МБОУ Греково – Степановская СОШ
Урок
В 5 классе
по теме
«Умножение натуральных чисел
и его свойства»
Составитель:
учитель математики
и информатики
Киселева Л. А.
Объяснительная записка
Современный этап жизни России можно охарактеризовать одним словом – инновации. Они имеют место во всех областях: политической, экономической, культурной. Образование не может не быть затронуто происходящими изменениями.
Новые потребности общества породили и новую педагогическую парадигму, которая работает на будущее, формируя ключевые компетенции личности, развивая мыслительную деятельность, логику учеников, а не просто обеспечивая их готовыми знаниями. Поэтому, в условиях перемен становится особенно важным, чтобы учитель критически подходил к предлагаемым ему рекомендациям и творчески использовал имеющиеся в его распоряжении средства обучения, организуя учебный процесс с учётом конкретных условий работы с классом.
По – моему мнению, важнейшим фактором успеха в обучении математики является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Поэтому, я, тему «Умножение натуральных чисел» разработала по–своему.
Данная разработка темы отличается от предложенных разработок тем, что она связана с сюжетом восхождения на пик «Умножение натуральных чисел». Это восхождение продолжается в течение пяти уроков.
Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения, поэтому я старалась разработать уроки так, чтобы сформировать у детей не только знания, умения, навыки, предусмотренные программой и требованиями к математической подготовке учащихся, но и раскрывать способности каждого, развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения, перенос знаний и умений в новые ситуации; развитие познавательного интереса к предмету. А также воспитание сознательного отношения к учению; культуры умственного труда, ответственности каждого за конечный результат обучения.
При изучении темы использовала комбинированные уроки, уроки – практикумы, урок — зачёт.
В учебнике предложен большой объём задач по теме, но я старалась предлагать учащимся такие варианты заданий и в такой форме, которые бы позволили не только выработать у ребят умения и навыки решения задач, но и были направлены на формирование и поддержание эмоционально – личностного отношения к предмету, на расширение общего культурного кругозора учащихся. Так, например, на одном из уроков ребятам было предложено ответить на письма сказочных героев, в которых они ставили перед учениками задачи. Урок проверки знаний и умений по изученной теме был проведён в тестовой форме. В результате выполнения заданий и сопоставления вариантов ответов и соответствующих им букв, ребята узнали животных и птиц, входящих в Красную книгу, тем самым, проконтролировав себя.
На уроках математики использую карточки для индивидуального опроса, рабочие тетради. Они помогают проконтролировать процесс усвоения знаний и умений ребёнка на различных этапах изучения темы.
Все используемые мной приём, виды заданий, дидактические материалы способствуют усвоению и закреплению нового материала, развитию познавательной активности, творческого мышления учащихся. Я старалась, чтобы каждый урок достигал всех целей: обучающей, развивающей, воспитывающей.
Цели и задачи
-
Развитие личности средствами математики;
-
Повышение культуры вычислительных навыков;
-
Развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать, находить оптимальные варианты решений;
-
Развитие творческих способностей ученика;
-
Активизирование познавательной деятельности учащихся; расширение знаний об окружающем мире;
-
Воспитание настойчивости и упорства в достижении цели; ответственности за конечный результат обучения.
Урок 1
Тема « Умножение натуральных чисел и его свойства»
Цели:
-
Формирование знаний об умножении многозначных чисел, свойствах умножения натуральных чисел; учить применять свойства умножения для упрощения вычислений;
-
Развитие умений анализировать и устанавливать связи ранее изученного с новым; логически рассуждать и выражать свои мысли.
-
Способствовать активизации эмоционально – личностного отношения учащихся к математике.
Ход урока
Считайте, ребята, скорее считайте.
Хорошее дело скорей умножайте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Скорее работу свою выполняйте!
-
Организационный момент.
-
Вводное слово учителя. Постановка целей урока.
— У каждой горы есть несколько пиков. Наша гора, на которую мы совершаем восхождение, это гора под названием «Математика». Путь к самой высокой вершине этой горы очень тяжёл и извилист. Доходят до неё самые стойкие и любознательные. Нам ещё до главной вершины очень далеко, но в ближайшее время нам предстоит восхождение на один из пиков этой горы. Это пик под названием «Умножение натуральных чисел».
Подъём к пику будет нелёгким, могут быть и завалы, и обвалы, и заносы. Но есть и привалы, где вас ждут не только задания.
