Урок математики во 2 классе «А»
Тема урока: «Метр»
Учитель: Абрамова Галина Владимировна
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ 30 г. Тамбова
Программа: «Школа 2100»
Технологическая карта урока:
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) | |
Дидактическая цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование единицы длины – метр. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – метр (формировать представление о новой единице измерения – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи по рисунку).
|
Планируемые результаты | Личностные УУД: — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: — Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). — Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). — Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). Предметные: — Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр. — Уметь сравнивать разные единицы длины. — Знать соотношение между единицами измерения длины. |
Основные понятия | Длина. Единица измерения – метр. Соотношение между единицами измерения длины. |
Ресурсы: — основные -дополнительные | Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1. — тетрадь — карточки для самостоятельной работы, тест, цветные полоски бумаги длиной 1 дм, тетрадь, карточки со словами «дециметр», «сантиметр», разные модели метра.
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ | |
I. Актуализация знаний.
| 1. Запись числа 21 ноября. Классная работа. (слайд1)
-Что можно сказать о числе 21? (Двузначное, в нем 2 дес. 1 ед.) -Назовите предыдущее число, последующее. (20, 22) -Замените число 21 суммой разрядных слагаемых.
2. Фронтальная работа. а) Назовите: – число, в котором три десятка и пять единиц; – число, в котором 5 десятков; – Какое число больше 25 на одну единицу? – Какое число меньше 53 на пять десятков?
б) Распределите слова в две группы: линейка, сантиметр, весы, килограмм, дециметр. (Приборы для измерения величин и единицы измерения.) (слайд 2) — Какую величину можно измерить с помощью линейки? — Назовите единицы измерения длины. — Как взаимосвязаны между собой сантиметр и дециметр? (1дм=10см)
в) Задание № 1 (первое задание, второе выполнять не будем), с. 62 учебника — выразите в сантиметрах заданные длины: 1 дм, 1дм 2см, 2дм, 1дм 5см, 1дм 9см. | Познавательные УУД Развиваем умения 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; 4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); |
II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока). | 1. Парно-групповая работа. (на партах линейки и полоски в 1 дм) Деление на группы и постановка задачи для каждой группы. 1ряд Задание: измерить ширину учебника математики 2 ряд Задание: измерить длину парты. 3 ряд 1 и 2 парты Задание: измерить длину своей ручки и ручки соседа. 3 и 4 парты Задание: измерить ширину класса. — Подумайте, какие единицы измерения вам потребуются. Поработав в парах, обсудите свои результаты с парой за соседней партой.
2. Проверка задания. — Чем измеряли ширину учебника? В каких единицах измеряли? — Одинаковые или разные результаты у вас получились? -Чему равна ширина учебника? (20см) —Можно ли было измерить ширину учебника дециметром? (да) -Чему равна ширина учебника в дециметрах? (2 дм)
— Чем удобнее было измерить длину парты? — А у вас получились одинаковые или разные результаты? — Чему равна длина парты?
— Какова длина ручки? — Почему результаты измерения разные? (разные ручки, разные результаты)
— Чем измеряли ширину класса? Удобно ли было пользоваться линейкой? А дециметром? — Почему возникли затруднения? (очень мелкие единицы измерения)
| 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; |
III. Открытие нового (узнаём новое). | 1. Знакомство с новой единицей измерения длины. -Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения? -Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь? (слайд 3) —Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.
2. Историческая справка. (слайд 4) Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др. В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами средних пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах. 3. Взаимосвязь метра, дециметра и сантиметра. (слайд 5) Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м. В тетрадях и на карточке на доске запись: 1 м = 10 дм
Как посчитать, сколько всего см в 1 м? Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре? 1 м = 100 см -Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр. (слайд 6)
4. Чтение вывода по учебнику на стр. 62 — Давайте сформулируем ответ на основной вопрос урока.
5. Измерение ширины класса метром -Чему же равна ширина класса? (6 метров) —Удобно ли было измерять метровой линейкой?
| 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. — участвовать в обсуждениях, работая в паре; |
IV. Первичное закрепление.
Физкультминутка |
-У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм). -Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м? К доске выходят 5 человек, в руках по 2 полоски, соединяют полоски, составляют 1 м. (слайд 7) — Какие предметы можно измерять метром? (слайд 8)
-Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.
-Какие предметы удобно измерять с помощью метра? 3. Сравнение именованных чисел. (слайд 9) (работа в парах) 3м*3см 90см*9м 4дм*60см 80м*80см 90см*80м 4дм*5см 7см*3дм 7м*70см 4.Проверка работы. (слайд10)
— А сейчас мы немножко отдохнем. Давайте вспомним и покажем старинные единицы длины Древней Руси: косая сажень, маховая сажень, локоть, пядь.
| 7. – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; |
V. Систематизация и повторение.
VI. Выставление оценок. | 1. Решение задачи №4 с. 63 — Что это за животные? — Где живет уж? А черепаха? Ужи могут жить в различных местах, обязательное условие которых — это достаточная влажность. Большое количество ужей можно встретить по берегам травяных болот, озер, спокойных рек и т.д. Так же могут жить в садах, огородах, нередко заползают в хозяйственные постройки. Черепахи живут в море, в пресных водах и на суше. — Чему равна длина ужа? А черепахи? -Найдите разность длин ужа и черепахи. 2. Самостоятельная работа №7 с.63 -Проверьте результаты вычислений в парах и оцените работы друг друга. | 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят; 10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. Регулятивные Развиваем умения 1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; |
V. Итог урока.
VII. Рефлексия деятельности. | – Что нового узнали? – Моделью какого числа является метр? – Какое задание было понятным, а какое вызвало затруднение? — Перед каждым из вас на листике лежит ваша лестница успеха. Оцените свою работу на уроке и нарисуйте смайлик на той ступеньке, на которую каждый из вас сегодня поднялся.
|
Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. |
VIII. Домашняя работа | С.64 №5, 6(б). |
|