Рабочая программа элективного курса
по русскому языку 11 класс
«Ловушки ЕГЭ.
Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Учитель : Данилина Г.О.
2014 год
Пояснительная записка
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс средней (общей) школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 11 класса к сдаче государственного экзамена по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
Программа рассчитана на 1 года (34 часа) с учетом одного часа в неделю.
В 10-11 классах на изучение русского языка отводится 1 час, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка повторяются на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях правописания. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением ответов на бланках экзамена.
Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ЕГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ЕГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ЕГЭ, узнать, какие трудности, «ловушки», подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сочинения-рассуждения по текстам разных стилей.
Элективный курс «Система подготовки учащихся к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии, пунктуации, стилистики.
Элективный курс «Система подготовки учащихся к ЕГЭ» направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель курса:
— совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
— Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
-Помочь преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
— Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
— Научить правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
-Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
— Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
— Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
— Углубленное изучение отдельных тем курса.
— Упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых.
Основные компоненты содержания курса.
В основе элективного курса лежит повторение, систематизация и углубление сведений, полученных в 5-9 классах.
Повторение проводится по основным разделам русского языка:
фонетика;
лексика;
морфемика и словообразование;
орфография и морфология;
синтаксис;
пунктуация;
речь;
языковые нормы;
вырвзительность русской речи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения работы.
1.Различные виды анализа.
Проводить различные виды анализ языковых единиц, языковых явлений и фактов.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.
2. Чтение.
Использовать основные виды чтения знакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста
3. Письмо.
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-
культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; исполь-
зовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
Содержание элективного курса. Тематическое содержание.
Содержательный раздел русского языка | Количество часов | |
1 | Речь. Текст. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. | 2 |
2 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексическое значение слова. | 2 |
3 | Речь. Нормы орфографии. Правописание корней. Правописание приставок . Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. | 5 |
4 | Речь. Нормы пунктуации. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 5 |
5 | Речь. Языковые нормы. Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. | 3 |
6 | Речь. Выразительность русской речи. Языковые средства выразительности. | 2 |
7 | Развитие речи. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 15 |
| Всего часов: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Коли- чество часов | Вид занятия
| Виды самостоя тельной работы | Дата проведения | |||
Факти чески | По плану | ||||||
1 | Вводное занятие. Особенности ЕГЭ-2015. Изменения в структуре КИМов. | 1 | Урок- усвоения новых знаний | Знакомство с КИМами ЕГЭ. |
|
| |
2 | Информационная обработка текстов. Основная мысль текста.(Задание 1, 2, 20) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 1, 2, 20. |
|
| |
3 | Лексическое значение слов. Работа со словарной статьей. (Задание 3, 22) | 1 | Повторительно — обощающий урок. Урок-практикум | Выполнение заданий 3,22. |
|
| |
4 | Орфоэпия. Особенности орфоэпических норм. (Задание 4) Слова-паронимы. (Задание 5) | 1
| Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 4,5. |
|
| |
5 | Морфологические нормы. Особенности употребления форм слов разных частей речи. (Задание 6) | 1 | Повторительно — обощающий урок. Урок-практикум | Выполнение задания 6. |
|
| |
6 | Грамматические нормы. Особенности построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, с косвенной речью. Согласование подлежащего и сказуемого, построение предложений с однородными членами. (Задание 7) | 1 | Повторительно — обощающий урок. Урок-практикум | Выполнение задания 7. |
|
| |
7 | Орфография. Правописание корней (Задание 8) Орфография. Правописание приставок (Задание 9) |
1 | Повторительно — обощающий урок. Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 8,9. |
|
| |
8 | Орфография. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий (Задание 10,11) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 10,11.
|
|
| |
9 | Орфография. Слитное, раздельное написание НЕ с разными частями речи, различие НЕ и НИ (Задание 12) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 12. |
|
| |
10 | Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (наречий, предлогов, союзов, частиц). (Задание 13) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 13. |
|
| |
11 | Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи (Задание 14) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 14. |
|
| |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (Задание 15) Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом (Задание 16) | 1 | Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданиям 15,16. |
|
| |
13 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями (Задание 17) | 1 | Урок-практикум | Выполнение задания 17. |
|
| |
14 | Пунктуация. Знаки препинания в СПП (Задание 18) | 1 | Урок-практикум | Выполнение задания 18. |
|
| |
15 | Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (Задание 19) | 1 | Урок-практикум | Выполнение задания 19. |
|
| |
16 | Информационная обработка текстов разных стилей и жанров . Типы речи (Задание 21) | 1 | Урок-практикум | Выполнение задания 21. |
|
| |
17 | Средства связи предложений в тексте (Задание 23) | 1 | Урок-практикум | Выполнение задания 23. |
|
| |
18-19 | Изобразительно-выразительные средства языка (Задание 24) | 2 | Повторительно — обощающий урок. Урок-практикум | Выполнение заданий аналогичных заданию 24. |
|
| |
20 | Сочинение-рассуждение, требования к написанию, критерии и нормативы оценки задания.(Задание 25) | 1 | Урок- усвоения новых знаний | Анализ требований к написанию и оценки сочинения-рассуждения |
|
| |
21
| Принципы написания сочинения. Формулировка проблем, поставленных автором текста Комментарий проблемы текста | 1
| Урок-практикум | Определение проблем текстов . |
|
| |
| Оформление комментария к проблеме текста. |
|
| ||||
22 | Позиция автора текста | 1 | Урок-практикум | Анализ позиции автора текста. |
|
| |
23-24 | Согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Аргументация собственного мнения с опорой на читательский и жизненный опыт. | 2 | Урок-практикум | Аргументация собственно го мнения с опорой на читатель ский и жизненный опыт. |
|
| |
25-26 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту художественного стиля. | 2 | Урок-практикум | Написание сочинения-рассуждения |
|
| |
27-28 | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту публицистического стиля. | 2 | Урок-практикум | Написание сочинения-рассуждения |
|
| |
29-30 | Контрольное сочинение | 2 | Урок контроля | Написание сочинения-рассуждения |
|
| |
31-34 | Выполнение тренировочного ЕГЭ. | 4 | Урок контроля | Выполнение тренировочного ЕГЭ |
|
|
Литература
Для учащихся
ЕГЭ-2015: русский язык: самые новые реальные задания/авт.-сост. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 158с. – (ФИПИ)
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Русский язык/ авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 191 с. – (ФИПИ)
Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся/ А.Г.Нарушевич. – М.: Просвещение, 2013.- 161 с.
Для учителя
1. Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2013. – 172 с.
2. ЕГЭ по русскому языку без ошибок / О.В. Волкова
3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина. – 5-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 20012.- 304 с.
4. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2014. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);
Средства обучения
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Компьютер
Печатные пособия
1. Словари русского языка
2. Таблицы, схемы