Конспект урока обучения грамоте в 1 «Б» классе.
Тема урока: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с согласными буквами М, м, развития речи, логического мышления, памяти.
Планируемые предметные результаты: владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
УУД (метапредметные):
Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану.
Познавательные: отличают новое от уже известного с помощью учителя; строят рассуждения в форме связи простых суждений.
Коммуникативные: вступают в беседу на уроке и в жизни.
Основное содержание темы: согласные буквы М.м; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова,предложение.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания | |
1.Организационный момент. | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово учителя. — Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
| Метод: слушание Приём: слуховое восприятие информации. | Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.
|
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
III. Постановка темы и цели урока.
| Метод: слово учителя Приём: работа по учебнику, беседа 1. Чтение в приложении «Буква за буквой», с.46-47
Приём: творческий пересказ. А) Пересказать стихотворение как обычный текст.
— Сколько предложений получилось?
2. Метод: слово учителя Приём: беседа, работа по учебнику с иллюстрацией.
Откройте учебники на с. 85 — Что изображено на картинке? — Как называется текст, который вы читали? — Почему он так называется? Что купил папа Пете? Что есть у Веры? Что купили Лене? Кому купили Кисти и краски? Прочитайте рассказ. Чтение в “Русской азбуке” текста «Покупки»
Метод: слово учителя Приём: выделение слов из предложения. А) “Покупки” — Найдите все двусложные слова. Докажите (разделите на слоги)
— Найдите все трёхсложные слова. Докажите.
Метод: слово учителя Приём: беседа, работа по учебнику.
Б) – Прочитайте рассказ “ Повар”
— О ком говорится в тексте? — Как звали повара? — Что делает Елена Петровна? — Придумайте однокоренные слова к слову “повар”.
Метод: слово учителя Приём: беседа — Как мычит корова? — Какой звук знаком? -С каким ещё не работали? Объявление темы урока. Тема нашего урока: «Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м’]»
|
Приём: выразительное чтение Чтение текста.
Приём: творческий пересказ. Образец устного ответа По росточку подобрали для нас козлы. Мы теперь бревно осилим. Мы его пилим и пилим. Так заготовили дрова на зиму.
Ответы детей.
Приём: выразительное чтение Чтение текста.
Приём: выделение слов из предложения. Приём: деление на слоги. Образец устного ответа Па-па, ку-пил, пе-нал, Ве-ра, папка, Ле-на, Кук-лу, кис-ти, крас-ки.
Образец устного ответа По-куп-ки, пла-сти-лин, ку-пи-ли, Павлику.
Приём: выразительное чтение. Чтение детьми текста в “Русской азбуке”, с. 87
Ответы детей.
Образец устного ответа Поварёнок, варит, вар, варево, варка…
Приём: звукоподражание. Образец устного ответа (Му-у-у.) У-у-у М-м-м Метод: слушание Приём: слуховое восприятие информации. |
Чтение детьми текста в приложении «Буква за буквой», с.46-47
Работа по учебнику на с. 85
Чтение детьми текста в “Русской азбуке”, с. 85
Чтение детьми текста в “Русской азбуке”, с. 87
|
IV. Работа над новым материалом.
| Метод: слово учителя Приём: первичное выделение нового звука. Работа по учебнику с. 87 1. Знакомство со звуками [ м], [м’] в словах “дом” и “семь”. — Что изображено на рисунке? — Какой новый звук вы услышали? — Произнесите его. — Что изображено на следующем рисунке? — Какой новый звук вы услышали? — Произнесите его.
2. Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос). — Что вы можете сказать про этот звук? Какой он?
— Чем отличаются гласные звуки от согласных?
|
Приём: первичное выделение нового звука. Образец устного ответа
ДОМ [ м]
СЕМЬ [м’]
Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.
Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет. | Работа по учебнику с. 87 |
Физкультминутка.
| Метод: слово учителя Приём: 3. Определение позиции звука в словах: Если вы услышали новый звук в начале слова- поднимаем руки вверх; в середине — руки в стороны; в конце — руки вниз.
