Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 с. Харагун»
Конспект урока по математике в 1 классе
по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»
(учебник «Математика» 1 класс, Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.П. Тонких
по программе Школа 2100)
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 18 с. Харагун»
Батуева Лариса Дмитриевна.
С. Харагун
2013г.
Тема урока: сложение однозначных чисел с переходом через десяток
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами.
1. Образовательные:
-
Организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
-
формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
-
повторить состав чисел 6, 7, 8, 9.
2. Развивающие:
-
развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
-
развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
-
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
-
воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
-
воспитывать целеустремлённость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный метод, частично — поисковый метод.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, работа в парах.
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Результаты:
Личностные.
по отношению к предметным ЗУНам:
-
Осознание ценности изучаемого способа прибавления чисел 6, 7, 8, 9.
-
Осознание практической важности изучаемого способа прибавления чисел 6, 7, 8, 9.
По отношению к метапредметным ЗУНам:
-
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах.
Метапредметные.
РУУД:
-
Умение выявлять проблему;
-
Умение определять и сохранять цель;
-
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
ПУУД:
-
Умения использовать научные методы познания;
-
Умения сравнивать, делать выводы.
КУУД:
-
Умение соблюдения позиции «понимающего»
-
Умение работать в парах.
Предметные:
-
Знание способов прибавления чисел 6,7, 8, 9;
-
Умение прибавлять числа 6,7, 8, 9.
Применение новых знаний в жизненных ситуациях;
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационно- –мотивационный момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. -Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок математики.
|
Приветствие.
|
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | -Ребята, вы любите сказки? — мы сегодня совершим путешествие в сказку. -Чтобы сказка нам открыла двери, надо посчитать до до 20 и обратно(мальчики считаютот 1 до 20, девочки-обратно с 20 до 1)
-А теперь отгадайте загадку:
Он от дедушки ушел И от бабушки ушел. Только, на беду, в лесу Встретил хитрую Лису. (Колобок).
-Правильно(слайд №1) -Колобок тоже учится в 1 классе и желает с вами поиграть в игру: (слайд №2) «Продолжи ряд» -Посмотрите внимательно на числовой ряд. -Определите, какая здесь закономерность?
-Молодцы! Кто желает выйти к доске поработать?
-Давайте хором прочитаем числовой ряд. -Ребята, как можно разложить эти числа на группы?
-А теперь у Колобка в запасе ещё одна игра: «Доложи до десяти». Работаем в группах: — Я вам раздам карточки, вы берёте в руки красные карандаши и посмотрите внимательно на рисунок: модель какого числа изображена? -Сколько ещё нужно доложить до десяти? -Составьте числовое выражение к этому действию?
-Отлично, давайте ещё раз обобщим, как мы делали
-У вас на столах лежат карточки. Посмотрите , что на ней нарисовано? Посмотрите с обратной стороны . Давайте покажем колобку как мы умеем решать их. Вычислите ,найдите значение выражений. -Кто желает выйти к доске решить пример?
-Ребята, а с каким примером было трудно?(Если нет ответа, то следующее: Поднимите карточки, покажите друг другу, что вы заметили? -Прочитайте пример на этой карточке. -Как вы думаете, почему я выделила этот пример? -Мы раньше встречались с такими выражениями?
| -да
Мальчики считают от 1 до 20; девочки в обратном порядке.
-Это колобок.
-Каждое последующее число больше следующего на 2.
1 ученик выходит, расставляет числа по закономерности.
Дети хором озвучивают.
-на 2 группы(2,4,6,8-однозначные, 10,12,14,16,18,20-двузначные)
Работают в группах
1 ученик из группы демонстрирует и рассказывает свою работу
-дополняли до 10 -вспоминали состав числа 10
-нарисованы яблочки
-примеры
1 ученик из пары выходит к доске, записывает свой пример: -3+4=7 -7+3=10 -10+3=13
9+2=11
-Яблочки зелёного цвета, один красный.