Познакомить учащихся с этапами изучения темы.
-
Умножение натуральных чисел и его свойство (изучение теории и первичное закрепление).
-
Нахождение значений числовых выражений.
-
Решение текстовых задач.
-
Решение задач.
-
Смотр знаний (проверочная работа).
Записать тему 1 урока в тетрадях.
-
Устный счёт (Проверка – работа в парах).
— Принято, что к восхождению на любую гору человек готовится и свой день обычно начинает с зарядки, то есть разминки. Проведём разминку и мы (устный счёт по карточкам).
Задание: Вычислите устно и запишите ответ.
1 вариант 2 вариант
5 * 7 = … 10 * 3 = … 6 * 6 = … 4 * 10 = …
2 * 8 = … 10 * 5 = … 2 * 7 = … 60 * 5 = …
9 * 6 = … 70 * 4 = … 9 * 4 = … 3 * 70 = …
4 * 3 = … 2 * 40 = … 3 * 8 = … 90 * 6 = …
7 * 8 = … 90 * 3 = … 5 * 9 = … 8 * 10 = …
-
Изучение нового материала.
— При подъёме на пик «Умножение натуральных чисел» нам предстоит преодолевать много преград, т.е. выполнять различные задания, отвечать на вопросы.
Первая преграда
— Выполните задания и ответьте на вопросы (записывается в тетрадь):
-
Выполните действия: 15 + 15 + 15 + 15
24 + 24 + 24 + 24 + 24
100 + 100 + 100
-
Как иначе можно найти значения этих выражений? (15 * 4; 24 * 5; 100 * 3)
-
Каким действием вы заменили сумму нескольких одинаковых слагаемых? (умножением).
-
Замените множители буквами a и b, какое выражение вы получили? (a*b)
-
Вывод: Умножить число a на натуральное число b – значит найти сумму b слагаемых, каждое из которых равно a.
-
Вспомните, как называются компоненты при умножении? (множитель, множитель, произведение).
-
Назовите в каждом из записанных ранее выражений его компоненты.
Вторая преграда
-
В каждом случае представьте в виде суммы произведение и найдите их значения: 3 * 4 и 4 * 3.
-
Какой вывод можно сделать о значениях этих выражений?
-
Что произошло с множителями в этих выражениях?
-
Вывод: Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей. Это первое свойство умножения – переместительное. С помощью букв его записывают так a * b = b * a.
-
Выполните действия: (5 * 3) * 2 и 5 * (3 * 2). Что можно сказать о данных выражениях и их значениях?
-
Вывод: Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. Это второе свойство умножения – сочетательное. С помощью букв его записывают так a * (b * c) = (a * b) * c.
-
Представьте в виде произведения сумму 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 и найдите его значение (1 * 6 = 6). Сделайте вывод. Как можно записать данное выражение с помощью букв? (1 * а = а)
-
Вывод: Сумма а слагаемых, каждое из которых равно 1, равна а.
-
Чему будет равно значение выражения один из множителей которого равен 0? (0)
-
Вывод: Произведение равно 0, если один из множителей равен 0.
Третья преграда
— Всё, о чём мы с вами говорили до этого, было вам знакомо из курса математики начальных классов. А теперь новое и важное.
Запомните:
-
Перед буквенными множителями обычно не пишут знак умножения: вместо 8 * х пишут 8х; вместо а * с пишут ас.
-
Опускаю знак умножения и перед скобками. Например, вместо 2 * (a + b) пишут 2(a +b); вместо (x + 2) * (y – 3) пишут (x + 2)(y – 3) вместо (ab)c пишут abc.
Физкультурная минутка (дыхательная гимнастика).
-
Закрепление первичных знаний.
— Перед нами ещё один участок подъёма, который необходимо преодолеть.
-
Учебник: стр 95 «Говорите правильно»
-
Учебник: № 394 (устно)
-
№ 395 (по очереди у доски)
-
Рабочая тетрадь: стр 43 № 1, 2 (с комментариями)
-
Рабочая тетрадь: стр 44 № 5, 6 (самостоятельно)
-
Работа в парах.
— Представьте себе, что вы попали в обвал. Наша задача — выжить в данной ситуации. А чтобы выжить вам нужно объяснить друг другу, как выполнить действия наиболее удобным способом и какое свойство умножения вы применяете в каждом из случаев:
-
50 * (2 * 35) 2) (11 * 2) * 25
3) (4 * 33) * 5 4) 5 * (467 * 2)
-
Логическое задание.
