Урок математики во 2 классе
Тема: Увеличить в… Уменьшить в…
Цели:
1. Продолжать знакомить детей с новыми отношениями на множестве натуральных чисел.
2. Установить, что действия умножения и деления – взаимно обратные действия.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка темы.
— Здравствуйте, ребята! Какой была тема прошлого урока математики? («Увеличить в… Уменьшить в…»)
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы.
— Откройте тетради. Запишите число: 7 апреля. Запишите «Классная работа».
II. Актуализация знаний.
— Откройте учебники на странице 42. Выполним задание №1.
— Посмотрите на первую таблицу. Что значит увеличить в 7 раз? (Умножить на 7)
— Начинаем считать по цепочке. Проговариваем вслух пример и ответ.
(Ученики считают по цепочке вслух)
— Посмотрите на вторую таблицу. Что значит увеличить на 8? (Прибавить 8)
— Продолжаем считать по цепочке. Проговариваем вслух пример и ответ.
(Ученики считают по цепочке вслух)
— Запишите самостоятельно только ответы на примеры из 3 и 4 таблицы. Затем мы проверим ваши ответы.
— Кто прочитает вслух ответы к 3 таблице? (Ученик читает)
— У кого другие ответы?
— Я читаю правильные ответы: 2, 7, 6, 8, 3.
— У кого неправильно, исправьте.
— Кто прочитает ответы к 4 таблице? (Ученик считает)
— У кого другие ответы?
— Я читаю правильные ответы: 42, 61, 34, 58, 76.
— У кого неправильно, исправьте.
— Молодцы!
III. Изучение нового материала.
— Выполним задание №2. Напишите в тетради посередине «№2».
а) — Посмотрите на первую строчку.
— Сколько треугольников было слева? (2)
— Что произошло с числом треугольников? (Увеличилось)
— На сколько? (На 3)
— Как узнать, сколько треугольников стало? (2+3)
— Увеличить на несколько единиц – это значит прибавить несколько единиц. Действие сложение. (Карточка на доске)
— Посмотрите на вторую строчку.
— Сколько треугольников было слева? (5)
— Что произошло с числом треугольников? (Уменьшили)
— На сколько? (На 3)
— Как узнать, сколько треугольников стало? (5-3)
— Уменьшить на несколько единиц – это значит отнять несколько единиц. Действие вычитание. (Карточка на доске)
б) — Обратите внимание. Сначала было 2 треугольника. Затем число треугольников увеличили на 3. Затем уменьшили на 3. Получили начальное число треугольников.
— Какой вывод можно сделать? (Если к начальному числу прибавить число, а затем вычесть это же число, то получится начальное число. Действия сложения и вычитания – взаимно обратные действия.)
в) — Посмотрите на третью строчку.
— Сколько кругов было слева? (2)
— Сколько кругов справа? (3 раза по столько же, сколько слева)
— Что произошло с числом кругов? (Увеличилось)
— Во сколько раз? (В 3 раза)
— Как узнать, сколько кругов стало? (2*3)
— Увеличить в несколько единиц – значит умножить на несколько единиц. Действие умножение. (Карточка на доске)
— Посмотрите на четвертую строчку.
— Сколько кругов было слева? (6)
— Сколько кругов справа? (2)
— Что произошло с числом кругов? (Уменьшилось)
— Во сколько раз? (В 3 раза)
— Слева узнаем, сколько раз по 2 круга содержится в 6.
00|00|00
— Слева 3 раза по столько, сколько справа, значит слева в 3 раза больше, а справа в 3 раза меньше.
— Как узнать, во сколько раз уменьшилось число кругов? (6:3)
— Уменьшить в несколько единиц – значит разделить на несколько единиц. Действие деление. (Карточка на доске)
г) — Обратите внимание. Сначала было 2 круга. Число кругов сначала увеличили в 3 раза, затем уменьшили в 3 раза.
— Какой вывод можно сделать? (Если начальное число увеличить в несколько раз увеличить, а затем уменьшить в такое же количество раз, то получится начальное число. Действия умножения и деления – взаимно обратные действия.)
— Прочитайте текст в оранжевой рамке еще раз.
— Итак, действия сложения и вычитания – взаимно обратные действия. Действия умножения и деления – взаимно обратные действия.
