Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Ясный Оренбургской области

Конспект к уроку русского языка в 4 классе

по теме

«Учимся рассуждать. Построение рассуждений»

УМК «Гармония»

Автор: Москаленко Любовь Ивановна,
учитель начальных классов

2014 год

Предмет: русский язык.

Тема: «Учимся рассуждать. Построение рассуждений»

Класс: 4.

УМК: «Гармония»

Цель деятельности учителя: обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении, наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения.

Задачи урока:

— систематизировать знания учащихся о типах текстов; 
— формировать умение распознавать текст- описание, повествование, рассуждение и составлять тексты разного типа;

— способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;

— стимулировать познавательную активность учащихся. 
— воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи. 

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии системно — деятельностного метода.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование:

  • экран, компьютер, мультимедийный проектор;

  • мультимедийное приложение к уроку (презентация, звуковые файлы);

  • учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2; ТПО, 4 класс, часть 2.

  • Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова, Н. Ю. Шведовой;

  • цветные таблички с названиями типа текстов;

  • сигнальные карточки;

  • конверты с заданиями для групповой работы;

  • заготовка для газеты (лист ватмана с заголовком).

Ход урока.

Титульная страница – слайд 1.

I. Организационный момент.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

II. Целеполагание. Слайд 2
— Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. 
— Как вы понимаете, что такое мастерская? Слайд 3
— Кто в ней работает? 
— Я предлагаю вам стать мастерами по выпуску школьных газет и совместно выпустить номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты)

III. Словарная работа. 
1)- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) Слайд 4

ГАЗЕ́ТА, -ы, ж. Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

— Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? Слайд 5. Краткое объяснение понятий.

Запись в тетрадях: журналист, корреспондент, корректор, редактор.

Корреспондент (журналист) — автор корреспонденций в газете, журнале, на радио и телевидении. 

Корректор — работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов.

Редактор — лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.

IV. Определение учебной задачи.

— Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать его в зависимости от ситуации. 
Тексты, как вы знаете, бывают разными. 
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят. 
И мы сегодня будем продолжать учиться работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты. 

V. Актуализация знаний.

1. Определение типа текста. 
— Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. Слайд 6
— Дайте определение, что такое текст. 

Текст- последовательность предложений, построенная согласно правилам данного языка и образующая сообщение.

а) Чтение текста учителем
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, — резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. 

— О чём или о ком этот текст? 
— Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? 
На доску вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕСлайд 7(1)

б) Чтение текста учителем.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду. 
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

— А о чём или о ком этот текст? 
— Что можно представить, читая его? 
— Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? 
На доску вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ

в) Чтение текста учителем. Слайд 7(2)

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

— Что объясняется в этом тексте? 
Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением. 
На доску вывешивается табличка желтого цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕСлайд 7 (3)

— Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Слайд 8. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения. 

Вывод: Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы.

— Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой? 

2. Определение типа текста в зависимости от ситуации. Назад-к слайду 7.

— Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: 
а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. 
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом. 
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
— Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в зависимости от ситуации). 
— Если мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь выделять в них важные части.

VI. Знакомство с типом речи — рассуждением.

— Для этого давайте поближе познакомимся со строением текста-рассуждения.

1. – Прочитайте сообщение на с. 62 учебника. Слайд 9

Что нового вы узнали?

Как строятся рассуждения?

Запомните ступени-части рассуждения.

Все ли эти «ступени» должны соблюдаться в рассуждении?

Сейчас мы потренируемся в нахождении этих основных частей рассуждения в текстах.

2. Работа в ТПО – у.505. Слайд 10

Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [.

Текст 1.

Начало объяснения: [Да потому что…

Вывод: [Вот и стала для него…

Текст 2.

Каждое предложение соответствует части рассуждения [Есть порода… [Это потому… [Поэтому…

Текст 3.

Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому, что… и продолжается в следующем.

Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным.

— Так на какой вопрос должен отвечать текст- рассуждение? (Почему?)

Физкультминутка — слайды 11, 12.

VII. Работа по теме урока.

1.Упражнение 508.

Прочитайте еще одно рассуждение.

Выделите части в рассуждении.

В чем особенность этого рассуждения? (Построено как отрицание, нет «мостика».)

Где мог бы быть «мостик»? (…Не за цвет, потому что)

Прочитайте сообщение авторов на с. 63.

Если «мостик» поставить, какое предложение получится? Запишите.

Какое значение вносит в рассуждение частица?

Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать?

А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали?

Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении? Продолжите начатую мысль.

2. «Вопросы-почемучки». Слайд 13

— Есть такая детская песенка: 
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
 
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
 

Действительно, очень много вокруг «почему?».

Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег?

Есть сердитые – почему не приготовил урок?

Есть внимательные «почему?» — почему ты такой грустный сегодня?

Вот такие разные «почему?» — и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать — нелегко. 

а) На это «почему» ответьте сами: Слайд 14

Почему Незнайку так назвали?

Как вы начнете свое рассуждение?

(Незнайку так назвали, потому что…) Запись предложения в тетрадь.

б) Какой вопрос с «почему» вы бы поставили к стихотворению С. Михалкова?

Бараны

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги».

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

С каких слов начнете рассуждение?

Какой «мостик» употребите? Запись предложения в тетрадь.

VIII. Работа в группах. Слайд 15

Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый.

Задание для 1 группы:

Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты.

— А еще в каждой газете есть реклама.

Задание для 2 группы:

Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс. 
Наш класс самый лучший, потому что… нам уютно и хорошо вместе. 
Наш класс очень хороший, потому что… здесь учатся мои друзья. 
Наш класс особенный, так как… нам легко и весело. 
Наш класс замечательный потому, что… мы поддерживаем друг друга, когда трудно. 

Задание для 3 группы:

— Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.

Дружные, добрые и весёлые. 
Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________. 
В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.

— И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.

Задание для 4 группы:

Сделайте небольшой фотомонтаж «Наш класс». Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных фотографий класса. Все «статьи» приклеиваются в газету.

IX. Итог урока. Рефлексия.

С каким типом речи познакомились?

Что вы узнали о рассуждении? Слайд 16

— Перед вами выпуск нашей классной газеты. 
— Что вы чувствуете, глядя на него? 
— Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Сделали всем классом, о нашем классе) 
— А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная) 
— Значит, мы какие? (классные) 
— Покажите это друг другу! Слайд 17

X. Домашнее задание: упражнение 510, правило с. 62.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here