Голубкова Валентина Васильевна
учитель математики ГБОУ СОШ № 388
г. Санкт-Петербург
Сценарий к внеклассному мероприятию в форме игры для учащихся 8 классов
«С В О Я И Г Р А»
Количество баллов | |||
3 +2 | 100 | 300 | 500 |
Вместе весело шагать | 100 | 300 | 500 |
Музыка и математика | 100 | 300 | 500 |
Братья наши меньшие | 100 | 300 | 500 |
Давным-давно | 100 | 300 | 500 |
В гостях у песни | 100 | 300 | 500 |
“3 + 2”
100 б. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? [3 кг]
300 б. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? [Три утки одна за другой]
500 б. Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять. А чему равен угол в квадрате? [90о]
“Вместе весело шагать”
100 б. Шла старуха в Москву, навстречу ей три старика, да еще с каждым стариком по два внука. Сколько всего человек шло в Москву? [Одна старуха]
300 б. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км пробежала тройка? [5 км]
500 б. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Сколько пирогов досталось каждой [Полпирога]
“Музыка и математика”
100 б. Какими двумя нотами измеряется морской путь? [Ми, ля]
300 б. Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? [До, ля]
500 б. Что означает, в переводе с греческого, слово “пропорция”? [Музыка]
“Братья наши меньшие”
100 б. Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов сидит по кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки – еще по кошке? [4 кошки]
300 б. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! [5 птиц]
500 б. Лошадь съедает копну сена за 2 суток, корова – за 3 суток, овца – за 6 суток. За какое время съедят копну сена лошадь, корова и овца вместе? [1/2 + 1/3 + 1/6 = 1 сутки]
“Давным-давно”
100 б. Старая денежная единица, равная 3 копейки. [Алтын]
300 б. Старинная мера массы, равная 4 граммам. [Золотник]
500 б. Как в старину называлось расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? [Пядь]
“В гостях у песни”
100 б. Угадайте мелодию и процитируйте фразу, в которой содержится название числа. (Звучит мелодия “Вместе весело шагать по просторам”) […раз дощечка, два дощечка]
300 б. Угадайте мелодию и процитируйте фразу, в которой содержится название числа. (Звучит мелодия “Учат в школе”) […к 4 + 2]
500 б. Угадайте мелодию и процитируйте фразу, в которой содержится название числа. (Звучит мелодия “Крокодил Гена”) […и подарит 500 эскимо]
2 раунд (слайд5)
Количество баллов | |||
Немного о числах | 300 | 500 | 1000 |
Дроби и не только | 300 | 500 | 1000 |
Слово – не воробей | 300 | 500 | 1000 |
Считай, смекай, отгадывай | 300 | 500 | 1000 |
Эврика! | 300 | 500 | 1000 |
Ох, уж эти родственники | 300 | 500 | 1000 |
“Немного о числах”
300 б. Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним арифметических действий? [Перевернуть — 999]
500 б. Разделите число 100 на половину. Каков результат? [100 : 0,5=200]
1000 б. В басне “Волк и ягненок” И.А.Крылов утверждает: “…У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим…”. Какое число встречается в этих строках, и как оно переводилось у разных народов? [Тьма – очень много, невообразимое множество, миллион, десять тысяч, сотня сотен]
“Дроби и не только”
300 б. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число большее 2, но меньшее 3? [Запятую]
500 б. Летел по небу гусь, да полгуся, да четверть гуся, да две осьмушки гуся. Сколько всего летело гусей? [Два]
1000 б. “Скажи-ка мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твои беседы?” “Вот сколько, — ответил философ. – Половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчаливом размышлении, а кроме того есть еще три девушки. Сочти же, сколько у меня учеников”. [x — (1/2)x — (1/4)x — (1/7)x = 3, x = 28]
“Слово – не воробей”
300 б. Кто говорил всегда: “Что и требовалось доказать”? [Евклид]
500 б. Чьи это слова: “Математика – царица наук, а арифметика – царица математики”? [Карла Фридриха Гаусса]
1000 б. Кому принадлежат эти строки: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”? [М.В.Ломоносову]
“Считай, смекай, отгадывай”
300 б. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 часа. А сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы? [Два землекопа: за 1 ч — 2 м / 2 ч=1м/ч, 5 м / 5 ч= 1м/ч ]
500 б. Когда скворцы сели по одному на дерево — одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево село по два скворца – одно дерево осталось свободно. Сколько было скворцов и сколько деревьев? [4 скворца и 3 дерева]
1000 б. На сковороде могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую надо обжарить с двух сторон, причем для обжаривания одной стороны требуется 1 мин. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты? [За 3 мин]
“Эврика!”
300 б. Кто впервые открыл значение использования координат в математике и дал описание применения координат в своей книге “Геометрия”? [Рене Декарт]
500 б. Кто из великих древнегреческих математиков вычислил отношение длины окружности к ее диаметру (число ?)? [Архимед]
1000 б.
Какой древнегреческий математик придумал способ для отыскания простых чисел, в котором простые числа “отсеиваются” от составных? И как называется этот метод? [Эратосфен, решето Эратосфена]
“Ох, уж эти родственники”
300 б. Два отца и два сына поймали 3 зайцев, причем каждому из них досталось по одному зайцу. Как это могло случиться? [Их было трое: дедушка, его сын и внук]
500 б. Брат старше сестры во столько же раз, сколько ему лет. Сколько лет сестре? [1 год]
1000 б. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? [4 брата и 3 сестры]
Финальный раунд (слайд7)
1. “Магические числа”
В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Что это за число? [2520 – оно делится на все натуральные числа от 1 до 10]
2. “С глазу на глаз”
Рассказывают, что царь однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его “Начала”, на что тот ответил…
Так что ответил Евклид?
[В геометрии нет царских дорог]
3. “Наследство и наследники”
(Древнегреческая задача, II век)
Некто, умирая, завещал: “Если у моей жены родится сын, то пусть ему будет дано 2/3 имения, а жене – остальная часть. Если же родится дочь, то ей — 1/3, а жене — 2/3.” Родилась двойня – сын и дочь. Как же разделить имение?
[Сын должен получить в 2 раза больше жены, жена – в 2 раза больше дочери; имение нужно разделить на части прямо пропорционально числам 4:2:1]
4. “Линия жизни”
На памятнике древнегреческому математику Диофанту начертано: “Прохожий! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в старости. Шестую часть его жизни заняло детство, двенадцатую – отрочество, седьмую – юность. Затем протекла половина его жизни, после чего он женился. Через 5 лет у него родился сын, а когда сыну минуло 4 года, Диофант скончался”. Сколько лет жил Диофант? [84 года]
5. “Не совсем обыкновенные дроби”
По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет, а знаменатель…
Так что же представляет, по мнению писателя, знаменатель дроби?
[То, что человек о себе думает]
6. “Увлечения”
Великий ученый Альберт Энштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и “некоторым занятием”. Однако “некоторое занятие”, по-моему гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а это занятие будет существовать вечно”.
Между чем Энштейну приходилось делить время?
[Между политикой и решением уравнений]
Список использованных источников:
-
http://www.igraza.ru/komp-kros.html
-
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&stype=image&lr=213&noreask=1&source=wiz
-
Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы, Фотина И.В., 2011
-
Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа в 5-11 кл, Иченская М.А., 2008