Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Кунгура
Литература
Разработка урока литературного чтения на тему:
Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста»
2 класс
Выполнил:
учитель начальных классов
Шутёмова Елена Витальевна
Первая квалификационная категория
г. Кунгур
2014 г.
Тема урока: нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста».
Учитель: Шутёмова Елена Витальевна
Предмет: литературное чтение.
УМК: «Гармония»
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 2 класс.
Продолжительность: 30 минут.
Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Слайд | ||||||||||||
ΙΙ Актуализация знаний. – Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование. – Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок». – Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. – Что могут обозначать эти слова?
– Установите соответствие между словами трёх столбиков. – Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника. – Проверим, как вы справились с расследованием. – Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
|
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд | |||||||||||
ΙΙΙ Постановка учебной задачи. – Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока. – Русская народная сказка «Заяц-хваста». – В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
|
Слайд | |||||||||||
IV Переход к теме. – Какие сказки с участием зайца вы знаете? «У страха глаза велики» р.н.с. «Заюшкина избушка» р.н.с. «Жалобы зайки» К.Д. Ушинский «Лиса и заяц» р.н.с. «Колобок» р.н.с. «Теремок» р.н.с.
Загадка. Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою — белый, Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку? – Что вы знаете о зайце? – Какой по характеру обычно бывает заяц? – Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор. (Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям. – Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя. – Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации. – Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка. Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил. Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет. Спрятались в густую траву. Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки. А теперь проверим, какие вы внимательные.
| Слайд Выставка книг
Слайд Фото зайцев
Доска Карточки | |||||||||||
V Решение учебной задачи.
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение. – Кто такой хваста? Хваста – тот, кто хвастается. Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств. Крестьянин – сельский житель. Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба. Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
– Где жил заяц? – Чем занимался? – С кем общался? – Почему хвастался заяц? ( Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.) – Как он хвастался? Зачитайте. – Кто проучил зайца? –Как вы думаете, перестал он хвастать? –Какой поступок совершил герой сказки? –Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
– Какой в этой сказке заяц? – Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками. – Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца. – Что такое досье? (Сбор информации о ком-то или о чём-то.) – Будем собирать информацию на героя сказки по плану: Имя___________________________ Место жительства_______________ Время года_____________________ Внешний вид___________________ Друзья_________________________ Враги__________________________ Поступки_______________________ Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
– Какое досье у вас получилось? Зачитайте. – Какие черты характера осуждаются в сказке? (Хвастовство) – А какие поощряются? (Храбрость, взаимопомощь) – Для чего мы составили досье на героя? (Чтобы его лучше узнать и понять).
|
Слайд
Учебник (с. 51-52)
Слайд Слайд Досье
Текст сказки
| |||||||||||
VI Итог урока. Рефлексия. – С каким литературным произведением мы познакомились сегодня? – Что вы можете сказать о герое этой сказки? – Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым. – Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки? Одна голова хорошо, а две лучше. Сам погибай, а товарища выручай. Семеро одного не ждут. Добро всегда добром возвращается. – Какая пословица подходит к нашей работе на уроке. – Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков. – Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа. – Поблагодарите друг друга за работу. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
|
Слайд
Удостоверение |