Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

Автор: Калашникова Надежда Александровна , учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: МОУ «Визимьярская СОШ»

Программа: «Школа 2100» 2010 г

Технологическая карта урока:

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Задачи:

Организационная форма:

Формы работы, приемы, методы.

Используемые технологии:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование единицы длины – метр.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – метр (формировать представление о новой единице измерения – метре, способность к измерению длин с помощью метра, сравнению, сложению и вычитанию длин, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи по рисунку).

Обучающая: Тренировать способность к сравнению, сложению и вычитанию круглых сотен, совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая: Развивать память, мышление, речь, прививать интерес к предмету.

Воспитывающая: Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе.

Общеклассные, групповые.

Беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работаучастие в учебном диалоге. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический и метод самоконтроля.

Презентация к уроку, мультимедийный проектор ,карточки с числами, раздаточный материал: модель дециметра, метра.

Планируемые

результаты

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

— Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

— Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр.

— Уметь сравнивать разные единицы длины.

— Знать соотношение между единицами измерения длины.

Основные понятия

Длина. Единица измерения – метр. Соотношение между единицами измерения длины.

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.

— тетрадь

— карточки для самостоятельной работы, тест, цветные полоски бумаги длиной 1 дм, тетрадь, карточки со словами «дециметр», «сантиметр», разные модели метра, проектор, экран.

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Ход урока:

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— уточнить тип урока;

— наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают необходимость данного «багажа».

Проговаривают девиз урока.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует проговаривание «багажа».

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Проговаривание стихотворения:

В дорогу мы возьмем багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

— Для чего они нам нужны?

Показ слайда 1.

2. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. —Значит, чему будет посвящён наш урок?

(Открытию нового знания)

-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Показ 2 слайда.

(«Что я не знаю?»,

«Сам найду способ»)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

— организовать актуализацию умений;

— организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

— организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует актуализацию умений сравнивать величины, выражать меры длины.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1. Сравните:

Показ 3 слайда.

12 см * 98 см

8 кг * 5 кг

81 дм * 81 кг

95 км * 95 г

50 см * 50 м

(№1, стр. 62)

2. Выразите в см. заданные меры длины: 1 дм, 1дм 2 см, 2 дм, 1 дм 5 см, 1 дм 9 см

Практическая работа.

3. Работая в группах, измерьте длину парты, длину доски, длину пола класса.

4. -Что вы замечаете? (Разные версии детей – возникло затруднение).

5. —Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)

Показ слайда 4.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

— выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Физкультминутка

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-В каком месте возникло затруднение?

-Почему возникло затруднение?

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства;

— уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

-Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

Слайд 5.

-Какую цель ставим?

Слайд 6.

-Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

-Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

— реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на листочках.

Проговаривают тему урока.

Считают по стрелкам на карточке

Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

Организует работу, сколько дм в 1м.

Организует работу, сколько см в 1м.

1. «Сами найдём способ»

А) Работа в группах. Повторить правила работы в группе.

Б) Один человек от каждой группы даёт ответ.

2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

3. Устранение затруднения.

-Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения. Кто догадался, что это за единица измерения?

-Какая тема урока сегодня? О чем пойдет речь?

Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой единицей измерения – метром. Будем учиться сравнивать, складывать и вычитать длины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах.

Историческая справка.

Метр – самая главная единица измерения. (Демонстрация метра). Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя — метрическая система мер. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).

Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок. Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.

Посчитаем вместе, сколько раз 1 дм вмещается в 1 м.

В тетрадях и на карточке на доске запись: 1 м = 10 дм

Как посчитать, сколько всего см в 1 м?

Посмотрите на линейку: сколько же см содержится в 1 метре?

1 м = 100 см

-Обращаю ваше внимание еще раз на правильное написание слов: дециметр, сантиметр.

Чтение вывода по учебнику на стр. 62

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

— создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Физкультминутка

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная проверка.

-У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (1 дм).

-Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м?

К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.

-Бывают разные модели метра: деревянный (как у нас в классе), железный (для измерения досок, окон и др.), метр для шитья – им удобно снимать мерки.

-Какие предметы удобно измерять с помощью метра?

Работа с именованными числами. (Выразить в дм— 6м, 9 м, 800 см, 400 см,

выразить в м -70 дм, 200 см, 800 см, 50 дм, 300 см)

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

— организовать самопроверку по эталону;

— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу.

Показ слайда 7.

2м=20дм=200см

*м= 60дм=*см

3м=*дм=*см

*м=70дм=*см

4м=*дм=*см

*м= *дм=800см

5м=*дм=*см

*м= 60дм=900см

-Проверяем. Эталон для самопроверки на экране:

Показ слайда 8.

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В каком месте ошибки?

-В чём причина?

-Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

— выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Организует повторение умений сравнивать величины по их числовым значениям, выражать длину в изученных единицах измерения.

Выполнение фронтальной работы с проверкой.

Сравнить:

3 м *3см 90см*9м

4дм*60см 80м*80см

90см*80м 4дм*5см

7см*3дм 7м*70см

-Проверим (ответы )

Слайд 9.

Работа с книгой.

3 Самостоятельно.№ 4, (устно) 5

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

— соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Задание на дом.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какую цель ставили? Достигли цели?

-Какая тема урока была?

-Оцените свою работу на уроке, используя схему:

смог

знаю

я запомнил

-Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here