Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 5
Тарасевич Альбина Ивановна
Новопокровский район
ст. Калниболотская, 2009 год
-
Довести до сознания детей закономерность: если стало больше, значит, прибавляли; если стало меньше, значит, вычитали.
-
Научить учащихся писать цифру 7.
-
Развивать математическую речь учащихся.
-
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Устный счёт.
-
К нам на урок сегодня пришла Гусеница-растеряша. Гусеница не простая – математическая. Она так спешила, что растеряла некоторые цифры. Давайте вместе посчитаем до 10 и восстановим потерявшиеся цифры:
А теперь давайте посчитаем в обратном порядке: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
-
Разминка:
— Сколько букв в слове УЧЕНИК ?
— Сколько дней в неделе? (7)
— Назови шестой день недели? (суббота)
— Назови одним словам: квадрат, пятиугольник, семиугольник.
(многоугольники)
— Как называется улица, на которой находится наша школа?
(Красная)
-
Игра «Какие карточки перевёрнуты.»
Посмотрите внимательно. Какие числа пропущены? (учитель показывает на пустую карточку, а дети показывают соответствующую цифру учителю. )
— Назовите числа по порядку, начиная с самого большого.
— Представьте, что это номера мест в одном ряду театра. Твоё место шестое; какие места будут занимать твои соседи?
— Твоё место последнее, если считать слева направо. Назови номер твоего места.
— Мимо каких кресел ты должен пройти к своему месту?
— Мальчик сидит в кресле как раз в середине этого ряда. Назовите номера кресел слева от него (5,6,7), справа от него (3,2,1).
— Назовите номер кресла мальчика? (4)
-
Поставь знаки « <, >, = ». Работа у доски.
На доске:
4 * 3 6 * 4 5 + 1 * 6 < 7
3 * 4 5 * 7 7 – 1 * 5 6 >
Дети выходят к доске ставят соответствующий знак, подбирают числа в пустые квадраты.
— На какие две группы можно разделить все записи? (равенства и неравенства)
3. Сообщение темы урока.
— Ребята, сегодня на уроке мы научимся писать новую цифру.
Но сначала повторим состав чисел 5 и 6.
(работа со слайдами)
-
Работа над темой урока:
-
Работа с математическим набором.
— Положите 5 квадратов. Как сделать, чтобы их стало на 1 больше? (положить ещё 1)
— Сколько станет квадратов? (6)
— Как получили 6? Запишите.
На доске и на индивидуальных наборных полотнах появляется запись: 5 + 1 = 6
— Сколько было квадратов? (5)
— Сколько стало квадратов? (6)
— Стало больше или меньше? (больше)
— На сколько больше? (на 1)
— Почему стало больше? (прибавили 1 квадрат)
— Положите 6 кружков. Прибавьте ещё один. Сколько стало? (7).
Запись: 6 + 1 = 7
— Сколько было кружков? (6)
— Сколько стало кружков? (7)
— Стало больше или меньше? (больше)
— На сколько больше? (на 1)
— Почему стало больше? (прибавили 1 кружок)
-
Игра «Какие карточки перевёрнуты.»
Слайд
Какой знак должен быть на перевёрнутой карточке?
(Было 5, а стало 6. Стало больше или меньше? Значит, надо прибавить или вычесть? Прочитайте пример.)
Аналогично разбираются другие примеры.
-
Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок, (руки на пояс, выполняем повороты)
Полосатенький бочок. (показываем бочок)
Хомка раненько встаёт, (поднимаем руки вверх, потягиваемся)
Щёчки моет, шейку трёт. (показываем)
Подметает хомка хатку, (имитируем подметание)
И выходит на зарядку. (ходьба на месте)
Раз,два,три,четыре,пять ———————-
Хомка хочет сильным стать. (показываем силача)
-
Закрепление изученного.
-
Работа по учебнику стр. 50.
Рассмотрите рисунок. На доске слайд:
— Сколько рыб около рыбака? (5)
— Сколько рыбак держит в руке? (1)
— Сколько всего рыб? (6)
— Как получили 6? (5 + 1 = 6)
— Сколько было рыб около рыбака? (5)
— Сколько стало? (6)
— Почему нужно прибавить 1? (Потому что стало на 1 больше, поэтому нужно прибавлять )
— Сколько рыб поймал рыбак? (6)
— Сколько унёс кот? (1)
— Найдите соответствующую запись. (6 – 1 = 5)
— Почему выбрали эту запись? (Рыб осталось меньше на 1, поэтому из 6 нужно вычесть 1). Аналогично проводится работа с другими выражениями.
— Рассмотрите рисунок с поездами. Какой поезд длиннее, с красными или зелёными вагонами?
— Какой поезд короче?
— Сколько вагонов в том поезде, который короче? (6)
— Сколько вагонов в том поезде, который длиннее? (7)
— Что больше: 6 или 7? Что меньше: 6 или 7?
— На сколько больше? На сколько меньше?
-
Работа по группам.
Рассмотрите рисунки на левой странице вверху. Прочитайте задание.
Найдите запись, которая подходит к картинке.
1 вариант – левая картинка, 2 вариант – правая картинка.
Проверка.
-
Работа в тетради стр.13. письмо цифры 7.
— показ учителем на доске
— электронный образец написания цифры
— напишите цифру по точкам, сравните с образцом
— допишите строчку до конца
— поставьте точку под цифрой, которая написана очень красиво
Далее дети восстанавливают ряд. Находят, какие числа пропущены и записывают их на свои места.
-
Физминутка для глаз
-
Самостоятельная работа стр. 13
— раскрась рисунок; прочитай задание
— Сколько клеток раскрашено в первом столбике? (2)
— Сколько во втором? (4)
— Что меньше: 2 или 4?
Как это записали? Прочитайте.
Далее дети самостоятельно раскрашивают рисунок так, чтобы он подходил к записи.
— восстанови пример (дети самостоятельно восстанавливают записи)
-
Итог урока.
— Чем занимались сегодня на уроке?
— Что понравилось на уроке?
— Кто считает, что он хорошо потрудился на уроке?