Урок математики во 2 классе

Тема: Увеличить в… Уменьшить в…

Цели:

1. Продолжать знакомить детей с новыми отношениями на множестве натуральных чисел.

2. Установить, что действия умножения и деления – взаимно обратные действия.

3. Развивать умения решать текстовые задачи.

Ход урока

I. Организационный момент, постановка темы.

— Здравствуйте, ребята! Какой была тема прошлого урока математики? («Увеличить в… Уменьшить в…»)

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы.

— Откройте тетради. Запишите число: 7 апреля. Запишите «Классная работа».

II. Актуализация знаний.

— Откройте учебники на странице 42. Выполним задание №1.

— Посмотрите на первую таблицу. Что значит увеличить в 7 раз? (Умножить на 7)

— Начинаем считать по цепочке. Проговариваем вслух пример и ответ.

(Ученики считают по цепочке вслух)

— Посмотрите на вторую таблицу. Что значит увеличить на 8? (Прибавить 8)

— Продолжаем считать по цепочке. Проговариваем вслух пример и ответ.

(Ученики считают по цепочке вслух)

— Запишите самостоятельно только ответы на примеры из 3 и 4 таблицы. Затем мы проверим ваши ответы.

— Кто прочитает вслух ответы к 3 таблице? (Ученик читает)

— У кого другие ответы?

— Я читаю правильные ответы: 2, 7, 6, 8, 3.

— У кого неправильно, исправьте.

— Кто прочитает ответы к 4 таблице? (Ученик считает)

— У кого другие ответы?

— Я читаю правильные ответы: 42, 61, 34, 58, 76.

— У кого неправильно, исправьте.

— Молодцы!

III. Изучение нового материала.

— Выполним задание №2. Напишите в тетради посередине «№2».

а) — Посмотрите на первую строчку.

— Сколько треугольников было слева? (2)

— Что произошло с числом треугольников? (Увеличилось)

— На сколько? (На 3)

— Как узнать, сколько треугольников стало? (2+3)

— Увеличить на несколько единиц – это значит прибавить несколько единиц. Действие сложение. (Карточка на доске)

— Посмотрите на вторую строчку.

— Сколько треугольников было слева? (5)

— Что произошло с числом треугольников? (Уменьшили)

— На сколько? (На 3)

— Как узнать, сколько треугольников стало? (5-3)

— Уменьшить на несколько единиц – это значит отнять несколько единиц. Действие вычитание. (Карточка на доске)

б) — Обратите внимание. Сначала было 2 треугольника. Затем число треугольников увеличили на 3. Затем уменьшили на 3. Получили начальное число треугольников.

— Какой вывод можно сделать? (Если к начальному числу прибавить число, а затем вычесть это же число, то получится начальное число. Действия сложения и вычитания – взаимно обратные действия.)

в) — Посмотрите на третью строчку.

— Сколько кругов было слева? (2)

— Сколько кругов справа? (3 раза по столько же, сколько слева)

— Что произошло с числом кругов? (Увеличилось)

— Во сколько раз? (В 3 раза)

— Как узнать, сколько кругов стало? (2*3)

— Увеличить в несколько единиц – значит умножить на несколько единиц. Действие умножение. (Карточка на доске)

— Посмотрите на четвертую строчку.

— Сколько кругов было слева? (6)

— Сколько кругов справа? (2)

— Что произошло с числом кругов? (Уменьшилось)

— Во сколько раз? (В 3 раза)

— Слева узнаем, сколько раз по 2 круга содержится в 6.

00|00|00

— Слева 3 раза по столько, сколько справа, значит слева в 3 раза больше, а справа в 3 раза меньше.

— Как узнать, во сколько раз уменьшилось число кругов? (6:3)

— Уменьшить в несколько единиц – значит разделить на несколько единиц. Действие деление. (Карточка на доске)

г) — Обратите внимание. Сначала было 2 круга. Число кругов сначала увеличили в 3 раза, затем уменьшили в 3 раза.

— Какой вывод можно сделать? (Если начальное число увеличить в несколько раз увеличить, а затем уменьшить в такое же количество раз, то получится начальное число. Действия умножения и деления – взаимно обратные действия.)

— Прочитайте текст в оранжевой рамке еще раз.

