Факультативное занятие «Омонимы и паронимы» 5 класс.
Знать, чем различаются лексические единицы «омонимы» и «паронимы».
Уметь правильно употреблять паронимы в речи.
I. Работа с таблицей. 4-5 мин. (Использование презентации, заполнение колонок таблицы примерами).
Омонимы и паронимы.
Омофоны – слова, которые одинаково звучат, но различа- ются _____________ | Омоформы – слова, совпадающие в звучании и написа- нии лишь в отдель- ных_____________ | Омографы – слова, которые имеют одинаковое написа- ние, но различаются __________________ | Паронимы – слова, похожие по звучанию, но не совпадающие по значению. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Работа в группах. 4-5 мин (Карточки раздаются для каждой группы, нужно выбрать из словарей соответствующий, свериться со словарем, заполнить нужную колонку на доске, подобрать 2-3 свои примера). Важно, чтобы при работе в группе, ребята правильно распределили действия: заполнение колонки на доске, подбор примеров, сверка со словарем, правилом)
Задания. 1 группа.
-
К трем прибавить пять. – Мы трем пол до блеска.
-
Я сочинила стих. – Ветер стих.
-
Острая пила. – Пила воду.
Задания. 2 группа.
-
Карнавальный наряд – наряд на уголь – наряд милиции.
-
Бабочка (насекомое) – нож-бабочка – галстук бабочка
-
Коса ( у девушки) – коса (орудие для косьбы) – коса (географическое название) Куршская коса.
Задания. 3 группа.
-
Чай из мяты — вещи измяты
-
Высунул голову из люка – Миша – такой злюка.
-
Зеленый прут – рядом с домом находится пруд.
Задания. 4 группа.
-
Цветастый платок – цветной телевизор.
-
Сытый человек – сытный обед.
-
Опытный дипломат – дипломант конкурса скрипачей.
Задания. 5 группа.
-
Раздался громкий хлопок. – В поле убирали хлопок.
-
На горе стоит замок. – На дверях замка большой замок.
-
Звучит орган. – Больной орган.
IV. Викторина «Подумай и ответь».
V. Исправьте ошибки.
-
По небу ползла огромная дождливая туча. (Дождливая погода, дождливый сезон. Туча – дождевая (т.е. несущая дождь)
-
Употребите правильно слово.
-
На предмете остались (отпечатки, опечатки) пальцев.
-
(Адресат или адресант) отправил почтовую открытку.
-
(Дипломат или дипломант) вел переговоры о временном перемирии.
-
Все реже встречаются (грибные или грибковые) заболевания высеянных семян и молодых растений.
-
В лесу стояла (генеральская или генеральная) дача.
-
Это было очень (болотное, болотистое) место.
-
Мама (одела, надела) на дочку шубку.
Тест. 1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
-
Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
-
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
-
Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
-
ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
Тест 2. В каком предложении вместо слова ЛОЖНАЯ нужно употребить слово ЛЖИВАЯ?
-
Было решено ЛОЖНАЯ атакой отвлечь противника от главного направления прорыва.
-
Это растение называется ЛОЖНАЯ АКАЦИЯ.
-
Зачем же ты отказался от такого предложения? Эта ЛОЖНАЯ скромность совершенно неуместна.
-
Я чувствую в нём какую-то неискренность: ЛОЖНАЯ улыбка, лицемерие во взгляде.
Тест 3. В каком предложении вместо слова ЛЕСНОЙ нужно употребить слово ЛЕСИСТЫЙ?
-
Собирая грибы, дети лакомились ЛЕСНОЙ земляникой.
-
К тому грибному месту вела известная только нам ЛЕСНАЯ тропа.
-
Мимо пассажиров, вышедших на палубу, медленно проплывали ЛЕСНЫЕ берега.
-
Какая это радость: лежать на траве и слушать ЛЕСНЫХ птиц!
Итог урока.
-
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-
Трудным ли вам показался материал?
-
К следующему занятию подобрать по три пары паронимов и составить с ними предложения.