Класс: 4
Тема: «Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности»
Ход : (Дети сидят за столами группами.)
Орг. момент. Постановка цели занятия.
– Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!
Сегодня вновь у нас с вами занятие кружка «Школа юного математика». Вы скоро заканчиваете 4 класс, пора подводить некоторые итоги: чему уже научились и как умеете пользоваться полученными знаниями. Попробуйте поставить цель нашего занятия (повторить решение определённого вида задач). (Занятие рассчитано на 2 часа, поэтому гостям покажем только часть занятия)
1.Психологический настрой.
— Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Ждёт занятие нас сегодня отличное
Проведём мы его необычно.
В сказку с вами немного заглянем
И учиться не перестанем.
— А в какую сказку мы заглянем, вы узнаете, отгадав загадку:
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
— Из какой сказки? Эдуард Успенский ««Дядя Фёдор, пёс и кот» (1973) И вы, наверное, очень удивитесь, когда узнаете, что этому произведению в этом году исполняется 40 лет.
(отрывок из м/ф «Зима в Простоквашино» « У вас что средствов нету?»)
2. Постановка проблемы.
— Откуда же им взять средства? А давайте поможем нашим героям начать своё дело, бизнес. Что можно им посоветовать, какое дело организовать? (т. к. в деревне много земли, то лучше начать с выращивания овощей, фруктов, разведения животных, продажи молока и др.)
(если нет таких ответов) Может быть организуем ферму? А что же такое ферма? Попробуем отыскать ответ в словаре.
Ферма — Частное крестьянское сельскохозяйственное предприятие на собственной или арендованной земле. Цель создания фермы – произвести необходимые потребителям товары и получить прибыль.
Проверим, чья команда лучше справится с этим. А как вы думаете, какие знания вам пригодятся в этом нелёгком деле? (математика, русский язык и др.) Да, дело действительно трудное, долгое, не на 1 занятие, если не успеем, то продолжим в следующий раз. За каждый правильный ответ, за правильно решённую задачу, я буду класть в вашу копилку монетку. В конце занятия подсчитаем их и решим, чья ферма более прибыльна.
3. Планирование. Составление бизнес-плана.
— Любое дело надо начинать с бизнес-плана, т.е. выработать план действий. У вас на столах есть папка с планом, ваша задача расположить по порядку все задания. И доказать, что вы правы.
— найти средства (деньги, например, взять кредит)
— купить участок земли
— построить необходимые помещения (коровники, курятники, гараж и др.)
— закупить необходимое оборудование (например, инкубаторы для цыплят) и купить поголовье (коров, цыплят, гусей и т.д.)
— набрать штат сотрудников
— наладить сбыт продукции (т.е. где будем продавать, кому)
— получить прибыль
( Порядок составляют дети, и каждая команда рассказывает, защищает свой бизнес- план)
Чтобы всё в нашей игре прошло без заминки
Её мы начнём, ну, конечно, с разминки. (детям на выбор каждому выдаются задачи, через 1 минуту взаимопроверка)
1. Продолжи цепочку 2, 11, 9, 18, 16, 25
2. Продолжи цепочку 20, 30, 31. 42. 44, 56. 59, …
3. Отцу и сыну вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через 3 года?
4. Дядя Федор задумал число, прибавил к нему 1, отнял 2, умножил результат на 3 и разделил на 4. Получилось 6. Какое число задумал дядя Фёдор?
5. В произведении чисел 24 и 12 первый множитель уменьшили в три раза. Как изменилось произведение?
6. Пятеро друзей обменялись рукопожатиями. Сколько рукопожатий было?
Итак, вы получаете за каждую правильно решённую задачу по монетке в свою копилку.
У вас уже появились некоторые средства, а где взять средства на покупку земли?