— Итак, мы смогли выжить, значит можем двигаться дальше.
— Всем! Всем! Всем! Кто возьмётся найти все способы представить число 36 в виде произведения двух множителей и найдёт их – тот будет героем первого дня нашего восхождения.
-
Итоги урока.
Игра «Учитель против 5 класса»
-
Сложение одинаковых чисел можно заменить действием …(умножением)
-
Равенство a * b = b * a выражает (назовите) … свойство умножения.
-
Если a * b = с, то буквы a и b называются …, а с — …(компоненты действия).
-
Равенство a * (b * c) = (a * b) * c выражает … свойство умножения.
-
1 * а = … ;
-
Если произведение двух чисел равно 0, то один из множителе равен …
-
Вместо 5 * х пишут …; вместо 4 * (х – y) пишут …
-
На этом наше восхождение, конечно, не заканчивается. Мы преодолели только 1 участок пути, а впереди нас ждут ещё 4 таких же трудных участка. Но нам необходима передышка, и я предлагаю сделать привал.
9. Оценивание работы учащихся на уроке.
-
Домашнее задание п 11, № 438, 439, 413, 450(а)
Урок 2
Тема « Умножение натуральных чисел. Нахождение значения числовых и буквенных выражений»
Цели:
-
Формирование умений воспроизводить изученное и применять знания в стандартных условиях; перенос приобретённых знаний и их первичное применение в изменённых условиях.
-
Развитие логического мышления, наблюдательности; умений анализировать и выбирать рациональной способ решения;
-
Прививать аккуратность в оформлении заданий, рациональное использование доски, страницы тетради; мотивация познавательной деятельности.
Ход урока
Чем больше я знаю,
Тем больше умею.
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
-
Сегодня на уроке мы продолжим восхождение к пику «Умножение натуральных чисел» и займёмся по ходу движения нахождением значений числовых выражений.
Записать тему урока в тетрадях.
3. Актуализация опорных знаний.
Тетради с домашней работой сдаются на проверку
-
Двое на месте работают с карточками индивидуального опроса.
Карточка 1
1. Замените сложение умножением 203 + 203 + 203 + 203; Х + Х + Х + Х + Х.
2. Представьте произведение в виде суммы: 3(a – b).
3. Заполните пропуски: a * b = b * …
4. Запишите для данного равенства 1 * 75 = 75 правило в общем виде.
5. Запишите выражение: произведение суммы чисел 24 и 16 и числа 3. Найдите его значение.
Карточка 2
1. Выберите из предложенных равенств верные:
а) 1 * 304 = 1; б) 15 * 3 = 15 + 15 + 15; в) 24 – 4 * (2 + 3) = 100
2. Заполните пропуски: a * (b * c) = (a * …) * …
3. Запишите для данного равенства 0 * 56 = 0 правило в общем виде.
4. Запишите выражение: удвоенное произведение чисел x и y.
5. Найдите значение выражения, выбрав удобный порядок действия
500 * (74 * 2)
-
Остальные отвечают на вопросы:
-
Что значит умножить одно натуральное число на другое?
-
Как называются числа, которые перемножаются?
-
Как называют результат умножения?
-
Чему равно 1 * n? 0 * n?
-
Сформулируйте переместительное свойство умножения.
-
Сформулируйте сочетательное свойство умножения.
-
В каких случаях можно опустить знак умножения?
-
Учебник № 427 (решение по цепочке).
4. Формирование умений и навыков учащихся.
-
Для того чтобы подняться на следующее плато и расположиться там на привал, нам нужно выполнить следующие задания, стараясь делать как можно меньше ошибок.
№ 402 (а, б, ж, л) – один ученик у доски с объяснением.
№ 402 – два человека у доски: один с I варианта, второй со II варианта,
остальные выполняют в тетрадях по вариантам
I вариант — № 402(в, е, и, м); II вариант — № 402(г, д, з, п)
№ 403 – по очереди у доски
Физкультурная минутка (дыхательная гимнастика).
№ 404 – в тетрадях с комментарием.
№ 405(а) – учитель показывает на доске оформление примера:
50 * (2 * 764) = (50 * 2) * 764 = 100 * 764 = 76400
№ 405 (б, в, г) – в тетрадях с комментарием.
5. Разминка для ума.
