Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока
Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и причастий
9 класс
Выполнила Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока русского языка 9 класс
Учитель Злобина И.А.
Урок рефлексии на основе технологии системно — деятельностного подхода
Тема. Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и причастий. Подготовка к ГИА.
Цели:
Образовательная: повторение и закрепление материала по данной теме в рамках подготовки к ГИА, формирование алгоритма рефлексивного мышления
развивающая: активизация познавательной деятельности учащихся, обучение применению знаний и умений в новых ситуациях, развитие навыков сравнения, самостоятельного мышления ;
воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
Оборудование: компьютер, интернет, www.gramma.ru, www.lomonschool.ru, fcior.edu.ru, gramota.ru
Вид используемых на уроке средств ИКТ — ресурсы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение — локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства.
.
Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный момент Цель: диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе. |
| Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. Цель урока | Исходя из темы, определяют цели и задачи урока | Познавательные – подведение под понятие Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера
Личностные – самоопределение |
Актуализация знаний | Заполнение таблицы Самопроверка по образцу Работа в группах | Создает условия для успешного выполнения задания | 1.Повторение орфограммы «Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и прилагательных» 2.Заполняют таблицу, распределяя в две колонки слова с н и нн. Вставляют пропущенные буквы. Работа в группах. Смуще_ый юноша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день 2.По эталону проверяют правильность заполнения таблицы. 3.Словарный диктант 1.Журавлиный крик-№8, 2. кожаный ремень-№8, 3. ураганный ветер— №7, 4.восторженный взгляд--№9, 5.замасленный сюртук-№1, 6.рискованный трюк-№3,, 7.раненный при аварии-№2 8.решенный вопрос-№4, 9.стриженный по-мальчишески-№2, 10.маринованный огурец--№3 11.деревянный дом-— №7, 12.сожженное письмо-№1, 13.собрание проведено--№6, 14. революционный взгляд- №9, 15.точеный профиль- №5, 16. семенной фонд-№7 4.Самопроверка словарного диктанта по образцу: 1.-н- №8, 2.-н- №8, 3.-нн- №7, 4.-нн-№9, 5.-нн- №1, 6.-нн- №3, 7.-нн №2, 8.-нн- №4 9.-нн- №2, 10.-нн-№3, 11.-нн- №7, 12. -нн- №1, 13.-н-№6, 14.-н- №9 15.-н- №5, 16.-нн- №7,
5.Фиксация ошибок | Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие |
Локализация затруднений Цель: анализ решений и фиксация орфограммы, в которой была допущена ошибка | Работа в сети Интернет | Задает вопросы, слушает, исправляет
| Учащиеся, допустившие ошибки, еще раз обращаются к нужному алгоритму. Алгоритм 1. Определи, от какой части речи образовано твое слово. 2.Определи, какой частью речи является данное слово: прилагательное, причастие. 3.Вспомни правила правописания н и нн в прилагательных и причастий. 4.Обозначь орфограмму. №1- нн- прич., есть прист №2. –нн- прич, зав. слово №3.-нн- прич, суф. –ова-, -ева. №4 –нн- прич.,сов вид №5-н- прич, несов. вид №6 –н- крат. прич. №7 -нн– прил., н в корне №8 –н- прил, суф –ин-, -ан-, -ян № 9 –нн- прил, суф. –онн-, -енн http://gramma.ru/RUS/?id=12.288 Не допустившие ошибок выполняют новое задание: Переделать предложение, вставив в каждую его часть причастный оборот со страдательными причастиями прошедшего времени Лес светился, и это сияние стало подниматься вверх. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106
| Коммуникативные – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – самоопределение |
Построение проекта выхода из затруднений Цель: индивидуальная работа
|
| Следит за классом, помогает выделить главное, подвести итог.
| 1.Проговаривают про себя правило. 2.Выявляют причины ошибок. 3.Исправляют ошибки, графически обозначают орфограммы
| Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные – выполнение учебных действий; фиксирование индивидуального затруднения
Личностные — создание способов решения проблем |
Обобщение затруднений во внешней речи | Проговаривание | Контроль и коррекция | Проговаривают вслух: -при написании каких частей речи больше всего допущено ошибок; — в каком алгоритме не смогли разобраться; — правило написания -н- и –нн- | Регулятивные — коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | Проверка по эталону |
| 1.Индивидуальный выбор того задания, в котором была допущена ошибка: №1- №5 Задание . Превратите причастия в прилагательные. Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо. Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
№6 – Образуйте краткую форму, выделите орфограмму. Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица
№7-9 Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы. Образец: время революции — революционное время. Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
2.Проверка по эталону 3.Фиксация допущенных ошибок | Личностные – самоопределение Познавательные – выполнение действий по алгоритму Регулятивные — коррекция |
Включение в систему знаний и повторение |
| Контроль | При положительном результате выполняют Задание . Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы. Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква При отрицательном результате повторяют предыдущий этап работы с алгоритмом http://gramma.ru/RUS/?id=12.288 | Личностные – самоопределение Познавательные – выполнение действий по алгоритму Регулятивные — коррекция |
Рефлексия Цель: подведение итогов урока | Свобода выбора задания | Благодарит за урок, выставляет оценки, обсуждает оценки с учениками | Анализируют, где были допущены ошибки и каким способом они были исправлены Каждый оценивает свою деятельность на уроке
| Личностные – самооценка Познавательные – построение речевого высказывания Коммуникативные – адекватное восприятие оценки |
Список использованной литературы
1 Богданова Г. Уроки русского языка.- М.: Просвещение, 2010
2.Пичугов Ю.С Русский язык: Практика. 9 кл. – М.:Дрофа, 2012
3.Русский язык. Поурочные планы/ Авт-сост. Т Ермоленко М.: Дрофа, 2011
4.Русский язык: Теория. 5-9 кл. / под ред. В.В. Бабайцевой – М.: Дрофа, 2012
5.http://gramma.ru/RUS/?id=12.288
6. http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106