Урок русского языка в 4 классе.
Мецкер Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
КГУ средней школы №2
Тема: Наречие как часть речи
Тип урока: Введение нового материала
Цель:
— дать понятие о наречии как о части речи;
— формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении:
— воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
-
Тренинг «Нетрадиционное приветствие».
-
Введение в тему
Наблюдение над языковым явлением
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты «темно» —
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно»ты –
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
— На какие слова обратила внимание поэтесса?
Высоко, темно, ароматно, бело, красиво, кругом, издалека.
— А каким нужно быть человеком, чтобы в самом простом видеть что-то необыкновенное, красивое?
-
Определение темы и постановка цели учащимися
— Что это за слова? Что у них общего? Предметом нашего сегодняшнего изучения будут особенности этих слов.
На уроках русского языка мы уже встречались с этими словами, может кто-то вспомнит как они назывались?
Сформулируйте тему урока ( наречие)
Сформулируйте цели урока
— Я должен знать на какие вопросы отвечают наречия
— Уметь отличать их от других частей речи.
Уметь грамотно их писать.
-
Изучение нового материала.
Работа в группах
1 группа поиск признаков, характеризующих наречие.
-
Прочитайте ещё раз эти слова, поставьте вопросы.
-
Где встречались с этими вопросами?
-
Попробуйте изменить эти слова по лицам и по числам
-
Есть ли окончания?
-
Назовите их суффиксы.
-
Запишите словосочетания с наречиями. Сделайте вывод.
2 группа Составление памятки.
-
Прочитайте ещё раз наречия и составьте памятку. Что такое наречие
3 группа.
-
Соберите всю информацию о наречии. (интернет, учебник, дополнительный материал)
Наречие – старое слово, оно уже было в древне-русском языке. Выделим корень в слове наречие. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Видимо это неслучайно: само слово «наречие» указывает на близость его к глаголу.
-
Обобщение полученных знаний
Расширение словарного запаса. Работа в группах
Работа со «свитком» наречий
Возьмите каждая группа « свитки» наречий и выполните задания.
1 группа
Подобрать синонимы
Мелко –
Внезапно –
Близко –
Тяжело
2 группа
Замена фразеологизмов наречиями
Вначале нужно понять смысл устойчивого выражения, а затем подобрать подходящее наречие.
Кот наплакал –
Как по маслу-
Встать чуть свет –
Рукой подать –
Идти черепашьим шагом –
3 группа
Найти наречия и охарактеризовать их.
Но однажды по утру прискакала кенгуру.
Увидала усача
Закричала сгоряча «Разве это великан?
(К. Чуковский)
Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
-
Работа по учебнику.
-
Тест. Работа в парах
Тест:
-
Наречие –
А) склоняемая часть речи
Б) спрягаемая часть речи
В) неизменяемая часть речи
2. В предложении наречие чаще всего бывает…
А)существительным
Б) глаголом
В) союзом
4. Наречие часто называют
А) присоюзие
Б) приглаголие
В) припредложение
Работа в парах (взаимопроверка, работа над ошибками)
-
Взаимооценивание, самооценивание «Светофор»
— Оцените работу свою и вашей пары (Мы работали отлично, потому что… — зелёный
Мы работали хорошо, потому что… — жёлтый
Нам надо ещё поработать над….. ) — красный
6. Рефлексия
«Метод пяти пальцев»
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.
М (мизинец) – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь.
Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?