-
Все очень устали, но привал уже виден на горизонте, и чтобы попасть на место нашей следующей стоянки нам нужно познакомимся с некоторыми другими способами умножения натуральных чисел, отличными от наших, и попробовать применить их на практике.
-
Умножение натуральных чисел по способу русских крестьян. Покажем на примере 63 * 86:
63………..86
126………43
252………21
504………10
1008………5
2016………2
4032……….1
126 + 252 + 1008 + 4032 = 5418
-
В левом столбике числа удваиваются, а в правом делятся на 2. В тех случаях, когда деление на 2 нацело невозможно, на 2 делят число, непосредственно предшествующее (т.е. меньше на единицу).
-
Подумайте, какие числа складываются, чтобы найти произведение? (Если при делении получаются нечётные числа, то находят сумму чисел, умноженных на 2 и стоящих напротив этих чисел. Полученная сумма — это и есть произведение данных чисел).
-
Попробуйте найти по этому способу произведение 38 * 52.
-
Умножение натуральных чисел способом крестика или хиазм (молния).
-
В Индии широко использовался особый способ умножения чисел, называемый способом крестика или хиазм (молния). Состоит он в том, что сразу находят цифры произведения одну за другой справа налево. Разберём на примере 47 * 76
4 7
7 6
3 5 7 2
-
Ищем цифру единиц произведения. Единицы могут получиться от умножения единиц множимого на единицы множителя, т. е. 7 * 6 = 42, цифру 2 подписываем под единицами, а 4 десятка запоминаем.
-
Ищем десятки произведения. Они могут получиться от умножения десятков множимого на единицы множителя и от умножения единиц множимого на десятки множителя, что показано крестиком. Имеем
4 * 6 + 7 * 7 = 73, да 4 в уме, всего 77 десятков. Пишем под
крестиком 7, а 7 сотен запоминаем.
-
Ищем цифру сотен произведения. Сотни могут получиться от произведения десятков множимого на десятки множителя, как показано чёрточкой, т. е. 4 * 7 = 28, да в уме 2, всего 35 сотен, которые и пишем.
-
Найдите этим способом произведение 69 * 37.
6. Итоги урока
-
Поздравляю, мы дошли до места нашей следующей стоянки, преодолев все завалы и заносы, представшие перед нами в виде непростых заданий.
-
Чему вы научились сегодня на уроке?
-
Можете ли вы сказать, что отправляетесь на отдых с таким настроением:
7. Оценивание работы учащихся на уроке.
8. Домашнее задание. П 11. № 443, 450 (б, в)
Урок 3
Тема «Умножение натуральных чисел. Решение текстовых задач»
Цели:
-
Научить применять умения и навыки умножения натуральных чисел при решении текстовых задач;
-
Развитие математического мышления учащихся; умений анализировать условие задачи при поиске способа её решения;
-
Способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики; развитие культуры речи.
Ход урока
Была бы охота,
Заспорится любая работа.
1. Организационный момент.
-
Постановка целей урока.
-
Сегодня нам предстоит преодолеть третий участок пути, и всё время движения нас будут сопровождать текстовые задачи, которые вам предстоит решить, чтобы попасть на намеченное место отдыха.
Записать тему урока в тетради.
-
Актуализация опорных знаний.
Двое учащихся у доски записывают решение домашнего задания.
Остальные ученики работают устно № 425( по цепочке):
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
-
Формирование умений и навыков учащихся.
-
На пути нашего движения образовалась преграда в виде упавшего дерева, чтобы её преодолеть, нужно узнать что это за дерево
-
Разгадка названия этого дерева заключается в том, чтобы решить предложенные задачи, заменить полученные числа соответствующими буквами и тогда вы узнаете название этого дерева.
-
Это удивительное дерево относится к числу деревьев – гигантов. Оно растёт в основном в Индии и Малайзии.
Самое необычное в нём то, как растут его ветви. Многочисленные и тяжёлые, они разбегаются во всех направлениях от ствола, хотя и могучего, но, тем не менее, не способного выдержать их все самостоятельно.
Весь фокус в том, что ветви сами снимают с него часть нагрузки: на каждой из них имеются толстые отростки, отвесно свисающие до самой земли и представляющие собой не что иное, как воздушные корни дерева.
Закрепившись в земле. Они не только обеспечивают ветвям дополнительную поддержку, но и поставляют в них питательные вещества и воду. Постепенно они превращаются в новые стволы и вокруг главного ствола образуются кольцеобразные «галереи», диаметр которых иногда достигает 450 м.