— Итак, действия сложения и вычитания – взаимно обратные действия. Действия умножения и деления – взаимно обратные действия.

IV. Физкультминутка.

— Встаньте из-за своих парт. Сейчас мы проведем физкультминутку.

— Повторяйте за мной движения, сопровождая их словами «Это тоже я могу»

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму. Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу. Это тоже я могу.

И, как птица полечу. Это тоже я могу.

Головою поверчу. Это тоже я могу.

А потом присяду, встану. Это тоже я могу.

И нисколько не устану. Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного. Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу. Это тоже я могу.

Если надо, побегу. Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

V. Закрепление изученного.

1) — Выполним задание №3 на странице 43. Работать будем устно. Можно карандашом вписать промежуточные значения в кружочки.

— Найдем значение х. Прочитайте первую цепочку.

— Чтобы найти значение х, нужно считать с конца цепочки, выполняя обратные действия. Подпишем карандашом под каждым действием обратное ему действие. (Подписывают)

— Посмотрите в конец цепочки. Какое-то число разделили на 4 и получили 8. Как найти это число? (8*4)

— Сколько получится? (32)

— Запишите значение в кружочек.

— К какому-то числу прибавили 11 и получили 32. Как найти это число? (32-11)

— Сколько получится? (21)

— Запишите значение во второй кружочек.

— х умножили на 3 и получили 21. Как найти х? (21:3)

— Чему равен х? (7)

— Проверим себя. Выполним обратные действия. Кто выполнит их вслух?

(Ученик считает:

— 7*3=21

21+11 = 32

32:4=8)

— Все получилось верно? Мы правильно нашли значение х? (Да)

— Найдем значение у. Сначала подпишем карандашом обратные действия. (Подписывают)

— Кто теперь будет считать вслух промежуточные значения? (Ученик считает вслух)

— Кто выполнит обратные действия вслух для проверки? (Ученик проверяет вслух)

— Все верно выполнили? Молодцы!

2) (Открываю доску)

Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Нужно найти пропущенные числа.

Множитель

6

Множитель

5

Произведение

36

20

— Прочитайте названия компонентов в таблице.

— Это компоненты какого действия? (Умножения)

— Посмотрите на первый столбик. Какой компонент нужно найти? (Множитель)

— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)

— Найдите, чему равен множитель? (6)

(Записываю в таблицу 6)

— Посмотрите на второй столбик. Какой компонент нужно найти? (Множитель)

— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)

— Найдите, чему равен множитель? (4)

(Записываю в таблицу 4)

(Открываю доску)

— Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Нужно найти пропущенные числа.

Делимое

35

Делитель

5

Частное

7

3

— Прочитайте названия компонентов в таблице.

— Это компоненты какого действия? (Деления)

— Посмотрите на первый столбик. Какой компонент нужно найти? (Делитель)

— Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное)

— Найдите, чему равен делитель? (5)

(Записываю в таблицу 5)

— Посмотрите на второй столбик. Какой компонент нужно найти? (Делимое)

— Как найти неизвестный делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель)

— Найдите, чему равно делимое? (15)

(Записываю в таблицу 15)

— Решим уравнения из №4 с объяснением и проверкой.

— Первое уравнение я помогу вам решить. Запишите в тетради посередине «№4».

— Прочитайте первое уравнение. Запишите его. (Пишу на доске)

— Какое действие выполняется в этом уравнении? (Умножение)

— Назовите компоненты при умножении. (Множитель, множитель, произведение)

— Какой компонент нужно найти? (Множитель)

— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)

— Что запишем в тетрадь? (х=32:8)

— Чему равен х? (х=4)

— Запишите в тетрадь «х=4».

— Выполним проверку. Напишите слово «Проверка».

— Как проверим, правильно ли мы нашли х? (Поставим вместо х число 4 и умножим 4 на 8)

— Сколько получится? (32)

— Запишите в тетрадь «4*8=32».

— Сравним исходное значение в данном уравнении и значение, которое мы получили при проверке. 32=32. Верно ли мы решили уравнение? (Да)

— Запишите в тетрадь «32=32».

— Какой ответ запишем? (х=4)

— Запишите ответ в тетрадь.

