Учитель: Сорокина Ольга Яковлевна, учитель высшей категории.
2 класс
Тема: «Порядок действий в выражениях со скобками»
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ).
Основные цели:
— учить использовать скобки для обозначения порядка действий в выражениях;
-формировать у учащихся способности к построению алгоритма на примере выражения со скобками
Задачи урока:
регулятивные:
-
приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
-
формировать умение применять простейший алгоритм анализа объекта
-
формировать умение анализировать учебную ситуацию
коммуникативные :
-
формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в ситуации учебной деятельности
-
формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников
личностные :
-
формировать положительную мотивацию к работе с алгоритмами, способствующей росту личностных результатов.
-
формировать самооценку учащихся
Методы обучения:
По степени педагогического управления со стороны учителя:
Методы опосредованного управления учебной деятельностью учащихся(технология деятельностного метода) , метод рефлексивной самоорганизации.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Логика развития занятия:
-
Мотивация к учебной деятельности.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
— выполнение задания для пробного действия
-
Выявление причины затруднения.
-
Построение проекта выхода из затруднения.
-
Реализация проекта выхода из затруднения
— открытие нового знания в парах
— соотнесение цели и результата, создание эталона способа вычисления значения выражения со скобками.
-
Первичное закрепление во внешней речи.
— применение алгоритма вычисления значения выражения со скобками
— применение алгоритма ( работа в парах)
-
Самостоятельная работа с самопроверкой.
-
Включение в систему знаний.
— тренировка в применении алгоритма в учебной деятельности ( работа в парах и самостоятельно).
-
Рефлексия деятельности на уроке.
У ученика к данному уроку уже сформирован первичный опыт вычисления значения выражений с несколькими действиями. Вместе с тем у учеников еще не сформировано умение вычислять значение выражения со скобками. Эта задача решается на этом уроке.
Основные структурные элементы урока:
-
Новым знанием является алгоритм вычисления значения выражения со скобками.
-
Задание на пробное действие заключается в построении алгоритма.
-
Фиксация затруднения учащегося на уроке состоит в том, что он либо не может сделать правильный выбор , либо не может его обосновать.
-
Фиксация причины затруднения у всех учащихся единая — незнание алгоритма и получение согласованного эталона.
-
Целью деятельности учащихся является построение алгоритма и получение согласованного эталона.
-
Фиксация нового знания в виде алгоритма вычисления значения выражения со скобками.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Слайд 1.
« Мир построен на силе чисел»
слова древнегреческого математика, философа Пифагора Самосского
— Как вы понимаете это выражение? В чём сила чисел?
-
На какой ступеньке лестницы успеха вы стоите в самом начале пути?
-
А как будет построена работа на уроке? (Так как мы узнаем новое, то мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть способ.)
-
Теперь точно вы готовы, в путь! Желаю удачи!
-
С чего начнем наш путь? (С повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
-Какую запись называют выражениями?
-Какие бывают выражения?
Сегодня на уроке мы продолжим работу с выражениями.
-Вспомните, мы с вами выполняли программу действий сбора в школу.
-Что такое программа действий? ( действия по порядку)
-Можно ли в программе переставить операции зарядку и заправку постели?
-А одевание и путь в школу? (либо изменится результат, либо нет)
-Проверим это на выражениях
Перед вами 2 выражения.(на листочках) Что можете о них сказать?
Слайд 2.
-Работать будете в парах. Выполните вычисления по моей программе:
Сначала из 8 -3, к полученной разности +4, а второй пример
К числу 3+4, а полученную сумму вычтите из 8
3. Выявление места и причины затруднения.
-Какой результат в первом примере? Во втором?
— Почему так произошло? (Разный порядок действий)
-Как выполняли действия в №1?( мы сначала из числа 8 вычитали 3),
-А в №2 ? (первое действие 3+4) Мы изменили порядок действий.
-Какая возникла проблема? 9 (при одинаковой записи, разный результат, потому что разный порядок)
-Попробуйте сформулировать цель урока, т.е. чему мы будем учиться.
-Итак, цель нашего урока — научиться обозначать в записи порядок действий в выражениях
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Как же нам выделить в выражении этот порядок, чтобы не было путаницы? (действие в кружочек, цифры вверху поставить)
-Учёные решили обозначить порядок действий в выражениях с помощью скобок.
Слайд 3.
-Попробуйте сформулировать наше открытие-правило: (реализация проекта)-3-4чел.
«Если в выражении есть скобки, то ….»
«Если выражении нет скобок, то…»
Слайд 4.
Сначала в скобках посчитай,
Остальное по порядку выполняй!
5.Реализация построенного проекта.
—Сравним наше новое знание с научным в учебнике (с.33- жирным шрифтом прочитайте). Кто расскажет? 2-3чел
-
Выполните задание №1 в парах. Вспомните правила работы в парах.
Работают на индивидуальных планшетках.
По окончанию работы, вывешивают на доску свой результат
— Итак, какой результат вы получили?
Представитель от одной из пар комментирует свой ход работы:
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Физминутка
-Попробуем применить наше новое знание на практике.
1) с. 33, №2.
Ученики работают в учебнике и по одному вслух указывают порядок действия с проговариванием алгоритма.
2)с.33 №3.
3) №4.
-Где должны быть скобки в выражениях? (Где обозначено первое действие)
-Почему? (Действие в скобках выполняется первым)
Выполнение с комментированием. Для чего нужны скобки?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Слайд 5.
№ 5 (а,б), стр. 34
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Самопроверка по образцу.
Слайд 6.
Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
-
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
-
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях, …)
-
Где вы можете это сделать? (При выполнении других заданий.)
-
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем вычитать числа с переходом через разряд.)
-
Оцените свою работу на полях (+ или ?).
8. Включение в систему знаний и повторение.
-
Где вы сможете использовать открытый способ? (При решении задач, примеров, …)
-
выполните задание № 5 (в)
-
Проверьте, что у вас получилось.
Слайд 7.
-
Кто допустил ошибки? В чем они? (Неправильно определили порядок действий, ошиблись в вычислениях, …)
-
Оцените свою работу на полях (+ или ?).
Слайд 8.
-
Прочитайте задачу. Что известно? Как узнать, чему равна масса арбузов? Какое правило используем?
-
Сделаем вывод: для чего нам нужны скобки? (Указывать порядок действий в выражениях)
-
Решите задачу и запишите ответ.
-
-
Запишите решение в тетрадь.
-
Проверьте по образцу.
-
Кто допустил ошибку? В чем она?
Оцените свою работу на полях
4) №9 самостоятельно, если останется время.
Д.З. №11, № 8 по рядам, правило выучить.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
-
Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
-
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
-
Кому не удалось, почему?
-
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
-
Кто поставил себя на верхнюю ступень? Какой вывод сделаете?
-
Кто ниже, что будете делать?
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Оборудование урока:
-
Математика. 2 класс: Учебник. Л.Г.Петерсон – М.: Национальное образование, 2012.
-
Демонстрационные материалы к курсу « Мир деятельности» Под ред.Л.Г.Петерсон – М.: Национальное образование, 2012
-
СД – диск с презентацией к урокам курса «Математика»..Л.Г.Петерсон – М.: Национальное образование , 2012