Решение – по очереди у доски.
А) № 397 (15 мин, Б) Г) № 400 (48 кг, Ь)
Б) № 398 (32 см, А) Д) № 401 (13 лет и 39 лет, Я, Н)
В) № 399 (119 см, Н)
119
13
Н
15 32 39 48
Я
Ь
Б А Н
Ответ: БАНЬЯН
Физкультурная минутка (дыхательная гимнастика).
-
Работа в парах.
-
Преграду мы с вами успешно преодолели, название дерева совместными усилиями узнали, а теперь поработаем в парах.
-
Представьте, что один из вас столяр, а другой – помощник. Решите каждый свою часть задачи, а затем дайте ответы на общие вопросы.
№ 408
Столяр и его помощник должны сделать 217 рам. Столяр в день делает 18 рам, а его помощник – 13. Сколько рам им останется сделать после двух дней работы? Четырёх дней работы? Семи дней работы?
Решения обсуждаются.
-
Самостоятельная работа.
1 вариант № 410 (а)
2 вариант № 410 (б)
Решение обсуждается.
-
Подведение итогов.
-
Примите мои поздравления – мы успешно преодолели третий участок нашего пятидневного пути. Какое из препятствий, возникших перед вами, было самым большим?
-
Как вы с ним справились? Какое действие присутствовало при решении каждой задачи?
-
Оценивание работы учащихся на уроке.
-
Сегодня мы с вами работали фронтально (все вместе), парами и самостоятельно. Какую бы оценку за свою работу на уроке вы бы поставили (учащиеся показывают выбранную карточку):
8. Домашнее задание. № 440, № 441, № 446 (а)
Урок 4
Тема «Умножение натуральных чисел. Решение задач».
Цели:
-
Развитие умений решать задачи по действиям или составлением выражений;
-
Способствовать развитию гибкости мышления, творческой деятельности учащихся, внимания, умений рассуждать и выражать свои мысли.
-
Способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения математики.
Ход урока
В задачах тех ищи удачи,
Где получить рискуешь сдачи.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Математическая эстафета
1 вариант 2 вариант
-
Впишите знак действия:
88 2 = 90 45 2 = 90
35 3 = 105 101 10 = 91
64 32 = 32 15 5 = 75
124 3 = 372 132 4 = 528
-
Запишите пропущенное число:
45 * = 135 62 * = 124
444 — = 221 555 — = 331
35 + = 101 46 + = 102
32 * = 160 31 * = 155
-
Постановка целей урока.
-
Сегодня мы продолжим решение текстовых задач. Такие задачи встречаются не только в учебнике. Они имеют большое практическое значение.
-
Перед вами на столе лежат письма героев сказок и мультфильмов, которые просят помочь им решить некоторые проблемы. Если мы успешно справимся с ними, то будем считать, что четвёртый день нашего восхождения успешно преодолён.
Записать тему урока в тетрадь.
-
Развитие умений и навыков учащихся.
Решение по очереди у доски.
-
Письмо от Буратино: «Мальвина дала мне 500 рублей и велела купить 2 кг конфет по цене 77 рублей за килограмм, 3 кг винограда по цене 38 рублей за килограмм. И сказала, чтобы я не забыл про сдачу, а сколько должны дать, я не знаю. Помогите мне».
-
Кто желает помочь бедному Буратино?
-
Письмо от Чебурашки: «Мы с Крокодилом Геной решили построить домики, в которых будут жить наши друзья. По нашему плану будет 4 домика площадью 86 м2 и 3 домика по 150 м2. Какая же у нас получилась общая площадь построек?»
-
Решите данную задачу, составив выражение.
-
Письмо от дяди Фёдора из Простоквашино: «Хозяйственный кот Матроскин завёл корову и решил продавать сливочное масло. За месяц он изготовил 32 кг масла и стал расфасовывать его по пакетам. У него получилось 9 пакетов по 200 грамм, 15 пакетов по 450 грамм и 20 пакетов по 700 грамм. Остальное масло он решил отправить моим родителям. Сколько же масла получать мои родители?»
-
Письмо от Серого Волка: «Вспомните сказку о том, как мы с Иваном – царевичем искали Жар – птицу. Весь путь от царства Берендея до царства Афрона составил 5 часов. Сначала я бежал 2 часа со скоростью 70 км/ч, а затем поду стал и уже бежал со скоростью 64 км/ч. Так чему же равно расстояние от царства Берендея до царства Афрона?»