IV. Физкультминутка.
— Встаньте из-за своих парт. Сейчас мы проведем физкультминутку.
— Повторяйте за мной движения, сопровождая их словами «Это тоже я могу»
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму. Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу. Это тоже я могу.
И, как птица полечу. Это тоже я могу.
Головою поверчу. Это тоже я могу.
А потом присяду, встану. Это тоже я могу.
И нисколько не устану. Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного. Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу. Это тоже я могу.
Если надо, побегу. Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
V. Закрепление изученного.
1) — Выполним задание №3 на странице 43. Работать будем устно. Можно карандашом вписать промежуточные значения в кружочки.
— Найдем значение х. Прочитайте первую цепочку.
— Чтобы найти значение х, нужно считать с конца цепочки, выполняя обратные действия. Подпишем карандашом под каждым действием обратное ему действие. (Подписывают)
— Посмотрите в конец цепочки. Какое-то число разделили на 4 и получили 8. Как найти это число? (8*4)
— Сколько получится? (32)
— Запишите значение в кружочек.
— К какому-то числу прибавили 11 и получили 32. Как найти это число? (32-11)
— Сколько получится? (21)
— Запишите значение во второй кружочек.
— х умножили на 3 и получили 21. Как найти х? (21:3)
— Чему равен х? (7)
— Проверим себя. Выполним обратные действия. Кто выполнит их вслух?
(Ученик считает:
— 7*3=21
21+11 = 32
32:4=8)
— Все получилось верно? Мы правильно нашли значение х? (Да)
— Найдем значение у. Сначала подпишем карандашом обратные действия. (Подписывают)
— Кто теперь будет считать вслух промежуточные значения? (Ученик считает вслух)
— Кто выполнит обратные действия вслух для проверки? (Ученик проверяет вслух)
— Все верно выполнили? Молодцы!
2) (Открываю доску)
– Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Нужно найти пропущенные числа.
6 |
| |
Множитель |
| 5 |
Произведение | 36 | 20 |
— Прочитайте названия компонентов в таблице.
— Это компоненты какого действия? (Умножения)
— Посмотрите на первый столбик. Какой компонент нужно найти? (Множитель)
— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)
— Найдите, чему равен множитель? (6)
(Записываю в таблицу 6)
— Посмотрите на второй столбик. Какой компонент нужно найти? (Множитель)
— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель)
— Найдите, чему равен множитель? (4)
(Записываю в таблицу 4)
(Открываю доску)
— Посмотрите на доску. Перед вами таблица. Нужно найти пропущенные числа.
35 |
| |
Делитель |
| 5 |
Частное | 7 | 3 |
— Прочитайте названия компонентов в таблице.
— Это компоненты какого действия? (Деления)
— Посмотрите на первый столбик. Какой компонент нужно найти? (Делитель)
— Как найти неизвестный делитель? (Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное)
— Найдите, чему равен делитель? (5)
(Записываю в таблицу 5)
— Посмотрите на второй столбик. Какой компонент нужно найти? (Делимое)
— Как найти неизвестный делимое? (Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель)
— Найдите, чему равно делимое? (15)
(Записываю в таблицу 15)
— Решим уравнения из №4 с объяснением и проверкой.
— Первое уравнение я помогу вам решить. Запишите в тетради посередине «№4».
— Прочитайте первое уравнение. Запишите его. (Пишу на доске)
— Какое действие выполняется в этом уравнении? (Умножение)
— Назовите компоненты при умножении. (Множитель, множитель, произведение)
— Какой компонент нужно найти? (Множитель)
— Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.)
— Что запишем в тетрадь? (х=32:8)
— Чему равен х? (х=4)
— Запишите в тетрадь «х=4».
— Выполним проверку. Напишите слово «Проверка».
— Как проверим, правильно ли мы нашли х? (Поставим вместо х число 4 и умножим 4 на 8)
— Сколько получится? (32)
— Запишите в тетрадь «4*8=32».
— Сравним исходное значение в данном уравнении и значение, которое мы получили при проверке. 32=32. Верно ли мы решили уравнение? (Да)
— Запишите в тетрадь «32=32».
— Какой ответ запишем? (х=4)
— Запишите ответ в тетрадь.