МОХ МЕДВЕДЬ КАРМАН МУРАВЕЙ МЕТРО СОМ МОЛОТ САМОВАР СОМИК СЕМЬ
| Выполнение упражнения |
|
| Метод: ведущее слово учителя Приём: презентация. 4. Представление буквы М, м.
— На что похожа буква М.
В презентации появляется стихотворение и буква.
Взялись за руки друзья И сказали: “Ты да я – Это мы”. А между тем Получилась буква М. (А. Шибаев) 5. Приём: презентация. Образование слоговой таблицы на основе согласной М.
— Прочитайте слоги. А О ы М и У е — Составьте слоги в кассе букв.
Приём: 6. Сопоставление схемы и слова. В презентации одна схема и несколько слов.
Москва мама мыло мыли мышка мячик
— Почему одно слово написано с заглавной буквы?
7. Работа по учебнику. Приём: Составление рассказа по иллюстрации “Москва – столица России”. Метод: Рассказ учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле. Рассказать об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.
Игровой метод: 8. Загадки. Приём : Слого – звуковой анализ отгадок. — Отгадайте загадки.
Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (мышь) —
Какой это мастер на стёкла нанёс И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
|
Ответы детей
Приём: Чтение слогов из презентации и составление их в кассе букв.
Ответы детей:
МА мо мы ми му ме
Приём: работа с кассой букв.
МА мо мы ми му ме
Слово “Москва” — имя собственное.
Метод : слушание
Образец устного ответа
МЫШЬ – м –ы-ш – 3 звука, 4 буквы, 1 гл., 2 согл., 1 слог.
МОРОЗ- 5 зв., 5 б., 2 гл., 3 согл., 2 сл., уд. РОЗ. | В презентации появляется стихотворение и буква.
Взялись за руки друзья И сказали: “Ты да я – Это мы”. А между тем Получилась буква М.
Презентация. составление слогов в кассе букв. МА мо мы ми му ме
Презентация. В презентации одна схема и несколько слов.
Москва мама мыло мыли мышка мячик
Работа по учебнику, с. 88-89
|
| Метод: 9. Отработка навыков чтения по “Азбуке”. Приём: Чтение учителем (или хорошо подготовленным учеником). Чтение хором. Чтение по цепочке.
|
Выполнение задания. |
|
V. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.
| Игровой метод. Приём: слово учителя. Чтение учителем 1. Кто больше запомнит слов со звуком [ м].
Поэты
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:
— Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо: Нет на свете никого Лучше нашей…
— Малины! – заорал Миша.
— Да при чём здесь “малина”! Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”
— Это здорово! А теперь я сочиню. А про что?
— Ну, хотя бы про этот мухомор.
Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!
— Что ты, что ты – испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…
— Айболит! – заорал медвежонок.
— Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
— Откуда ты так много знаешь?
— Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
(Г.Юдин)
Игровой метод
2. Игра «Кто больше» Приём: перечисление слов с одинаковым начальным звуком — Назовите цветы, в названии которых есть звук [ м].
— Перечислите продукты, в названии которых есть [м], [м’]
3.Антонимы . — Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м’]. Война –…. ссориться –………. быстро –…………. твёрдый-…………. глупый – ……….. большой –……..
| Метод: слушание Приём: слуховое восприятие информации.
Слушают внимательно и запоминают.
Образец устного ответа Мышонок, Мыша, мы, малина, мама, мухомор, макароны, муравей, много.
Образец устного ответа Мак, ромашка, маргаритки, мальва.
Мясо, молоко, мёд, маргарин, масло, макароны, манка, мандарины, мука.
Война – (мир), ссориться –(мириться), быстро – (медленно), твёрдый – (мягкий), глупый – (мудрый), большой – (маленький).
| Слушают внимательно и запоминают |
VI. Итоги урока. Рефлексия.
| Метод: ведущее слово учителя. Приём: Заключительное слово .
Молодцы, ребята! Вы очень старались, хорошо работали. А давайте вспомним, с какой буквой сегодня познакомились? Какие звуки обозначает?
Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен.
|
Ответы детей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|