-
Составьте выражение для решения этой задачи и найдите его значение.
Физкультурная минутка(дыхательная гимнастика).
-
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
-
1 вариант (№ 419 а) 2 вариант (№ 419 б)
-
Сформулируйте текст задачи от имени какого – либо сказочного героя и решите эти задачи.
-
Обменяйтесь тетрадями с самостоятельной работой. Первое задание проверьте по готовым ответам. Второе задание оцените самостоятельно. Карандашом поставьте оценку за самостоятельную работу.
Тетради сдаются на проверку.
-
Итоги урока.
-
Итак, сегодня мы помогли сказочным героям справиться с их проблемами, а для себя решение задач сделали более увлекательным.
-
Теперь можем спокойно передохнуть, ну а впереди нас ждёт последний и самый трудный участок подъёма на пик «Умножение натуральных чисел».
-
Оценивание работы учащихся на уроке.
-
Домашнее задание. № 444, № 445, № 446 (в) (Задача от имени сказочных героев).
Урок 5
Тема « Умножение натуральных чисел. Смотр знаний»
Цели:
-
Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме;
-
Развитие логического мышления, самостоятельности; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать расширению знаний об окружающем мире;
-
Воспитание настойчивости и упорства в достижении цели.
Ход урока
Была бы охота
Заладится любая работа
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Тест «Да и нет не говорите, «+» и «- » напишите»
«+» — верное утверждение, «- » — ошибочное утверждение
-
Сумму одинаковых слагаемых можно найти с помощью умножения.
-
Равенство a * b = b * a выражает сочетательное свойство умножения.
-
Если произведение чисел равно 0, то один из множителей равен 0.
-
Если a * b = с, то с – это сумма.
-
Равенство a * (b * c) = (a * b) * c выражает сочетательное свойство умножения.
-
1 * х = х
-
В выражении 3(х + 5) число 3 является множителем.
-
Значение выражения 500 * (449 * 2) равно 44900.
Ответ: + — + — + + + —
Ответы проверяются в парах.
-
Постановка целей урока.
-
Сегодня нам предстоит преодолеть последний участок подъёма. Я думаю, что вы успешно справитесь со всеми заданиями и окажетесь у цели нашего восхождения – пика «Умножение натуральных чисел».
-
Волка можно увидеть в наших лесах часто, но есть звери, которые встречаются очень редко. Некоторые из них занесены в Красную книгу.
-
В результате самостоятельной работы вы узнаете, какие звери и птицы встретились вам в пути.
Записать тему урока в тетрадь.
-
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
-
Номер
задания
Б
У
А
К
Р
С
1
62868
56420
6448
62400
62968
56430
2
1496
1698
1596
121
1456
159
3
50
625
6250
12500
1250
500
4
1200
3456
111
100
3468
1100
5
598
1016
418
180
494
1006
6
21
28
7
84
12
86
Задания к карточке 1
-
Выполните умножение 806 * 78
-
Найдите значение выражения х * 133, если х = 12
-
Масса одной пачки печенья 250 г. Какова масса 5 пачек печенья?
-
Найдите значение выражения: 68 * 51 – 2368
-
В кинотеатре два зала. В большом зале 26 рядов по 23 места, а в малом зале 19 рядов по 22 места. Сколько всего мест в кинотеатре?
-
Туристы проехали на автобусе в 7 раз большее расстояние, чем прошли пешком за 3 ч. Какое расстояние проехали туристы на автобусе, если пешком они за 1 ч проходили 4 км?
Карточка 2
-
Номер
задания
Е
К
Б
У
Р
Т
1
6300
7500
7560
700
7460
7360
2
5005
5000
4290
4200
6005
6000
3
100
800
141
600
810
910
4
33700
33748
33648
32748
3378
33696
5
110
66
176
330
220
300
6
476
525
1000
2100
49
1001
Задание к карточке 2
-
Выполните умножение 315 * 24
-
Найдите значение выражения х * 143, если х = 35
-
Масса одной порции мороженого 135 г. Какова масса 6 таких порций?
-
Найдите значение выражения: 52 + 48 * 702
-
Торт в 3 раза дороже, чем 5 пирожных. Сколько стоит торт, если пирожное стоит 22 р?