— Второе уравнение вы решите самостоятельно в тетради. Затем кто-нибудь продиктует решение уравнения, чтобы все проверили себя. Не забудьте выполнить проверку!
(Ученики решают уравнение)
— Кто продиктует решение?
(Ученик диктует:
у:5 = 7
у = 7*5
у = 35
Проверка:
35:5 = 7
7=7
Ответ: х=35)
— У всех получилось решить уравнение? Молодцы! Третье уравнение вы решите дома.
3) — Выполним упражнение №5. Запишите в тетради посередине «№5».
— Прочитайте первое выражение. Запишите его.
(Пишу на доске)
— Сколько всего действий нужно сделать, чтобы найти значение этого выражения? (3 действия)
— Какое действие будет первым? (Умножение)
— Напишите над умножением цифру 1 карандашом.
— Какое действие будет вторым? (Деление)
— Напишите над делением цифру 2 карандашом.
— Какое действие будет третьим? (Вычитание)
— Напишите над вычитанием цифру 3 карандашом.
— Какой результат получится в 1 действии? (54)
— Какой результат получится во 2 действии? (3)
— Запишите «54-3=»
— Сколько получится? (51)
— Запишите ответ.
— Прочитайте первое выражение. Запишите его.
(Пишу на доске)
— Сколько всего действий нужно сделать, чтобы найти значение этого выражения? (2 действия)
— Какое действие будет первым? (Вычитание в скобках)
— Напишите над вычитанием цифру 1 карандашом.
— Какое действие будет вторым? (Умножение)
— Напишите над умножением цифру 2 карандашом.
— Какой результат получится в 1 действии? (5)
— Кто назовет ответ? (35)
— Молодцы! Остальные 2 выражения вы решите дома.
4) — Прочитайте первую задачу из №6.
— Сколько грибов у Саши с дедушкой было в начале прогулки? (3 гриба)
— Сколько грибов стало в конце прогулки? (Неизвестно, в 4 раза больше)
— Каков вопрос задачи? (Сколько грибов нашли Саша с дедушкой к концу прогулки?)
— Как записать краткое условие?
Было – 3 гр.
Стало — ?, в 4 раза б. ____
(Пишу на доске)
— Запишите посередине «Решение».
— Расскажите про грибы, которые стали у дедушки и Саши в конце прогулки. (Неизвестно, в 4 раза больше)
— Как узнать, сколько грибов стало в конце прогулки? (Надо 3 гриба увеличить в 4 раза (3 умножить на 4))
— Запишите «3*4=»
— Сколько получится? (12 грибов)
— Запишите ответ.
(РЕЗЕРВ)
— Прочитайте вторую задачу. Какие слова запишем в кратком условии? (Цена, количество, стоимость)
— Запишем краткое условие в виде таблицы в тетрадь.
(Пишу на доске)
Цена | Количество | Стоимость | |
I | Одинак. | 5 шт | 20 руб |
II | Одинак. | 9 шт | ? |
— Что известно о цене тетрадей? (Одинакова)
— Сколько стоят 5 тетрадей? (20 рублей)
— Что нужно узнать? (Сколько стоят 9 тетрадей)
— Напишите посередине «Решение».
— Сколько действий нужно выполнить, чтобы решить задачу? (2)
— Что найдем первым действием? (Цену тетрадей)
— Как узнать, сколько стоит 1 тетрадь? (Стоимость разделить на количество, т.е. 20:5)
— Запишите первое действие 20:5.
— Сколько стоит 1 тетрадь? (4 рубля)
20:5=4(рубля)-цена
— Как узнать стоимость 9 тетрадей? (Цену умножить на количество, т.е. 4*9)
— Запишите второе действие 4*9.
— Сколько стоят 9 тетрадей? (36)
4*9=36(рублей)-стоимость 9 тетрадей
— Запишите ответ.
VI. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Для чего нам пригодились эти знания?
— Поднимите руки, у кого на уроке всѐ получалось.
— Поднимите руки, у кого возникали затруднения.
— Что нужно сделать, чтобы затруднений больше не возникало?
— Молодцы! Спасибо за урок.
VII. Домашнее задание.
— Откройте дневники, запишите домашнее задание. Решить последнее уравнение из №4. Найти значение оставшихся выражений из №3. Из №6 решить задачу под буквой в.