Использование разных видов творческих диктантов на уроках русского языка

в 5 классе

Диктанты с изменением диктуемого материала по содержанию (творческие диктанты) играют огромную роль и процессе формирования и развития основных компетенций учащихся 5 класса: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.

  1. Диктант на расширение способствует обогащению словарного запаса пятиклассников, учит их выбирать языковые средства сообразно речевой ситуации, формирует чувство стиля.

Задание.

Запишите под диктовку отрывок из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», добавив в текст недостающие определения. Сравните получившийся у вас текст с авторским. (Выделенные чёрным шрифтом определения не читаются учителем).

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным. Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева. Он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота. Золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными. А от них светло в тёмную ночь, как бы в белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: зеркало хрустальное. А в нём видна вся красота поднебесная. И, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери – аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

В слабом классе целесообразно заменить творческий диктант на расширение текста творческим списыванием, предварительно убрав из текста все выделенные определения, поставив вместо них перед определяемыми словами (реже – после) вопрос «какой?» в нужной форме.

Задание

Запишите под диктовку диалог из русской народной сказки «Лиса и заяц», распространив каждую реплику словами автора. Избегайте повторения одних и тех же слов.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу медведь.

— О чём, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я твоему горю помогу.

— Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избёнке.

— Поди, лиса, вон!

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

В недостаточно подготовленном для такого вида работы классе можно предложить слова для справок, предварительно их распечатав. Можно вывести справочный материал на электронную доску. Примерные слова для справок: кричать, рычать, спрашивать, рассказывать, жаловаться, говорить, обещать, успокаивать, не соглашаться, продолжать, настаивать.

  1. Диктант с заменой предполагает замену одной грамматической категории на другую. Этот вид творческого диктанта можно использовать при изучении любой темы курса 5 класса. Диктанты с заменой помогают школьникам усвоить базовые лингвистические понятия и категории, осознать их взаимосвязь и роль в речи.

Задание.

Запишите под диктовку отрывок из русской народной сказки «Гуси – лебеди». Все глаголы в диктуемых предложениях поставьте в форму настоящего времени , 3–го лица, множественного числа (например, думают).

Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за тёмным лесом.

  1. Диктант по аналогии является промежуточной творческой работой между собственно диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного текста учащиеся по аналогии создают свой собственный текст. Этот вид творческого диктанта эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся, учит на основе образца строить собственное высказывание с учётом требований типа речи, композиции, стиля и особенностей содержания предложенного текста.

Задание.

Запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения, чтобы вместо описания поздней осени получилось описание весны.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников. От инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела. И самая река казалась больше, потому что берега оголились, — береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхающие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… (Д. Н. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка.)

  1. Диктант с продолжением – один из самых сложных видов творческих диктантов, который предполагает самостоятельное создание текста – рассуждения на основе предложенного начала. Учащиеся формулируют тезис своего рассуждения, подбирают аргументы и делают вывод. Такой вид работы способствует эффективному формированию у пятиклассников коммуникативных навыков и умения построения собственного монологического высказывания.

Задание.

Запишите под диктовку отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Затем продолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил старик, решив утаить от старухи правду о случившемся на реке?»

Старик добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

«А старухе я ничего не скажу, — соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»

При организации работы по написанию любого вида творческого диктанта очень важно обращать внимание на содержательную сторону предлагаемых текстов. Наряду с обучающей и развивающей целью подобные творческие упражнения выполняют ещё и воспитывающую функцию: демонстрируют проявление лучших человеческих качеств; воспитывают чувство меры, стиля; дают образец правильной русской речи. Поэтому все тексты для написания творческих диктантов в пятом классе я беру из произведений русского фольклора и классической русской литературы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here