-
Первый станок изготовлял в час 28 деталей, а второй изготовлял в час 35 таких деталей. Сколько всего деталей будет изготовлено за 17 ч работы первого станка и за 15 ч работы второго?
Карточка 3
-
Номер
задания
Я
К
Л
О
С
У
1
24308
24208
21360
21340
24108
23208
2
3016
2816
269
2916
2169
2961
3
6000
2700
870
7800
8700
87
4
12906
6146
6154
6144
12308
6164
5
46
16
48
68
78
50
6
546
126
168
378
556
440
Задание к карточке 3
-
Выполните умножение 356 * 68
-
Найдите значение выражения а * 81, если а = 36
-
Коробка с пряниками весит 2 кг 900 г. Сколько весят 3 таких коробки?
-
Найдите значение выражения: 12308 – 96 * 64
-
Миша моложе своей сестры Насти в 4 раза, а отец старше Насти в 3 раза. Сколько лет отцу, если Мише 4 года?
-
Средняя скорость вездехода 42 км/ч, а аэросаней в 3 раза больше. Из города до станции нужно ехать 4 ч на вездеходе и 3 ч на аэросанях. Каково расстояние от города до станции?
Карточка 4
Х | В | Ь | У | Ы | О | Л | |
1 | 41990 | 41992 | 36200 | 40992 | 36100 | 42992 | 36992 |
2 | 50200 | 49600 | 52030 | 905 | 51030 | 48600 | 40500 |
3 | 10530 | 10000 | 10500 | 9360 | 10540 | 10504 | 11530 |
4 | 64678 | 55645 | 63778 | 63678 | 55545 | 63878 | 55535 |
5 | 288 | 298 | 300 | 208 | 308 | 305 | 270 |
6 | 3260 | 5080 | 42 | 4090 | 720 | 4080 | 3360 |
7 | 1855 | 2055 | 1055 | 1755 | 2009 | 1555 | 1655 |
8 | 1,2,3,4 | 1,3,4,2 | 2,3,4,1 | 1,3,2,4 | 4,3,1,2 | 3,2,1,4 | 2,3,1,4 |
Задание к карточке 4
-
Выполните умножение 724 * 58
-
Найдите значение выражения а * 126, если а = 405
-
Самолёт летит со скоростью 585 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 18 часов?
-
Найдите значение выражения: 8133 + 69 * 805
-
Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8 л воды?
-
В овощехранилище привезли яблоки в ящиках и контейнерах. В одном ящике 6 кг яблок, что в 7 раз меньше всех яблок в одном контейнере. Сколько килограммов яблок привезли в 120 ящиках и 80 контейнерах?
-
Найдите значение выражения: n * m – 345, если n = 125; m = 16
-
Запишите в порядке возрастания произведения:
1) 172 * 191; 2) 85 * 91; 3) 85 * 104; 4) 172 * 104
Карточка 5
-
Номер
задания
С
А
О
М
Х
Р
1
24100
23102
4102
18540
18640
24102
2
8795
8685
8695
9695
8675
9696
3
10400
9400
650
630
8400
750
4
6786
11346
4560
4580
4570
11246
5
320
1500
400
1600
1400
800
6
1462
2470
1008
2480
2370
1562
7
2465
2275
2485
2130
2475
2375
8
1,2,3,4
1,4,2,3
4,1,2,3
2,4,3,1
1,3,2,4
3,1,2,3
Задание к карточке 5
-
Выполните умножение 618 * 39
-
Найдите значение выражения 37 * m, если m = 235
-
Головка сыра весит 2 кг 600 г. Сколько весят 4 таких головки сыра?
-
Найдите значение выражения: 11346 – 87 * 78
-
Первая деталь обрабатывается на станке в 4 раза быстрее, чем вторая, а третья деталь обрабатывается в 5 раз медленнее, чем вторая. Сколько времени обрабатывается первая деталь, если на обработку третьей детали уходит 80 мин?
-
В двух комнатах пол был выложен плиткой. В одной комнате плитка была уложена в 43 ряда, по 34 штуки в каждом ряду, а в другой – в 36 рядов, по 28 штук в каждом ряду. Сколько всего плиток потребовалось на пол в этих двух комнатах?