— Второе уравнение вы решите самостоятельно в тетради. Затем кто-нибудь продиктует решение уравнения, чтобы все проверили себя. Не забудьте выполнить проверку!

(Ученики решают уравнение)

— Кто продиктует решение?

(Ученик диктует:

у:5 = 7

у = 7*5

у = 35

Проверка:

35:5 = 7

7=7

Ответ: х=35)

— У всех получилось решить уравнение? Молодцы! Третье уравнение вы решите дома.

3) — Выполним упражнение №5. Запишите в тетради посередине «№5».

— Прочитайте первое выражение. Запишите его.

(Пишу на доске)

— Сколько всего действий нужно сделать, чтобы найти значение этого выражения? (3 действия)

— Какое действие будет первым? (Умножение)

— Напишите над умножением цифру 1 карандашом.

— Какое действие будет вторым? (Деление)

— Напишите над делением цифру 2 карандашом.

— Какое действие будет третьим? (Вычитание)

— Напишите над вычитанием цифру 3 карандашом.

— Какой результат получится в 1 действии? (54)

— Какой результат получится во 2 действии? (3)

— Запишите «54-3=»

— Сколько получится? (51)

— Запишите ответ.

— Прочитайте первое выражение. Запишите его.

(Пишу на доске)

— Сколько всего действий нужно сделать, чтобы найти значение этого выражения? (2 действия)

— Какое действие будет первым? (Вычитание в скобках)

— Напишите над вычитанием цифру 1 карандашом.

— Какое действие будет вторым? (Умножение)

— Напишите над умножением цифру 2 карандашом.

— Какой результат получится в 1 действии? (5)

— Кто назовет ответ? (35)

— Молодцы! Остальные 2 выражения вы решите дома.

4) — Прочитайте первую задачу из №6.

— Сколько грибов у Саши с дедушкой было в начале прогулки? (3 гриба)

— Сколько грибов стало в конце прогулки? (Неизвестно, в 4 раза больше)

— Каков вопрос задачи? (Сколько грибов нашли Саша с дедушкой к концу прогулки?)

— Как записать краткое условие?

Было – 3 гр. 

Стало — ?, в 4 раза б. ____

(Пишу на доске)

— Запишите посередине «Решение».

— Расскажите про грибы, которые стали у дедушки и Саши в конце прогулки. (Неизвестно, в 4 раза больше)

— Как узнать, сколько грибов стало в конце прогулки? (Надо 3 гриба увеличить в 4 раза (3 умножить на 4))

— Запишите «3*4=»

— Сколько получится? (12 грибов)

— Запишите ответ.

(РЕЗЕРВ)

— Прочитайте вторую задачу. Какие слова запишем в кратком условии? (Цена, количество, стоимость)

— Запишем краткое условие в виде таблицы в тетрадь.

(Пишу на доске)

Цена

Количество

Стоимость

I

Одинак.

5 шт

20 руб

II

Одинак.

9 шт

?

— Что известно о цене тетрадей? (Одинакова)

— Сколько стоят 5 тетрадей? (20 рублей)

— Что нужно узнать? (Сколько стоят 9 тетрадей)

— Напишите посередине «Решение».

— Сколько действий нужно выполнить, чтобы решить задачу? (2)

— Что найдем первым действием? (Цену тетрадей)

— Как узнать, сколько стоит 1 тетрадь? (Стоимость разделить на количество, т.е. 20:5)

— Запишите первое действие 20:5.

— Сколько стоит 1 тетрадь? (4 рубля)

20:5=4(рубля)-цена

— Как узнать стоимость 9 тетрадей? (Цену умножить на количество, т.е. 4*9)

— Запишите второе действие 4*9.

— Сколько стоят 9 тетрадей? (36)

4*9=36(рублей)-стоимость 9 тетрадей

— Запишите ответ.

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Для чего нам пригодились эти знания?

— Поднимите руки, у кого на уроке всѐ получалось.

— Поднимите руки, у кого возникали затруднения.

— Что нужно сделать, чтобы затруднений больше не возникало?

— Молодцы! Спасибо за урок.

VII. Домашнее задание.

— Откройте дневники, запишите домашнее задание. Решить последнее уравнение из №4. Найти значение оставшихся выражений из №3. Из №6 решить задачу под буквой в.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here