Технологическая карта урока математики (3 класс, УМК «Школа России»)
Тема: Приемы устных вычислений.
Тип урока: открытие новых знаний.
Деятельностная цель: организовать процесс самостоятельного построения детьми открытия новых знаний, в процессе собственной учебной деятельности, учить учащихся самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми приема устного умножения и деления чисел, оканчивающихся нулями; показать необходимость и значимость этого приема в практической деятельности; способствовать усвоению алгоритма и умению применять его в решении задач.
Планируемые результаты: предметные: научатся умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи;
Метапредметные: регулятивные: самостоятельно формулировать учебную задачу урока после предварительного обсуждения, стремиться ее выполнить; оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;
Коммуникативные:включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
Личностные:демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Цель | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение? — Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!
Запишите число. Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.
На доске: 265, 469, 761, 965, 624, 867, 364, 560, 769.
— Чем похожи все числа? — Какое число лишнее? Почему? — Какие числа будут в центре внимания на уроке? -Сегодня урок открытия новых знаний. Хотите открыть новые знания с трехзначными числами? | Проверка готовности к уроку
Это все трехзначные числа, в записи каждого числа есть цифра 6. — Трехзначные.
Да. | Личностные: самоопределение, смыслообразование
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | — Предлагаю начать урок с гимнастики для ума. — На урок пришел гость. Кто это? — Винни пришел не с пустыми руками. Он приготовил для вас интересные задания. На доске карточки с произведениями: 7∙ 8∙ 9 9 ∙ 8 ∙ 6 8 ∙ 9 ∙ 10 — Сравните произведения и, не вычисляя, скажите, какое из них больше.
— Винни приготовил карточки для работы в паре. Вспомните правила работы в паре.
Самопроверка. — Каким приемом пользовались? — Винни приготовил еще одно задание.
На доске: 20 ; 96 : 6; 720 : 6; 78 : 6; 30 40 42 : 3 — На какие две группы можно разбить выражения? — Значения, каких выражений вы сможете вычислить? Найдите.
|
Винни- Пух
Находят выражение с наибольшим значением.
Работают в парах
Проверяют по слайду Заменяли действия с десятками или сотнями
Делят выражения в две группы Вычисляют значения 1 столбика
| Познавательные: анализ обобщение, сравнение, классификация, доказательство Регулятивные: Пробное учебное действие, индивидуальное затруднение Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем; Использование критериев для обоснования своего суждения |
III. Выявление места и причины затруднения | Выявление и фиксация места и причины затруднения | — Что можете сказать про выражения второго столбика?
— Кто хочет научиться находить значения таких выражений? | Находить значения таких выражений не умеем. Отвечают на вопрос учителя | Регулятивные: постановка и формулировка проблемы |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | Работа с шмуцтитулом. — Прочитайте название раздела, который начнете изучать сегодня на уроке. — Что узнаете? Чему научитесь? -Посмотрите еще раз на выражения второго столбика. Какое открытие необходимо сделать сегодня на уроке? — Назовите тему урока. — Какова главная цель урока? — Составим план действий для достижения цели.
|
Читают название раздела, задачи
Научиться умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями. Составляют план. | Регулятивные: целеполагание, самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели планирование Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем |
V. Реализация построенного проекта | Построение и фиксация нового знания | — Подумайте, как можно найти значения этих выражений? Поработайте в парах. — Проверим, как вы выполнили задание. Кто хочет поделиться тем, как находили значения. — Кто рассуждал так же? — Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное.
— Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 82
— Где пригодятся полученные знания?
|
Работают в парах Один ученик объясняет, как действовал
Делают вывод: заменяю действия с сотнями и десятками Читают вывод в учебнике.
При вычисление значений выражений, решении задач
| Познавательные: поиск необходимой информации из текста учебника; Построение логической цепи рассуждения, доказательство |
Физ. минутка. | Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. | Выполняют движения |
| |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. | Применение нового знания в типовых заданиях | — Итак, вы открыли знания. Каким будет следующий шаг? — Кто сможет найти произведение и частное трехзначных чисел, оканчивающихся нулями? — Найдите № 1 в учебнике. — Прочитайте задание. Сравните выражения. — Вычислите значения второй строчки (работа у доски с комментированием)
№ 2 работа в парах — Назовите ответы (одна пара отвечает по очереди)
| Научиться применять, полученные знания.
Читают, сравнивают: цифры одинаковые, в первой строчке обознач. ед., а во второй сотни и т.д.
Работают в паре, проверяют.
| Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его; Выполнение действий по алгоритму Коммуникативные: формирование умения общаться с учителем; использование критериев для обоснования своего суждения |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | -Научились ли вы применять новые знания? — Выполните задания под красной чертой. -Проверьте и оцените.
| Выполняют задание под чертой в учебнике, проверяют, оценивают. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: выполнение действий по алгоритму |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Включение нового знания в систему знаний, повторения и закрепления ранее изученного |
№ 3 — Прочитайте задачу. О ком говориться в задаче? — Какое расстояние прошел лыжник? — Что сказано про это расстояние? — Что нужно узнать? — Реши задачу.
Самопроверка. |
Читают задачу, отвечают на вопросы
Самостоятельно решают, проверяют.
| Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: умение излагать свое мнение и аргументировать его |
IX. Рефлексия учебной деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | — Какую цель ставили в начале урока? — Вы достигли поставленной цели? — Какое открытие сделали на уроке? Оцените свою деятельность на уроке. -Отметьте на лесенке достижений. Усвоил новое знание и научился его применять – верхняя ступенька; Усвоил новое знание, но еще нужна помощь – средняя ступенька; тема сегодняшнего урока осталась непонятной- нижняя ступенька Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
— Солнышко подарило вам солнечных зайчиков. Покажите своё настроение смайликами. Д.з. стр. 82, № 4, № 5
| Узнать, как умножать и делить трехзначные числа, оканчивающиеся нулями Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Саморегуляция, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов действия. |