Байгузина Гульшат Рафаэловна

Старозеленовская СОШ-МОУ Старокулаткинского района Ульяновской области

Учитель начальных классов

Русский язык

4 класс УМК «Школа России» Т.Г. Рамзаева.

Тема раздела: Имя Прилагательное.

Тема урока: Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и выработки умений.

Цель: Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  • Развивать умение распознавать данные падежи; умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

  • Формировать умение обосновывать написание окончаний, правильно употреблять и писать падежные окончания.

  • Воспитывать человечность, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания. интерактивная доска, проектор, таблица, оценочные листы.

Словарь: ученик, инженер, директор, адрес, вокзал, берег, черный, огурец.

Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи.

Оформление доски.

Одиннадцатое февраля.

Классная работа.

Сс сlс сн со ос ис

Сн. говик, с. сулька, л. сичка, сн. жный

Вопросы

Окончания

Т.п.

П.п.

Ход урока:

Этап занятия

Содержание занятия

УУД

Учитель (наиболее общие действия, фразы)

Ученик (ожидаемые действия в ходе диалога)

1.Организация учащихся на урок.

Психологический и эмоциональный настрой.

 Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Илья, Айдар? 
— Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
 
— Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
 
— А
 каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас?
— Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
— Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
— А о
 каком человеке вам хотелось бы заботиться?

— Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, — просит оно. 
— С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
— О каком настроении чаще всего хочется говорить?

(Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)

(О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)

(О хорошем)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи

— Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова ( ЭКРАН).

Каким человеком?

О каком человеке?

трудолюбив___

о добр___

радостн___

о слаб___

здоров___

о беспомощн___

весёл___

о старш___

счастлив___

о родн___

искренн___

о хорош___

добр___

о старательн___

милосердн___

о пожил___

 Что общего у всех этих слов? (Работа с первым столбиком;

— Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде..) 

Что можете сказать о прилагательном “хорошим” – (это прилагательное в среднем роде Т.п.

Сформулируйте тему урока.

Давайте сформулируем цель урока: распознавание творительного и предложного падежа имен прилагательных мужского и среднего рода.

Что нам необходимо сделать, чтобы цель была достигнута?

-уметь находить имена прилагательные творительного и предложного падежей в м. ср р, — — выявить отличия творительного и предложного падежей м. р. и ср.р

-применять полученные знания на практике.

А ещё в словах первой и второй групп необходимо вставить окончания.

Сегодня вы будете сами подводить итоги работы на каждом этапе урока и оценивать себя на индивидуальных оценочных листах.

Задание

Верно

Ошибки

Отметка

1. Проверка домашнего задания.

2.Чистописание

3. «Разделите на две группы»

4. Заполнить таблицу.

5. Упр. 310, стр. 17

6. Упражнение «Наборщик»

7. Графики.

1

все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде

— Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Поставить задачи урока.

По цепочке читают слова называют окончания

Познавательные (информационные) поиск и извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

3. Проверка домашнего задания.

Упр. 309,с.16.

— Укажите падеж прилагательных

Поставьте отметки в оценочных листах.

Великие-В.п, медный- И.п, гранитная-И.п., скачущий- И.п,

Могучей-Т.п., другая-И.п, замечательный! В.п.

4. Чистописание и словарно-орфографическая работа.

Какой у нас следующий этап работы?

Проведем массаж рук.

Скок — поскок, скок — поскок,

Зайка прыгнул на пенек. (Хлопки в ладоши)

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

(Удары ладонями по коленям)

Прежде чем писать слова подумайте, какие буквы пропущены. Что объединяет все эти слова?

Запишите буквы и слова по образцу.

Сс сlс сн со ос ис

Сн. говик, с. сулька, л. сичка, сн. жный

— Проверьте свои записи и поставьте отметки в оценочных листах.

чистописание

Слова с проверяемыми безударными гласными.

Коммуникативные

(высказывания детей)

5. Открытие новых знаний

уметь находить имена прилагательные творительного и предложного падежей в м. ср р, Развивать умения обобщать наблюдения, делать выводы.

«Разделите на две группы»

Прочитайте словосочетания.

В ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКЕ, С ТЯЖЁЛ… РЮКЗАКОМ, ПЕРЕД ВЫСОК… ДЕРЕВОМ, НА ВЫСОК… ДЕРЕВЕ, НАД СИН… ЦВЕТКОМ, НА СИН… ЦВЕТКЕ, В БЛИЖН… ОЗЕРЕ, ЗА БЛИЖН… ОЗЕРОМ, О ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКЕ, С ХОРОШ… ЧЕЛОВЕКОМ.

— На какие две группы можно разделить данные словосочетания? (мужского и среднего рода, предложный и творительный падежи)

— Первый ряд выписывает словосочетания с именами прилагательными в творительном падеже, второй ряд – в предложном.

-Назовите словосочетания в творительном падеже.

— На какой вопрос отвечают прилагательные в творительном падеже? (каким?)

-Какие окончания у прилагательных мужского и среднего в творительном падеже? (-ым, -им)

-Теперь назовите прилагательные предложного падежа.

-На какой вопрос отвечают прилагательные предложного падежа? ( о каком?)

— Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже? (-ом, -ем)

Давайте заполним таблицу,

Падеж род вопрос окончание

Т п м.р каким? ЫМ ИМ

с.р

Т.п. м.р о каком? ОМ ЕМ

Оцените свою работу в оценочных листах.

распознавать Т. п. и П. п

мы научились распознавать имена прилагательные.

Прилагательные в Т.п. отвечают на вопрос КАКИМ?

Прилагательные в П.п. отвечают на вопрос

О КАКОМ?

— Прилагательные в Т.п. м.р. и ср. р. имеют окончания — ЫМ, — ИМ

Прилагательные в П.п. м.р. и ср. р.

Коммуникативные (высказывания детей)

Регулятивные (планирование действий

Коммуникативные (высказывания детей)

6. ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

  1. «Для глаз»

  2. «Снежинки»

7. Формирование

первичных умений.

у.310 с.17

— Подготовьтесь писать под диктовку.

1) восприятие текста учащимися (зрительное или слуховое);

2) выделение и объяснение орфограмм и пунктограмм;

3) запись проанализированного текста под диктовку;

4) проверка записанного на слух. ВЗАИМОПРОВЕРКА

Разбор слов у доски.

Укажите падеж имен прилагательных.

имеют окончания — ОМ, — ЕМ

Коммуникативные (общение)

Познавательные

(логические наблюдения, сравнения, умозаключения)

2

Упражнение «Наборщик»

-Используя буквы слова СКОРОГОВОРКА, нужно составить другие слова. Выигрывает тот ученик, который составит больше всех слов.

Рог, горка, гора, вор, сор, коса, скоро, враг, окорок

Познавательные

8. Закрепление Упражнение «График»

Очень важно быстро и верно определять падеж, чтобы верно написать окончание имен существительных и имен прилагательных в диктанте, в изложении… Вашему вниманию предлагается упражнение “График”. За 1 минуту определить падеж прилагательных и построить график (у доски работает 1 ученик).

Дети выполняют задание на карточках (задание прилагается).

Оцените свою работу.

9. Рефлексия Учиться оценивать свою работу на уроке.

А теперь, ребята, подведите итог. Оцените свою работу по итогам всего урока. Поделитесь с нами с результатами.

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Что для тебя было легко (трудно)?

    • Доволен ли ты своей работой?

    • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Регулятивные

(удержание цели)

Личностные

(способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

10. Домашнее задание.

Упр. 308, стр. 16.

— Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажи падеж.

Запись дом. зад. в дневники

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here