Открытый урок «Парные согласные»
Тема: Парные согласные Ж-Ш « Журавль» ( по Чарушину)
Цель: Продолжать наблюдения за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков : знакомить уч-ся со словами которые нужно проверять. учить способу проверки парных согласных на конце слова путём изменения формы слова, учить беглому чтению, познакомить с содержанием текста, уметь анализировать прочитанное , повторить изученные орфограммы.
развивать речь, обогащать словарный запас , технику чтения, память, орфографическую зоркость. каллиграфическое письмо
вос- ть : активность. аккуратность, познавательный интерес. любовь к животным и птицам. посадку при письме.
Тип урока: интегрированный путешествие по сказкам. изучение новой темы.
Необходимый материал: Слайды, материал для игр, наглядный материал Красная книга
Ход урока.
1 Организационный момент.
2 Психологический настрой
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть Вас
С добрым утром начат день
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать
Девизом нашего урока будет пословица «Грамоте учиться – всегда пригодиться»
Сегодня на урок к нам пришли герои сказок и приготовили для нас задания в путешествие мы отправимся на поезде « В страну Знаний»
Ребята, послушайте одну удивительную историю.
Однажды не поладили буквы гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились гласные в кучку, хотели поговорить и не смогли.
Заскучали согласные и вдруг Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
А-а-а! О-О-о! плакали гласные.
И согласные крикнули им, вернее хотели крикнуть, не получилось лишь не внятное бормотание.
П-р-н
И услышали радостное, но тоже непонятное: А-ы-е
. И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.
Соединив гласные и согласные с обеих страницах, вы можете назвать тему урока (дети выполняют задание)
— что у вас получилось
-Парные звонкие и глухие
3. Сегодня на уроке нашим помощникам будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку.
Ярко светит солнышко, под ее лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные.
На уроке мы прочитаем рассказ чарушина « Журавль» , познакомимся с парными согласными. будем учиться проверять их.
А с какими согласными вы скажите сейчас сами отгадаете загадки.
1) Эта буква широка
и похожа на жука
И при этом, точно жук
издаёт жужжащий звук (Ж)
2) Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква (Ш)
Повторим правила и орфограммы, поиграем, попишем
4. Сегодняшний урок мы посвящаем теме « Парные согласные Ж-Ш»
Показ слайда презентация
Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
Например: флаг в конце слова слышится звук-к.
Изменяем слово –флаги. Перед гласной и ясно слышится звук –г, поэтому в слове флаг писать нужно букву –г.
— как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными?
-Надо изменит слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.
5. В нашем поезде « Красная шапочка» с заданием ( показ слайда)
Минутка чистописание
Открыли тетради записали число классная работа.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
я от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу.
Жж Шш жи ши
Жил машина
Почему звуки Ж Ш закрашены в синий цвет?
Потому , что они всегда твёрдые
Ж – звонкий согласный звук
ш — глухой согласный звук
Звонкий Ж на конце произносится так как Ш . Слабый согласный нужно проверять:
УЖ -УЖИ
Какой наиболее часто встречающий звук ? Ж
6. В нашем поезде в путешествие с нами отправился доктор «Айболит» ( показ слайда)
— Ребята давайте представим что наш доктор Айболит заболел. Что будет?
— Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (на рисунке, который показывает учитель изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ёжик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь-бочонок меда, слоненок –конфету и плитку шоколада, заяц –морковку, ёжик-яблоко, кит-ящик лимонада, жираф -аптечку).
Дети называют зверей.
Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую и глухую согласные. доказать правильность написания, подобрав проверочное слова.
Проверка выполненной работы
Медведь, лев, ёж, жираф, кит, уж. Молодцы, правильно, а теперь ребята вы должны доказать правильность написания, подобрав проверочное слова.
3 группы должны написать по 2 слова
Медведь –медведи, Лев- львы
Ёж-ежи, Жираф-жирафы
Кит-киты, Уж-ужи
7. Путешествуют вместе с нами « Вини — Пух и пятачок» и приготовили задание
( показ слайда)
Составь из слогов слова. Запиши их.
у ло е мор
ши жи
мы на но лы
8. С нами в путешествие еще отправился «Колобок»
Он привез с собой такие задания. Вставь пропущенные буквы. В каких словах звонкий согласный звучит как глухой? Проверь написание букв ж или ш
Упр.7, стр. 126
В лесу жили ежи и мыши.
Мы видели в зоопарке жирафа и шимпанзе.
Над цветком кружился шмель.
9. С нами в путешествие отправилась « Золушка» и захватила для нас задание
Прочитай-ка.
Развитие речи: Каких птиц вы знаете?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Почему птицы улетают в тёплые края?
Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом Чарушина « Журавль» ( показ слайда)
Беседа о птице журавль , что эта птица занесена в Красную книгу ( показываю Красную книгу ) зачитываю текст из Красной книги.
Чтение сказки учителем
Чтение сказки детьми – цепочкой.
Анализ прочитанного.
Опиши журавля.
Где он живёт?
Чем кормится?
Какую песенку он приговаривает?
В какой сказке ещё говорится о журавле и лисе?
Почему у них не получилось дружбы?
Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Друга ищи, а найдёшь береги.
Старый друг, лучше новых двух.
10. Игра « Напиши одним словом»
1 группа: Домик где живет сторож (сторожка)
2 группа: Украшение в ушах (серёжка)
3 группа: Застежка на поясе (пряжка)
11. Итог урока.
Что узнали нового?
Чему учились на уроке?
Что понравилось?
Что запомнилось?
Оценки за урок.
Домашнее задание. Читать текст стр. 125 упр. 3