (Ю.А.Гагарин – первый человек, совершивший полёт в космос 12 апреля 1961 года. В этом году исполнилось ровно 50 лет со дня этого знаменательного события. 2011 год объявлен годом Космонавтики)
— Мы добрались до Планеты Чисел.
Слайд № 4
— А вот и жители этой планеты. Кто они? (Числа от 1 до 10)
Слайд № 5
— Числа очень рады видеть вас и Незнайку. Они предлагают совершить экскурсию по планете. Согласны? В путь.
3. Минутка чистописания
— Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
(У каждого ученика в тетради прописано индивидуальное задание для работы на «Минутке чистописания»)
4. Решение задач. Работа с числами 7,8,9,10
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете
Свете и Пете, Ирине и Нине,
И сам съел конфету.
А больше и нету.
Сколько было конфет? [1]
Слайд № 6 Задача.
7
Слайд № 7 Образец написания цифры 7
Семь малюсеньких котят –
Что дают им – всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток? [1]
8
Слайд № 8 Задача
Слайд № 9 Образец написания числа 8
Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте – кА, ребята,
Сколько было всех цыпляток? [1]
Слайд № 10 Задача
9
Слайд № 11 Образец написания цифры 9
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх! Руки – вниз!
Влево – вправо повернись![1]
Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
10
Слайд № 12 Задача
Слайд № 13 Образец написания числа 10
— Какое число в вашем ряду особенное? (10)
— Почему? (Все числа однозначные, а число 10 – двузначное. Оно так названо потому, что записывается двумя цифрами)
5. Состав числа 10
— Как можно получить число 10? Давайте вспомним состав этого числа.
(Обучающиеся работают на индивидуальных карточках. Заполняют домики
с составом числа 10)
— Взаимопроверка. Поменяйтесь домиками, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего товарища.
— Верните работу. Поднимите руку, у кого нет исправлений. А теперь давайте все вместе проверим, как вы справились с этим математико-космическим заданием.
Слайд № 14 Состав числа 10
6. Работа с учебником
— Вы справились с заданиями и многому научили Незнайку. Жители Планеты Чисел решили сделать вам сюрприз. Они приглашают вас в музей стекла.
Слайд № 15 Музей стекла
— Откройте учебник с.63. В музее стекла идёт ремонт. Помогите жителям Планеты Чисел его закончить: каких по форме стёкол не хватает. (Учебник М.И.Моро. Математика. 1 класс. Просвещение 2011г.)
V. Рефлексия. Итог урока
Слайд № 16 Рефлексия
— Вы сегодня настоящие Молодцы! Мы заканчиваем наше математико-космическое путешествие. Прощаемся с жителями Планеты Чисел и возвращаемся на планету Земля. Скажите, чему мы научили сегодня Незнайку? А вы какие знания вспомнили? (Сегодня на уроке мы восстанавливали натуральный ряд чисел от 1 до 10, решали задачи, вспомнили геометрические фигуры, состав числа 10. Незнайку научили считать и записывать цифры).
— На память о сегодняшнем путешествии вам останутся билеты на математико-космическое путешествие. (На парте у каждого обучающегося лежит лицевой стороной вниз цветной билетик с изображением «жителей Планеты Чисел») Возьмите цветные листочки и переверните их. Это и есть ваши билеты.
— Урок окончен.
Источники информации
Список использованной литературы:
1.УМК:
1. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2012
1.Рабочая тетрадь по математике для 1кл. № 1 сост. Моро М.И., Волкова С.И.- Москва, Просвещение, 2012 г.
2. Поурочные разработки по математике. 1класс. сост. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. — Москва «ВАКО» 2011г.
3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика В 2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2011г.
4.Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2011. – (Уроки мастерства).
Интернет — ресурсы
1. http://school21-65.narod.ru/fgos/urok_v_ramkah_fgos/
2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/stikhi-k-nachalu-uroka
3. http://algat.tulunr.ru/index.php/nasha-novaya-shkola/176-tipologiya-urokov-v-nachalnoj-shkole-fgos
4. http://msk-slovar16-17v.narod.ru/larin0010.htm
5.http://go.mail.ru/search_images
6. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2214.html
7. http://www.youtube.com/watch
8. http://www.it-n.ru/communities.aspx