-
Найдите значение выражения: n * m + 345, если n = 142; m = 15
-
Запишите в порядке убывания произведения:
1) 165 * 191; 2) 84 * 165; 3) 84 * 107; 4) 165 * 107
Карточка 6
-
Номер
задания
Б
О
С
Ь
Л
1
54003
53203
54203
54103
53200
2
7000
9000
8000
7500
10000
3
8250
9250
7250
8200
8050
4
1087
1086
1088
22952
10086
5
1570
1875
2075
1675
1575
6
900
1660
896
1760
864
Задание к карточке 6
-
Выполните умножение 809 * 67
-
Найдите значение выражения 375 * m, если m = 24
-
Масса одной банки с огурцами 2 кг 750 г. Какова масса 3 таких банок с огурцами?
-
Найдите значение выражения: 24038 – 38 * 604
-
Самолёт пролетел расстояние в 7 раз большее, чем поезд прошёл за 3 ч. Какое расстояние пролетел самолёт, если скорость поезда 75 км/ч?
-
На одном участке 24 ряда клубники, по 36 кустов в каждом ряду, а на другом участке 32 ряда, по 28 кустов в каждом ряду. Сколько всего клубники посажено на двух участках?
Карточка 7
-
Номер
задания
Б
Й
К
А
1
14476
14576
13476
14466
2
23888
23698
24688
23688
3
11400
10400
10500
10600
4
20000
20002
2000
2002
5
3
8
268
288
6
124
96
95
69
Задание к карточке 7
-
Выполните умножение: 308 * 47
-
Найдите значение выражения 423 * х, если х = 56
-
Головка сыра весит 2 кг 600 г. Сколько весят 4 таких головки сыра?
-
Найдите значение выражения: 508 * 47 — 3876
-
Первый кусок провода короче второго в 6 раз, а третий кусок провода в 4 раза длиннее второго куска. Найдите длину третьего куска провода, если длина первого куска 12 м.
-
Банка со шпротами стоила 19 р, это дороже банки с кильками на 8 р, но дешевле банки с лососем на 5 р. Купили 3 банки с кильками, 2 банки со шпротами и 1 банку с лососем. Сколько денег заплатили за всю покупку?
В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова: барсук, беркут, косуля, выхухоль, росомаха, соболь, байбак.
-
Поговорим об этих животных и птицах.
-
Барсук имеет интересный окрас, тело клинообразно суживается к голове. Хороший землекоп. В зимнее время погружается в спячку. Охота на барсука в определённых областях запрещена.
-
Беркут – крупная птица. Строит огромное до 3 метров в диаметре, гнездо из толстых сучьев на вершине высокого дерева. Занесён в Красную книгу.
-
Косуля – маленький олень очень лёгкого и изящного телосложения. Питается травяной и кустарниковой растительностью, осенью охотно поедает грибы и ягоды.
-
Выхухоль – одно из самых древних сохранившихся на земле видов млекопитающих; она считается современником мамонта и шерстистого носорога. Этот небольшой зверёк обитает в водоёмах со стоячей и слабо проточной водой. Ведёт активный образ жизни круглый год. Занесён в Красную книгу.
-
Росомаха – своеобразный хищник. Питается в основном падалью, но иногда охотится на животных.
-
Соболь — млекопитающее семейства куньих. Длина тела до 58 см, хвоста до 19 см. Распространен главным образом в России, обитает в тайге, от Северного Приуралья до Тихого океана. Объект пушного промысла и звероводства; составляет основу национального пушного богатства страны. В природе дает помет с лесной куницей — кидасов.
-
Байбак (степной сурок) — млекопитающее рода сурков. Длина тела до 60 см. В степях Европейской части и Северного Казахстана. Малочислен. Находится под охраной.
-
Поэт А. Яшин сказал:
Высокомерие не к лицу
Ни великану,
Ни мудрецу.
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.
Мы видим не всё со своей горы,
Чудес неоткрытых ещё не мало.
Боюсь, чтоб кичливость не помешала
Нам постигать иные миры.
ДАВАЙТЕ И МЫ БУДЕМ ЛЮБИТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ!
-
Итоги урока.
-
Сегодня наше путешествие к пику «Умножение натуральных чисел» подошло к концу. Мы достигли цели. С каким результатом вы достигли пика, видно из сегодняшней самостоятельной работы. Кто успешно справился со всеми заданиями, тот смог определить, какое животное было зашифровано, а значит самостоятельно проверил свои знания по изученной теме.
-
Оценивание работы учащихся на уроке.
-
Покажите, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Тетради сдаются на проверку.
-
Домашнее задание. № 447, 448, 449 (б)