Открытый урок письма 1 класс.
Г.Озёрск
Учитель начальных классов МБСКОУ СКОШ№36
Кузнецова Людмила Александровна
Тема: Слова с сочетаниями жи – ши.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели:
-
Повторить изученное правило: жи, ши, пиши с гласной и.
-
Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
-
Развивать орфографическую зоркость — умение видеть изученное правило на практике.
-
Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.
-
Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
-
Развивать фонематический слух.
-
Воспитывать интерес к предмету через различные виды деятельности.
-
Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно.
Оборудование: презентация. Карты движения на каждого ученика. Магнитная доска и карточки с обозначением звуков. 3 набора слов для составления предложений. 3 маркера. Геометрические фигуры красного, зелёного и синего цвета. Конфеты с сочетанием ЖИ – ШИ.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
— Ребята, а какой сейчас у нас урок?
— Наша задача на уроке грамотно писать, повторить пройденное, закрепить то, что мы уже знаем.
— Сегодня мы отправимся в путешествие в необыкновенную страну на весёлом паровозике.
Слайд «2»
— Чтобы отправиться в путешествие, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то девочки хлопнут в ладоши 1 раз. А если подниму левую руку, то мальчики хлопают в ладоши 1 раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту – ту – ту!»
-
Сообщение темы урока.
— Выполним задание, чтобы узнать в какую страну мы попали. Назовите слово и скажите, какой слог потерялся.
Слайд «3»
Снежинка, ландыши,
ежи, жирафы.
-Прочитайте, какие слова получились. Что между ними общего? (Орфограмма.)
-Найди «лишнее» слово. Ландыши – ши, снежинка –ед. число, ежи – начинаются на гласную).
— Измените число сущ. ЖИРАФЫ. Ед. число – ЖИРАФ.
Слайд «4»
— Объедините слова в две группы. (Одушевлённые – неодушевлённые).
— На какие вопросы отвечают одуш. существительные? ( Кто?)
— Неодуш. существительные? (Что?)
— Распределите слова по группам. Начиная с первого.
Ежи Ландыши Снежинка Жираф
-Какая орфограмма объединяет эти слова.
-Мы отправимся в страну сочетаний жи-ши.
— Какой звук обозначает буква Ш?
— Звук Ш – согл, гл, пар, тв.
— Какой звук обозначает буква Ж?
— Звук Ж — согл, зв, пар, тв.
— Как пишутся сочетания жи – ши?
Молодцы!
III. Станция «Чистописание»
— Наш поезд прибыл на станцию «Чистописание».
Слайд «5»
-
Пальчиковая гимнастика.
— Подготовим пальчики к работе. Хлопают в ладоши.
Вышли пальцы погулять (массаж пальцев)
Этот пальчик самый сильный;
Самый толстый и большой.
Этот палец для того,
Чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
-
Чистописание.
— Запись буквы ж. Запись в тетради. 2 клетки вправо.
— Запись буквы и. Запись в тетради. 2 клетки вправо.
— Запись буквы ш. Запись в тетради. 2 клетки вправо.
Запись буквы и. Запись в тетради.
— Какой звук обозначает буква И? Гласный.
— Что обозначает буква И на письме? Мягкость согласного?
— Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
Ж И Ш И
— Почему мы записали эти буквы рядом? (ЖИ – ШИ пиши с гласной И).
IV. Повторение изученного. Станция «Шипящие»
-
Карта движения.
-
Слайд «6»
— Ребята, давайте проверим в правильном ли направлении мы движемся. А для этого вам понадобятся карты движения (Таблицы со слогами и словами для сильных учеников).
— На них вы видите различные сочетания букв или слов.
— Обведите красным карандашом 1в. только сочетания ЖИ, 2в. — ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно?
Взаимопроверка.
— Сколько сочетаний ШИ вы обвели?(4)
— Назовите слова с сочетанием ши – широкий, душистый, пушистый, мышиный. На какой вопрос отвечают? Что обозначают?
— Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3)
— Назовите слова с сочетанием жи – бежит, служит, живёт. На какой вопрос отвечают? Что обозначают?
— Поднимите руку те, кто написал правильно.
2. Игра «Угадай!»
— Ну, а теперь можно поиграть. Игра называется “Угадай!»
Слайд «7»
— Я читаю стихотворение, вы угадываете последнее слово, и мы все вместе записываем его в тетрадь. (Буква проявляется).
Лежебока – рыжий кот
Отлежал себе … (живот). Какая буква пропущена?
