Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

«Имя существительное – это хлеб языка».

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»

5 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильева

2013 год

«Имя существительное – это хлеб языка».

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя существительное»

Цели урока:

— создание условий для повторения основных вопросов раздела, систематизации знаний о морфологических признаках имени существительного, закрепления орфографических навыков по правописанию имен существительных;

— формирование универсальных учебных действий.

Оборудование: кейсы (набор заданий), сигнальные карточки.

Ход урока.

Работа на уроке построена с применением метода «кейса», структура которого представляет ситуацию, вопросы и задания, источники, к которым обращаются учащиеся. Класс можно разделить на группы с четным количеством участников или организовать работу в парах. Каждая группа получает кейсы с пятью заданиями, что удобно для оценивания работы (правильный ответ оценивается в один балл, неверный ответ – ноль баллов, итоговая оценка за урок – среднее арифметическое). Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу и работу одноклассников. Количество кейсов планирует учитель в зависимости от класса.

  1. Организационное начало урока.

  2. Объявление и анализ ситуации.

Учитель:

— Л. Успенский сказал: «Имя существительное – это хлеб языка». Согласны ли вы с высказыванием? Почему? Сегодня на уроке вы докажете правоту этого высказывания. Рассмотрите задания кейсов, сформулируйте тему и цели вашей работы ( повторение имени существительного; роль имени существительного в речи; доказать, что без имени существительного язык не будет существовать).

3. Работа в группах.

Перед работой повторяются правила работы в группах, правило «Пишем правильно, быстро, красиво».

Учащиеся выполняют задания кейса по порядку. Время выполнения задания строго регламентировано. О выполнении работы сигнализируют красными карточками. Проверку начинает группа, закончившая работу первой.

Кейс № 1.

Родина.

Родина – это очень много. Это и привольные степи, и величавый Дон, и тропинка через ручей, бегущий возле порога. Это и Москва, и моя родная станица Вешенская. Это имена людей, название улиц, машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке. Это мой отец – комбайнер и твой отец – машинист.

Родина – это огромное дерево. И добрые дела наши добавляют ему сил.

Задания.

  1. Выпишите собственные имена существительные.

  2. Выпишете одушевленные имена существительные.

  3. Найдите разносклоняемое имя существительное.

  4. Определите род и склонение существительных в предложении № 2.

  5. Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражено именем существительным.

Ответы.

  1. Дон, Москва, Вешенская.

  2. Конструктор, бакенщик, отец, комбайнер, машинист.

  3. Имя.

  4. Степь ( 3 скл., ж.р.); Дон (2 скл., м.р.); тропинка (1 скл., ж.р.); ручей (2 скл., м.р.); порог (2 скл., м.р.).

  5. Родина – это огромное дерево.

Взаимопроверка.

Кейс № 2.

Выборочный диктант.

Сильного и благородного человека отличают незлобивость, великодушие. Поступить великодушно – значит пожертвовать чем-то важным ради друзей, поставить на первый план не выгоду, а дело. Воспитанный человек великодушен и в мелочах. Вы совершили неловкость – он её не заметит. Вы перед ним виноваты – он простит, не дожидаясь доказательств вашей невиновности. Ваша неправота в споре очевидна – он оставит вам возможность сохранить лицо.

Задание.

Выпишите существительные с не. Объясните написание.

Ответы.

  1. Незлобивость (всегда слитно).

  2. Не выгоду, а дело (есть союз а ).

  3. Неловкость (промах).

  4. Невиновность (честность, безгрешность).

  5. Неправота (ошибочность).

Оценивание работы самостоятельное.

Кейс № 3.

Орфографический футбол. (Задание выполняется по группам. Победителем становится команда, выполнившая работу быстро и правильно).

Задание. Образуйте от данных слов существительные с суффиксами –ик-/-ек-.

Горох, карандаш, цветок, мяч, дом, стол, кирпич, мешок, заяц, дождь, листок, чиж, гвоздь, комок, нож, платок, куст, камень.

Ответы.

Горошек, карандашик, цветочек, мячик, домик, столик, кирпичик, мешочек, зайчик, дождик, листик, чижик, гвоздик, комочек, ножик, платочек, кустик, камешек.

Взаимопроверка. 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «2».

Кейс № 4.

Задание. Замените данные выражения сложными существительными.

Мальчик, который учится в 8-ом классе.

Фигура, которая имеет 3 угла.

1000 лет.

Человек, который выращивает хлеб.

Шкаф с раздвижными дверями.

Ответы.

  1. Восьмиклассник.

  2. Треугольник.

  3. Тысячелетие.

  4. Хлебороб.

  5. Шкаф-купе.

Самостоятельное оценивание работ.

Подсчитывание количества баллов, выставление оценки за урок.

  1. Итог урока.

— Согласны ли вы с высказыванием Л. Успенского «Имя существительное – это хлеб языка»? Почему?

5. Домашнее задание.

— написать сочинение-миниатюру по высказыванию Л. Успенского.

Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В.Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  4. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here