ФИО автора: Юрченко Тамара Демьяновна

Место работы: Республика Коми, город Печора, МОУ « СОШ №3»

Должность: Учитель русского языка и литературы

Тема: Речевой этикет «Красную речь красно и слушать»

(урок русского языка с использованием ИКТ в 5 классе).

Цели:

Образовательные:

  • дать понятие о речевом этикете;

  • сформировать умения употреблять в диалогах формулы речевого этикета (приветствие, прощание, установление контакта и т.д.);

Развивающие:

  • продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;

  • развивать речь учащихся, формировать умения ориентироваться в ситуации общения;

  • продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой;

  • продолжить развитие умения подготовки сообщения по выбранной теме

Воспитательные:

  • воспитывать культурного, всесторонне развитого человека;

  • воспитывать ответственное отношение к учёбе;

Наглядность: Пословицы и поговорки; выставка книг; рисунки учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина?

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

Александр Сергеевич. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Речь должна строиться по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Эти правила мы почти не замечаем, поскольку они привычны. В современное время многие нормы общения не соблюдаются или нарушаются, поэтому очень важно изучение речевого этикета.

Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер».

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

III. Блиц-опрос.

Начнем с короткого блиц-опроса. Ответьте коротко «да» или «нет» на мой вопрос: « Ты вежливый человек?»

(опрашиваются все дети)

Кто хочет пояснить, почему он так ответил?

IV. Создание словесного портрета вежливого человека.

( работа в микро-группах)

— Подумайте, каким должен быть вежливый человек, какими качествами обладать?

( свои мысли дети фиксируют на листочках, каждая группа готовит выступление)

— Давайте обобщим услышанное и сравним ваши рассуждения с тем, что вы увидите на экране, на ваших рисунках.

V. В чем проявляется вежливость? Сообщения учащихся.

Как можно определить, вежлив человек или нет?

1) Мысли.

Поступок — последнее звено цепочки. Начало же определяют мысли человека. Прежде чем совершить поступок, человек его обдумывает: что и как он будет делать. Добрые мысли – добрые поступки, злые мысли – злые поступки.

Поэтому очень важно, чтобы мысли у вас были добрые и позитивные.

2) Слова.

Вежливого человека можно распознать по его речи, по тем словам, которые он использует, общаясь с другими. Слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора (приветствие — знакомство), основная часть, заключительная часть разговора называют « Формулы речевого этикета» Например, форма приветствия:

1.Пожелание здоровья – здравствуйте.

2. Указание на время встречи – добрый день.

3. Эмоциональные пожелания – очень рад.

4. Уважительная форма – мое почтение.

В завершение разговора используют формулы в виде пожеланий:

  1. Всего хорошего,

  2. Всего доброго,

  3. До свидания,

  4. Надежд о дальнейших встречах

  5. До завтра созвонимся.

3) Пословицы.

О силе слова сложено много пословиц. Давайте их послушаем и вдумаемся в их смысл. (обращаем внимание на выставку книг)

  • Слово — не воробей, вылетит- не поймаешь.

  • Доброе слово дороже золота.

  • Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще стрелы разит.

  • Худое слово и сладким медом не запьешь.

  • Палка по мясу бьет, а слово до костей достает.

  • Доброе слово человека, что дождь в засуху.

  • Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

4) Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»

Здравствуйте

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

Здравствуйте!—

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!—

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

Здравствуйте!—

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,

Это — главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я — человек, и вы человек —

Мы люди на этой земле.—

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим

(Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено).

Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!

IV. Работа с компьютером. Интерактивный тест « Вежливы ли вы?» Ответим на вопросы теста…

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то?

5. Папа (дедушка, мама…) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли маму, бабушку, сестру… с днем рождения?

8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?

Ключ к тесту:

8-7 очков — С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать!

6-5 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.

< 5 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!

V. Обыгрывание ситуаций.

В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: « Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу. – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание.

Ситуации:

  1. Встреча друга

  2. В библиотеке

  3. Приглашение в кино

  4. В магазине

  5. На перемене в школе

Прослушивание диалогов

VI. Рефлексия: Поиграем в рифмы

1. Растает даже ледяная глыба

    От слова тёплого…(Спасибо!)

2. Зазеленеет старый пень

    Когда услышит… (Добрый день!)

3. Ребёнок вежливый и развитый

    Говорит встречаясь…(Здравствуйте!)

4. И  в России, и во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят…(До свидания!)

VII. Вывод учителя.

Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам, Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки « Правила речевого этикета».

VIII.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру «Волшебные слова».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here