Конспект урока математики в 1 классе
на тему: «Число и цифра 8»
Солнцева Галина Михайловна | |
Место работы: | МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области |
Должность: | учитель начальных классов |
2011 г.
Конспект урока «Число и цифра 8»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8
Задачи урока:
-
Образовательные (предметные):
-
Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
-
Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
-
Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
-
Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ.
-
Совершенствовать навыки счета с помощью игральных кубиков.
-
Развивающие (метапредметные):
-
Регулятивные:
-
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
-
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
-
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
-
Познавательные:
-
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-
Подвести под понятие цифры и числа 8.
-
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-
Развивать умение работать с разными видами информации.
-
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
-
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
-
Работать над использованием знаково-символичных средств.
-
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
-
Коммуникативные:
-
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
-
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
-
Воспитательные (личностные):
-
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
-
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
-
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
-
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
-
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
-
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
-
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
-
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | — |
2. Актуализация знаний | Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. | Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний:
Из кувшина вдруг возник Удивительный старик. Джинн ребятам подмигнул, Цифры все перевернул.
Предлагает детям: — осуществить прямой и обратный счет в пределах 7; — соотнести количество предметов с цифрой (от 1 до 7); — написать цифры от 1 до 7 по порядку; — поработать в парах с раздаточным материалом на повторение состава числа 7.
Демонстрирует рисунок с изображением паука (задание 1, стр.66 учебника). Предлагает сосчитать количество его ног. | Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:
— осуществляют прямой и обратный счет в пределах 7. — решают задания на соотнесение количества предметов с цифрой (от 1 до 7). — записывают цифры от 1 до 7 по порядку; — выполняют в парах задание на повторение состава числа 7.
Ищут правильный ответ относительно количества ног у паука путем подсчета на пальцах.
(Сталкиваются с затруднением). | Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Умение адаптироваться к сложным ситуациям. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Подведение под понятие цифры и числа 8.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Взаимодействие с соседом по парте.
| Ведение счета как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 7)
Соотнесение количества предметов с цифрой (от 1 до 7).
Запись цифр от 1 до 7.
Счет на пальцах, отыскание правильного ответа. |
3. Постановка цели урока | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Демонстрирует карточку с числом 8
Загадывает загадку: Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка)
Задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок. | Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:
на уроке будем работать с восьмеркой — считать предметы и правильно писать цифру 8. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. | Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | — |
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 8. | Где вам встречалось число 8? (задание 1, стр.66 учебника).
Предлагает посмотреть на игральные кубики. Сколько очков впало на двух кубиках вместе?
Цифра 8 так вкусна: Из двух бубликов она.
Предлагает найти среди знаков цифру 8. Сколько раз встретилась цифра 8? (задание 2, стр.66 учебника). | Вспоминают где им встречалось число 8.
Определяют сколько очков выпало на игральных кубиках.
Осуществляют поиск в ряду цифр, букв и символов цифры 8. Отвечают на поставленный вопрос.
| Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности | Работа с разными видами информации.
Использование знаково-символичных средств.
Выполнение пробного учебного действия – поиск цифры 8.
Выполнение действий по образцу. | Совершен-ствование навыков счета с помощью игральных кубиков.
Распознава-ние цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Сформировать навыки написания цифры 8. | Демонстрирует таблицу написания цифры 8, обозначающую число «восемь» (задание 4 , стр.67 учебника).
Просит объяснить как правильно ее писать.
Просит записать по порядку числа от 0 до 8, назвать число, которое следует сразу за числом 7 и записать его (задание 4 , стр.67 учебника). | Объясняют как писать цифру 8.
Учатся ее правильно писать.
Работают по образцу: записывают числа от 0 до 8.
Называют число, следующее сразу за числом 7. | Осознание ответственности за общее дело.
Понимание и следование в деятельности нормам эстетики. | Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания. | Правильное написание цифры 8.
Запись цифр от 1 до 8. |
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Смена вида деятельности | Показ рифмованных движений для снятия переутомления | Повторение движений учителя | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении | Выполнение действий по образцу. | — |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД. | 1. Предлагает рассмотреть рисунок (задание 5, стр.67 учебника) и ответить на вопросы: — какие предметы здесь изображены? — на какие группы их можно разделить?
Организует работу в парах: покажи соседу по парте 8 предметов, а он покажет тебе оставшиеся. Сколько предметов показал тебе сосед?
2. Предлагает дорисовать цветки и дополнить запись к рисунку (задание 3, стр. 92 тетради для с/р). | Называют предметы, изображенные на рисунке.
Анализируют на какие группы можно разделить изображенные предметы.
Работают в парах.
Работают с тетрадью для самостоятельных работ: дорисовывают цветки и дополняют запись к рисунку. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Взаимодействие с соседом по парте.
Анализ, синтез, сравнение и обобщение. | Дополнение записей (цифр) к рисунку.
Запись действия сложения. |
8. Рефлексия деятельности | Сформировать личную ответственность за результаты деятельности | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
| Рефлексия способов и условий действия.
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. | — |
Список использованных источников
1. Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №1 — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
4. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1 (Проект «Перспективная начальная школа»).
5. Эмблема Федерального государственного образовательного стандарта. – Режим доступа: http://ruosuksun.ucoz.ru/fgos_2.png