-9+2 (ответы детей)
-нет |
3. Постановка учебной задачи (проблемы).
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | -Чем мы будем заниматься на уроке?
-Правильно. -Будем складывать однозначные числа, где в ответе получается двузначное число.
-А как же мы это будем делать? -Давайте составим план наших действий.
-правильно, у нас будет такой план(слайд №3)
-Ребята , посмотрите на доску,перед вами модели числа 9 и 2 (слайд №4)
-Как удобнее прибавить 2 к 9? -расскажите, как прибавили число 2 к 9?
| -решать примеры, -считать, -прибавлять, (ответы детей)
1.решать примеры 2. считать 3. записывать примеры 4. вспоминать состав чисел
|
4. «Открытие» детьми нового знания.
Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению чисел к 6, 7, 8, 9.
5. Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления работаем с наборным полотном, дети решают примеры. | -Какие будут предположения?(слайд №8)
-Молодец ,правильно, сначала дополняем до десятка , а потом прибавляем другую часть. То есть 2 прибавляем по частям.(убрать затенение экрана)
-Попробуем это сделать на наборном полотне. 9+3 (2 полотна для модели числа 10 и 3, фишки)
-Наберите модель числа 9 и 3. -Сколько надо доложить до 10 к числу 9? -Сколько осталось от двух?
-Сделаем вывод: -Как мы прибавили 2?
-Давайте покажем и расскажем решение ещё 1 примера: 8+4. Набирайте 8 и 4 на 2 полотна
-правильно.(это выражение пишу на доске) 8+4 =8+2+2=12 2 2 | Дети выдвигают разные предположения, пока кто-то не предложит: надо прибавлять по частям, сначала дополнить до 1 десятка, а потом прибавить другую часть.
Выполняется в паре, под руководством учителя.
— 1 единицу
-Ещё 1 единица К 9 +1=10+2=12
— по частям, 9 доложили до 10 , прибавив 1, потом ещё 2.
-Набираю модели чисел 8 и 4 на полотно.8 долаживаем до 10, то есть прибавим сначала 2 от 4; осталось ещё 2 единицы. Итого получится 12. |
6. Физминутка.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | -Давайте немного отдохнём, но не просто так, а с пользой. -Нужно прыгнуть столько раз, сколько не достаёт до числа. 10 это 9 да…, 8 это 4 да…, 9 это 6 да…, 7 это 5 да….
— отдохнули , продолжаем. |
|
7. Самостоятельная работа в парах.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. |
Работаем в группах. -У вас на столах лежат карточки с примерами 8+3 7+4 9=4 — решите и запишите пример на карточках.
-Как вы прибавили числа?
|
Работают в группах.
1 ученик из пары выходит к доске записывает и рассказывает решение примера.
8+3=8+2+1=11 2 1 7+4=7+3+1=11 3 1 9+4=9+1+3=13 1 3 -Прибавляли по частям. |
8. Закрепление изученного.
Обобщение и систематизация знаний о способах прибавления чисел 6,7, 8, 9.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Работа в учебнике. -Откройте учебники на странице 20, № 4,третий пример(отмечен галочкой)
-Ребята , перепишите пример в тетрадь и решите его самостоятельно.
-Какое важное открытие вы для себя сделали сегодня? -Чему учились на уроке? -Какое задание вызвало затруднение? -За что вы можете себя похвалить? -Что не получилось? -Справились ли мы с работой? -А сейчас вы оцените собственные успехи: Тем, кому было легко и всё понятно- поднимите зелёную сигнальную карточку; тем, кому ещё нужно потренироваться -жёлтую карточку; тем , кому было трудно-красную . -Встали все. -Я вами довольна. -Давайте снова друг другу улыбнёмся, я надеюсь у всех после урока хорошее настроение. -Спасибо за урок!
|
Дети переписывают пример из учебника. Каждый самостоятельно решает пример и записывает в тетрадь.
-Узнали, что можно прибавлять по частям.
Дети отвечают на вопросы. |