По полям бегут ручьи на дороге …(лужи) Какая буква пропущена?
Скоро выйдут муравьи после зимней …(стужи). Какая буква пропущена?
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши). Какая буква пропущена?
– Напомните, пожалуйста, с каким правилом мы сегодня работаем?
— Подчеркните орфограмму.
Молодцы!
-
Станция «Здоровье».
Слайд «8»
Физкультминутка «Мыши»
-
Упражнение на правописание слов с ЖИ и ШИ.
-
Станция «Художественная».
Слайд «9»
— Назовите предметы. (Моржи, машина. шишка, лыжи).
— Что произошло со словами?
— Какое правило вы должны вспомнить?
— На какие 2 группы можно разделить слова? (ЖИ – ШИ)
— Ваша задача записать слова комментированием.
— МОРЖИ. Разделить на слоги и поставить ударение. Найдите опасное место. Назовите орфограммы. Магнитная доска и карточки с обозначением звуков.
Зв. – букв. анализ:
В слове моржи 2 слога. ! слог МОР. В нём 3 звука. 1 звук М.2 звук А. Они образуют слияние.
Звук М – согл, зв, непар, тв.
Звук А – гл, безудар.
Звук Р – согл, зв, непар, тв.
2 слог ЖИ. В нём 2 звука. Они образуют слияние.
Звук Ж – согл, зв, пар, тв.
Звук Ы – гл, удар.
— МАШИНА. Разделить на слоги и поставить ударение. Найдите опасное место. Назовите орфограммы.
— ШИШКА. Разделить на слоги и поставить ударение. Найдите опасное место. Назовите орфограммы.
— ЛЫЖИ. Разделить на слоги и поставить ударение. Назовите орфограммы.
Молодцы!
2. Станция «Почтовая».
Слайд «10»
— Нам пришло письмо от Незнайки.
3 команды. Командиры: Гусев Н., Гайсин Р., Подгорбунских Н. Составьте предложение из слов. Найдите и исправьте ошибки красным маркером.
-
У машы жывёт рыжый кот.
-
У кота пушыстый хвост.
-
Кот любит душыстые ландышы.
— Какие предложения получились? (Дети выходят со словами. Читает командир).
— Проверка.
— Сколько слов в предложении?
— Спишите 1 предложение. У Маши живёт рыжий кот. Назовите основу предложения. (КОТ ЖИВЁТ).
— Выделите орфограммы.
— Поработайте карандашиками. Поставьте точки под буквами.
— Найдите слово с мягким согласным. ЖИВЁТ.
VII. Станция «Итоговая»
Слайд №11
— Какое правило мы с вами сегодня повторяли?
В сочетаниях жи – ши
Только и всегда пиши!
— Прочитаем это правило вместе.
VIII. Рефлексия
— А теперь оцените сами свою работу. Помогите мне.
— Поднимите фигуру того цвета, который соответствует вашей оценке.
Слайд 12
Я всё понял, мне было легко……
С заданиями я справился, но встретились трудности…
(- А чьи ответы тебе помогали на уроке?)
Мне было трудно, многое не понял…
(- Где было трудно?)
(у каждого на парте цветные фигуры, дети их поднимают и складывают в тетрадь)
Слайд №13
Молодцы!
В награду — конфеты в названии которых есть сочетания ЖИ – ШИ.
1 «Б» класс
Учитель: Кузнецова Людмила Александровна
Традиционная программа. Урок письма
Тема: Слова с сочетаниями жи – ши.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
-
Повторить изученное правило: жи, ши, пиши с гласной и.
-
Закреплять умение видеть, слышать и применять правило на письме.
-
Развивать орфографическую зоркость — умение видеть изученное правило на практике.
-
Развивать мелкую моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.
-
Развивать внимание, память, мышление – умение обобщать, сравнивать.
-
Развивать фонематический слух.
-
Воспитывать интерес к предмету через различные виды деятельности.
-
Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно.
Карта движения
бежит |
шаль |
пила | |
душистый
|
служит |
мышиный |
живёт |
стриж
|
пушистый |
мишка |
тина |
Карта движения
бе жи т |
шаль |
пила | |
душистый
|
служит |
мышиный |
живёт |
стриж
|
пушистый |
мишка |
тина |
Сказка ложь,
да в ней
намёк,
— добрым
молодцам
урок.
шоколад
пуд
рыжый
кот .
У кота
пушыстый хвост
. Кот
любит
душыстые
ландышы
.
васьки