ФИО автора: Юрченко Тамара Демьяновна
Место работы: Республика Коми, город Печора, МОУ « СОШ №3»
Должность: Учитель русского языка и литературы
Тема: Речевой этикет «Красную речь красно и слушать»
(урок русского языка с использованием ИКТ в 5 классе).
Цели:
Образовательные:
-
дать понятие о речевом этикете;
-
сформировать умения употреблять в диалогах формулы речевого этикета (приветствие, прощание, установление контакта и т.д.);
Развивающие:
-
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, выделять главное;
-
развивать речь учащихся, формировать умения ориентироваться в ситуации общения;
-
продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой;
-
продолжить развитие умения подготовки сообщения по выбранной теме
Воспитательные:
-
воспитывать культурного, всесторонне развитого человека;
-
воспитывать ответственное отношение к учёбе;
Наглядность: Пословицы и поговорки; выставка книг; рисунки учащихся.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
А. С. Пушкина?
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
Александр Сергеевич. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Речь должна строиться по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Эти правила мы почти не замечаем, поскольку они привычны. В современное время многие нормы общения не соблюдаются или нарушаются, поэтому очень важно изучение речевого этикета.
Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер».
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
III. Блиц-опрос.
Начнем с короткого блиц-опроса. Ответьте коротко «да» или «нет» на мой вопрос: « Ты вежливый человек?»
(опрашиваются все дети)
— Кто хочет пояснить, почему он так ответил?
IV. Создание словесного портрета вежливого человека.
( работа в микро-группах)
— Подумайте, каким должен быть вежливый человек, какими качествами обладать?
( свои мысли дети фиксируют на листочках, каждая группа готовит выступление)
— Давайте обобщим услышанное и сравним ваши рассуждения с тем, что вы увидите на экране, на ваших рисунках.
V. В чем проявляется вежливость? Сообщения учащихся.
Как можно определить, вежлив человек или нет?
1) Мысли.
Поступок — последнее звено цепочки. Начало же определяют мысли человека. Прежде чем совершить поступок, человек его обдумывает: что и как он будет делать. Добрые мысли – добрые поступки, злые мысли – злые поступки.
Поэтому очень важно, чтобы мысли у вас были добрые и позитивные.
2) Слова.
Вежливого человека можно распознать по его речи, по тем словам, которые он использует, общаясь с другими. Слова, применяемые для трех стадий разговора: начало разговора (приветствие — знакомство), основная часть, заключительная часть разговора называют « Формулы речевого этикета» Например, форма приветствия:
1.Пожелание здоровья – здравствуйте.
2. Указание на время встречи – добрый день.
3. Эмоциональные пожелания – очень рад.
4. Уважительная форма – мое почтение.
В завершение разговора используют формулы в виде пожеланий:
-
Всего хорошего,
-
Всего доброго,
-
До свидания,
-
Надежд о дальнейших встречах
-
До завтра созвонимся.
3) Пословицы.
О силе слова сложено много пословиц. Давайте их послушаем и вдумаемся в их смысл. (обращаем внимание на выставку книг)
-
Слово — не воробей, вылетит- не поймаешь.
-
Доброе слово дороже золота.
-
Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще стрелы разит.
-
Худое слово и сладким медом не запьешь.
-
Палка по мясу бьет, а слово до костей достает.
-
Доброе слово человека, что дождь в засуху.
-
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
4) Выразительное чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте»
Здравствуйте
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте!—
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.
«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.—
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
IV. Работа с компьютером. Интерактивный тест « Вежливы ли вы?» Ответим на вопросы теста…
2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед? |
3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? |
4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то? |
5. Папа (дедушка, мама…) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его? |
6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? |
7. Поздравляешь ли маму, бабушку, сестру… с днем рождения? |
8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»? |
Ключ к тесту:
8-7 очков — С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать!
6-5 очков – Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.
< 5 очков – Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!
V. Обыгрывание ситуаций.
В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка. Улыбка – это символ человечности. Вот как написал об улыбке писатель Сент-Экзюпери: « Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Ребята улыбнемся друг другу. – Сейчас, ребята, следующее задание, но самое главное, мы здесь должны помнить об улыбке. Сейчас мы обыграем различные ситуации. Работаем парами. Каждой паре я даю задание.
Ситуации:
-
Встреча друга
-
В библиотеке
-
Приглашение в кино
-
В магазине
-
На перемене в школе
Прослушивание диалогов
VI. Рефлексия: Поиграем в рифмы
1. Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(Спасибо!)
2. Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (Добрый день!)
3. Ребёнок вежливый и развитый
Говорит встречаясь…(Здравствуйте!)
4. И в России, и во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания!)
VII. Вывод учителя.
Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам, Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки « Правила речевого этикета».
VIII.Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру «Волшебные слова».