План-конспект урока
Класс: 1, «Перспективная начальная школа», А.Л. Чекин.
Предмет: математика
Тема: Ломаная линия
Цель: сформировать представление о понятиях: «ломаная», «звено ломаной линии» «вершины ломаной линии».
Задачи:
— сравнивать ломаные линии по длине с помощью циркуля; совершенствовать практические умения и навыки в построении геометрических фигур;
— развивать восприятие, наблюдательность, пространные представления, умения выделять главный признак, классифицировать, обобщать.
— воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, тетрадь в клетку, ручка, простой карандаш, проволока .
Используемые технологии: деятельностный с элементами игры
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты:
Предметные:
научились строить ломаную линию по заданному количеству вершин;
различают понятия «ломаная линия», «звено ломаной линии», «вершины ломаной линии».
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя
Личностные: понимают, что полученные знания на уроке математики пригодятся в практической деятельности
Ход урока
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||
1. Самоопределение к деятельности (Мотивация) | ||||
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске) Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю. –Как вы думаете, о чём эти слова? | Учащиеся выдвигают предположения – Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. | Личностные УУД: смыслообразование
| ||
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии | ||||
На доске изображены 8 линий: отрезок, замкнутая кривая, луч, незамкнутая кривая, прямая, пересекающиеся и непересекающиеся, ломаная. — Помоги Маше и Мише определить названия линий, которые вы видите на доске.
— У нас осталась еще одна линия без названия.
| Учащиеся рассматривают рисунок на доске.
— 1-я отрезок; 2-я замкнутая кривая; 3-я луч; 4-я незамкнутая кривая; 5-я прямая; 6-я пересекающиеся; 7-я непересекающиеся. — Такие линии мы еще не изучали. | Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: общеучебные
| ||
3. Выявление места и причин затруднения | ||||
— А как вы думаете, как называется линия, которая осталась? — В мире математики есть еще фигуры, о которых нам предстоит узнать. — Сейчас я расскажу историю, а вы должны догадаться, Как называется такая геометрическая фигура. Жила была прямая линия __________________________ Но однажды злой Бармалей поломал её на куски – отрезки. ._______. ._______. .________. ._______. .________. А добрый Карандаш их скрепил, вот так:
Догадались, как назвали такую линию?
| Предположения детей
— Ломаная линия | Регулятивные УУД: целеполагание | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | ||||
-Какая тема нашего сегодняшнего урока? -Чему вы хотите научиться на уроке, что узнать?
— Что и кто поможет узнать нам о ломаной линии?
— Что для этого нужно сделать?
— Еще мы сегодня узнаем, как называются части ломаной, будем учиться сравнивать их по длине.
| — Ломаная линия — Узнать, что же такое ломаная линия, как ее чертить… — Нам поможет учитель, одноклассники, учебник, тетрадь, знания о линиях, полученные ранее. Определяют совместно с учителем план действий: наблюдать и находить ломаные линии в окружающих нас предметах, чертить ломаную линию , работать по учебнику, слушать товарищей. | Регулятивные УУД: планирование, целеполагание | ||
5. Реализация построенного проекта | ||||
— Из каких «частей» состоит ломаная? Отрезки — это звенья ломаной линии.
— Сколько звеньев посчитаем? — А какие элементы еще есть у ломаной? — Концы звеньев называются вершинами ломаной. Работа с проволокой. — Из проволоки сконструируйте ломаную линию. — Из скольких звеньев состоит ваша ломаная?
— Все ли звенья одинаковые по длине?
— Какой вывод можно сделать? | — Ломаная состоит из отрезков.
— В данной ломаной линии 3 звена. — Концы звеньев.
Учащиеся в парах конструируют ломаную линию и записывают количество звеньев в тетрадь. — Нет, звенья получились разной длины. — Звенья ломаной линии не всегда имеют одинаковую длину. | Коммуникативные : взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение. Познавательные: анализ, построение логической цепи рассуждений.
| ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||||
Работа с учебником с. 46 №1. — Проверь с помощью линейки, что три данные точки не лежат на одной прямой. — Какой вывод можно сделать?
— Нарисуй в тетради три точки, которые не лежат на одной прямой. Соедини эти точки двумя отрезками.
— Что тебе напоминает эта линия, которая получилась? Как называется такая линия? — Из скольких звеньев она состоит? Запишите это цифрой. — Сколько вершин у данной ломаной? Запишите это цифрой. — Все ли звенья одинаковые по длине? — Какой вывод можно сделать?
Задание №2 стр. 4 Помоги Маше и Мише найти предметы, которые похожи на ломаную линию.
|
— Линейку не возможно расположить так, чтобы три точки не лежали на одной прямой. Учащиеся выполняют задание в тетради при помощи карандаша и линейки. — У нас получилась ломаная линия.
— Данная ломаная линия имеет 2 звена. — У данной ломаной 3 вершины.
— Нет, длина звеньев разная. — Длина звеньев не всегда одинаковая.
Учащиеся работают в парах. | Коммуникативные : взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в коллективе, высказывать своё мнение. Познавательные: анализ, построение логической цепи рассуждений; выведение следствий
| ||
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | ||||
— Откройте тетради и самостоятельно выполните задание №1 и №2. Не забудьте проверить выполненную работу.
| Учащиеся работают в тетрадях для самостоятельных работ, проверяя правильность выполнения по эталону на доске | Регулятивные: самоконтроль, самооценка. | ||
8. Рефлексия деятельности | ||||
— Закончите, пожалуйста, высказывания: Урок мне понравился тем, что…. Я бы хотел… В работе мне сегодня помог (помогла)… Я ухожу с … настроением, потому что … Поднимите его те, кому сегодня на уроке понравилось работать. — Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за работу! | Учащихся заканчивают фразу. | Регулятивные: самооценка |