УРОК. МАТЕМАТИКА. 4 класс. .
ТЕМА: ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ.
ЦЕЛИ: — дать учащимся представление о правильных и неправильных дробях,
учить сравнивать любую дробь с единицей;
— тренировать умение решать задачи с дробями, складывать и вычитать
дробные числа, тренировать вычислительные навыки;
— развивать речь, мышление, внимание, интерес к математике.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор; у каждого ученика по 2 круга.
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять
Буду правильно считать.
2. Актуализация знаний.
1) Проверка домашнего задания: с.12 № 15 (СЛАЙД)
Найти закономерность, продолжи ряд.
а) 29, 624, 1829 … 5434, 16239
б) 715, 17105. 271005, … 3710005, 47100005
— Какие это числа?
— Что такое дробь?
— Что уже умеем выполнять с дробями?
2) Блиц-турнир (самостоятельно, самопроверка, самооценка). С.15 №12.(СЛАЙД с ответами)
а) Как найти часть, которую одно число составляет от другого? m : n=mn
б ) Как найти часть от числа? a : 17 * 6
в ) Как найти % от числа? b : 100 * 8
г, д) Как найти число по его части? x : 5 * 12
y : 24 *100
— Какая из предложенных задач лишняя? (первая)
3) Сложение и вычитание дробей.
— Какие действия умеем выполнять с дробями? ( сложение, вычитание, сравнение). С. 15 №10 ( 3 ученика работают у доски , остальные в тетрадях)
— Как сложить дроби одинаковыми знаменателями? Как вычесть?
3. Постановка проблемы.
— Разбейте полученные в ответах дроби (№10) на 3 группы. По какому признаку можно это сделать?
— По какому признаку я разбила дроби на 3 группы? (СЛАЙД)
310, 313, 911
77, 66
128
1группа — числитель < знаменателя; 2 группа – числитель = знаменателю; 3 группа – числитель > знаменателя.
— Разве такое возможно? Это нам предстоит сегодня узнать.
— Прочитайте тему урока: Правильные и неправильные дроби.
— Какая цель урока? ( Получить представление о правильных и неправильных дробях; научиться каждую дробь сравнивать с единицей)
— На какие вопросы мы должны получить ответ на уроке?
— Существуют ли данные дроби в математике?
— Как они получаются?
— Как называются?
— Какая дробь = 1, < 1, > 1.
4. «Открытие» новых знаний..
Практическая работа № 1, с.13 . Возьмите 2 круга, разделите каждый на 4 равные части. –Как называется каждая часть? (14, четверть)
— Сколько четвёртых долей круга составляет 1 круг, 2 круга? Запишем.
1= 44 =4:4
2=84 =8:4
— Можно ли понимать черту дроби как знак деления? Заменим.
Вывод: Если Ч=З, то дробь равна 1. Схема: аа=1.
Закрасьте 5 четвёртых долей круга.
— Какой дробью можно выразить закрашенную часть? (54).
Часть которую вы закрасили больше, меньше или равна целому кругу? (больше). Значит дробь 54, в которой числитель больше знаменателя тоже существует. 54
Вывод: Если числитель больше знаменателя, то дробь больше 1.Схема:
ав > 1, а > в.
Вывод: Следовательно все дроби, записанные в группах существуют в математике.
-Как они называются? Прочитайте ещё раз тему урока. Как вы думаете какие дроби называются правильные, а какие неправильные? Подпишите дроби в группах и дополните ещё одной дробью каждую группу.
Какую схему можно составить для правильных дробей? ав < 1, a < в.
5. Физультминутка.
«Будь внимателен»: назову натуральное чёткое – наклоны вперёд,
Натуральное нечётное – наклоны в стороны;
Правильную дробь – хлопаем;
Неправильную дробь – прыгаем.
4, 7, 77, 47, 74; 5. 8, 88, 58, 85 о- ловушка
6. Первичное закрепление
1) с.13 №2 (фронтально). Запиши с помощью дробей число шестых долей круга. Какая > 1,<1,=1?
— Какая лишняя? Почему? 46, 66, 86, 126, 176.
-
с. 14 №6 (фронтально, один ученик у доски)
В= { 314, 729 } C= { 285, 1616, 3211, 4848}
Подчеркните дроби равные 1.
-
По диктовку запишите проценты в виде дробей со знаменателем 100.
7%. 25%. 96%. 100%. 148%. 750%.. (Один ученик с обратной стороны доски работает, остальные самостоятельно. Самопроверка).
7100. 25100, 96100, 148100, 750100.
— Какие из этих дробей правильные? Подчеркните.
— Какие неправильные?
— Какая дробь равна 1? Обведите.
7. Повторение.
Восстанови цепочку вычислений. (СЛАЙД) Ответ запиши в тетрадь.
1 час : 15____ +16____*20____:50____:9 ___ (8/9)
8. Итог урока (СЛАЙД)
— Что изучали?
— Какие дроби правильные? Неправильные?
— Какая дробь больше 1?
— Какая дробь меньше 1?
— Если числитель равен знаменателю, что мы скажем о такой дроби? (=1)
— Кто испытывает затруднение в новой теме?
9. Домашнее задание:
Урок 5 теория, № 5, 8, 14 (а)
Дополнительно: Игра «Перевёртыши» . Я называю дробь, а вы меняете местами числитель и знаменатель и называете перевёрнутую дробь.
35, 624, 77, 79, 28, 93, 72…