Открытый урок по русскому языку
в 1 классе
Тема: Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Цели:
Образовательные – познакомить с понятием слова, его значением (слова, отвечающие на вопросы кто? что? и обозначающие предмет), определять цель урока, обобщать изученный опыт.
Развивающие — развитие фонематического слуха, памяти, восприятия, внимания.
Воспитательные – воспитание культуры речи, бережного отношения к природе, птицам.
Ход урока.
-
Ситуация успеха.
«Чиж в гостях бывал у тетки,
Он на чай летал к чечетке.
Чудо-чай вечерком
Да вприкуску с червячком».
— Какой звук слышим чаще других?
— Дайте характеристику звуку «ч».
— Какой буквой его обозначим?
Письмь Ч,ч.
— Про кого это стихотворение?
— Кто такой чиж?
— Кто сегодня у нас в гостях?
-
Ситуация разрыва
Отгадайте загадки, появляются картинки с их изображением, запись слов.
«Чик-чирик
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?» воробей
«Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Кто она?» ворона
«Между веток новый дом,
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка» скворец
«В черной одежде
Серьезная птица
Весна позвала –
Прилетел и я» грач
— Что изображает каждая картинка? Эта картинка предметная или сюжетная?
— Что же называет каждое слово?
III. Постановка учебной задачи
-О каких словах русского языка будем говорить на уроке?
— Зачем нужны слова, называющие предметы?
IV. Решение учебной задачи
— Какое сейчас время года?
— Как изменяется жизнь птиц весной?
Появляется картинка с изображение гнезда.
— Что обозначает слово гнездо?
Мы видим предметные картинки, в русском языке есть слова, которые обозначают предметы.
— Какой вопрос можно задать к слову грач?
— Какой вопрос можно поставить к слову гнездо?
Составим предложение про птиц весной, используя эти слова.
Птицы вьют гнезда.
Появляется картинка, соответствующая предложению.
— Является ли эта картинка предметной? Почему?
— Докажите, что это предложение.
— Какое правило о написании предложения мы знаем? Запись…
V. Физминутка
Выходит солнце из-за крыш –
И на мою кровать садится чиж,
Мой верный чиж:
«Чив-чив, чего, чего ты спишь?
Чив-чив, пора вставать.»
И я уже не сплю,
Постель стелю,
Чижа кормлю –
В кормушку сыплю коноплю.
VI. Применение выработанного способа действия
Работа по учебнику: с. 73 у. 132
Свой дом обустраивают не только птицы, каждый лесной житель готовится к появлению потомства. Посмотрите на иллюстрацию учебника.
— Кто живет в лесу?
— Что растет в лесу?
Деление слов на 2 группы по вопросу: кто? что?
VI. Рефлексия
Составление мини-сочинений о жизни лесных зверей. Выборочное чтение.
— Что узнали нового? Приведите примеры.
— Что понравилось на уроке?
— Что было трудным?
Д/з: тетрадь с. 31 у. 1,2