1. Найти средства. Где взять? (в банке) Дядя Федор, чтобы купить землю, взял в кредит 100000 руб на 3 года. При этом он обязался платить каждый месяц по 3400 руб. Сколько денег дядя Фёдор должен вернуть в банк? За сколько месяцев выплатит дядя Федор кредит, если ежемесячно будет выплачивать по 4080руб ?
2. Найти и купить участок земли.
Кот Матроскин нашёл участок земли, но не может подсчитать, на сколько квадратных участков он разделён?
3. Построить необходимые помещения.
Десять работников должны были закончить работу за 8 дней. Когда они проработали 2 дня, выяснилось, что надо закончить работу через 2 дня. Сколько еще надо нанять работников?
4. Закупить необходимое оборудование (например, инкубаторы для цыплят)
— купить поголовье (коров, цыплят, гусей и т.д.)
По двору гуляют козы и гуси. Известно, что всего у них 8 голов и 26 ног. Сколько гусей гуляет по двору?
Физ.минутка «Положи деньги в банк» Ставится литровая банка с надписью «Банк»
Учитель: А теперь представим, вы стали действительно преуспевающими бизнесменами. У вас появились средства, которые держать под подушкой неразумно. Лучше их, к примеру, вложить в какой-нибудь банк. Каждая фирма, каждый уважающий себя предприниматель или финансист должны уметь сотрудничать с банками, поэтому этот конкурс называется “Положи деньги в банк”. Я прошу команды построиться друг за другом.
(На некотором расстоянии ставится банка с надписью “Банк”. Каждой команде выдается по 5 монет (желательно одного размера).
После моего сигнала каждый из участников игры попытается “положить деньги” в банк, то есть будет кидать монету и стараться попасть в банку. И так по очереди каждый человек вашей фирмы. 1 попадание — 1 балл в копилку команды. Победит та фирма, у которой на “счету в банке” окажется больше всего монет. Итак, начали.
5. Сейчас нам предстоит самое ответственное дело — Набрать штат сотрудников. (задача для 6 класса)
Наняли трех работников: мастера, кассира и контролёра. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семёнов. Кассир не имеет ни братьев, ни сестёр и меньше всех ростом. Известно также, что Семёнов женат на сестре Борисова и ростом выше контролёра. Кто есть кто?
Решение – таблица (Семёнов – мастер, Иванов – кассир, Борисов – контролёр)
6. Наладить сбыт продукции. ( отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино, «А я говорю, пей!»)
Из восьмилитрового ведра, наполненного молоком, надо отлить четыре литра с помощью пустой трехлитровой банки и пятилитрового бидона. На землю ничего выплескивать нельзя.
Решение: 8 литров 5 литров 3 литра
7. (Это задание на скорость) Получить прибыль. Чья команда быстрее и правильно подсчитает?
Ежемесячные доходы фермы составляют 720000р, а расходы – 580000р. Какова прибыль фермы за год?
8. В расходы входит, кроме всего прочего, и заработная плата сотрудников. Я прошу вас подсчитать зарплату дома, проверим на следующем занятии
Подсчитай зарплату (проверка вычислительных навыков)
Деньги, которые работник получает на руки в конце месяца, складываются из зарплаты, дополнительных выплат и вычетов из зарплаты.
— | аванс | + | пособие | + | премия | — | налог | = | на руки |
Сосчитай, сколько получит каждый работник в конце месяца.
Борисов | Иванов | Петров | Семёнов | Васечкин | |
зарплата | 19370 р | 17280 р | 18750 р | 29630 р | 16540 р |
аванс |
|
| 3490 р | 6200 р | 5000 р |
пособие |
| 2500 р | 2500 р |
|
|
премия | 3436 р |
|
| 5894 р |
|
налог (13) | 2965 | 2571 | 2309 | 3812 | 2800 |
Мы славно потрудились. Прорешали много задач. Вот и создана ферма.
Пришла пора подсчитать и вашу прибыль. Чья команда сработала прибыльнее?
А вот и результат вашего труда – продукция вашей фермы слайд
(детям вручается продукция «Простоквашино»)