Конспект урока в 6 классе по теме «Противоположные числа»
(проблемная ситуация).
Учитель ГОУ СОШ № 1358 Соловьёва Л. П.
Цели урока:
обучающие закрепить понятие координатной прямой, ввести определение противоположных чисел, научить распознавать их , записывать и откладывать на координатной прямой ;
развивающие учить анализировать, дифференцировать и обобщать свойства, расширять кругозор учащихся, прививать навыки математической речи, риторики;
воспитывающие вырабатывать умение слушать, работать в команде, толерантность.
Технология: проблемная ситуация.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Устная работа.
Создание проблемной ситуации.
Вычилить:
36+79 1 2/5-3/5 -19-27
28+59 18-5/7 38-59
45-38 2 3/8-1 5/8
-Возникли затруднения? Почему?
-Мир, окражающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки-хорошие и…(плохие).
-Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). А теперь попробуйте привести примеры противоположностей, «живущих» у вас дома.
Уч-ся приводят такие примеры. (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник).
-А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.
-География (север-юг, гора-впадина).
-Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый — чёрный).
-История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).
-Биология (левая рука — правая рука).
-Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься? Правильно. Как мы назовём тему нашего урока?- «Противоположные числа» .
-Как вы думаете, где удобнее всего расположить противоположные числа?
-Верно, на координатной прямой.
Слайд.
-На каком рисунке изображена координатная прямая? Что она содержит? Дайте определение координатной прямой. Почему рис. 1 и 3 не соответствуют этому определению?
Слайд.
-Что общего у отрезков ОВ и ОС, ОД и ОА? (Равные длины, лежат на одной координатной прямой, отложены от одной и той же точки О ).
— А чем они отличаются? (Лежат по разные стороны от точки О).
-Найдите координаты точек А и Д, В и С. Что вы заметили? (Возможные ответы: разные знаки, противоположные числа).
-Итак, мы видим, что в математике тоже есть свои противоположности: могу сложить или…(вычесть), разделить или…( умножить). Вот и вы столкнулись с противоположностями-противоположные числа.
-Все понятия противоположностей, которые мы с вами давали, субъективны и зависят от личного восприятия каждого человека. Одному вода кажется горячей, другому холодной, одному еда вкусна, другому – нет. В математике же, науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.
Слайд.
…….. числа
называются
…….,
если
они
отличаются ТОЛЬКО
……. .
Слайд.
-Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком).
— Назовите общее этих чисел. Их отличия.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
–Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? (Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны).
-Значит, как точно определить противоположные числа?
-Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.
-Приведите свои примеры.
Закрепление.
-Устно выполняем №926 по одному примеру, №927 – «прочитать», используя термин «противоположные числа» и выполнить задание.
-Мы с вами по-разному читали эти числа: « число, противоположное к…», «минус минус…», это возможные равноправные варианты.
-Сколько можно подобрать противоположных для каждого числа?
-Всегда ли это так?
-Какое число противоположно самому себе?
-А теперь давайте отдохнём.
Физкультпауза.
-Я даю вам задание, а вы выполняете противоположное.
1. Наклоны влево: раз, два, три, четыре; вправо: раз, два, три, четыре.
2. Прыжки на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три, четыре.
3. Наклоны головы вверх-вниз.
4.Присели, встали. Молодцы!
-А теперь посмотрим, как шутят с нами два противоположных цвета – чёрный и белый.
Слайды.
Самопроверка.( Слайд ).
1 Вариант 2 Вариант
-
Найди координаты точек
А, В, С Д, Е, К
на координатной прямой.
-
Отметить на координатной прямой числа
-5, 3, -7, -2.5 2,-4,-5,-1.5.
Устно. № 933.
Подведение итогов.
-
Что нового узнали?
-
Чему научились?
-
Какие числа мы будем теперь называть противоположными?
-
Зачем нужны противоположные числа?
-
Какое число противоположнол самому себе?
-
Сколько у каждого числа противоположных?
Домашнее задание.
-
п. 26, №№ 943-у, 944-у, 945,948(а), 940(д-к).
-
через неделю подготовить презентацию о противоположностях в любой области науки или жизни.
Десерт.
-Ещё 2 слайда – «игра зрения» — белый-чёрный.
1. Лампочка.
2. Ваза-два лица.