Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №763»
г. Москва
Конспект
открытого урока по русскому языку
в 1 классе
«Русский алфавит, или азбука»
подготовила учитель начальных классов
ГБОУ Школа № 763 г. Москвы
Фильо Татьяна Викторовна
г. Москва
2014
Тема: Русский алфавит, или азбука.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
УУД
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
2.Самоопределение к деятельности.
НА ДОСКЕ:
Л Ф А Т В А И
-
Что написано на доске? (Буквы).
-
На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
-
Назовите согласные. (Л Ф Т В)
-
Как вы думаете, какая согласная здесь лишняя? (Л — у неё нет пары, она непарная).
-
Назовите гласные (А И).
-
Что можно сказать о букве И? (Согласные произносятся с ней мягко).
-
Что можно сказать о букве А? (Согласные произносятся твёрдо).
-
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
-
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
-
Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).
-
Правильно, тема нашего урока алфавит (Слайд № 1).
3. Работа по теме урока.
Знакомство с алфавитом.
-
Сколько гласных букв? (10).
-
А сколько согласных? (21).
-
Сколько букв не обозначают звука? (2).
-
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).
-
Сколько всего букв в русском языке? (33).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он …
(Алфавит)
-
Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
-
Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд №2).
-
Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
-
Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
-
Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд №3).
-
Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.
-
Кто–нибудь может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-
Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).
-
Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной. (Интерактивная доска — 1 задание).
-
А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
-
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.
4. Задание — работа в парах.
(Проверка задания – слайд №5).
-
Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).
-
Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
-
Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №7).
Физкультминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:
на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
-
Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
-
Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
-
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
Отгадайте загадку.
Гладишь — ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака).
-
Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)
-
Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
-
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
-
А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
-
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
-
С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
-
Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).
-
Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
-
Конечно, он использует Алфавит. (Слайд №9).
-
Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
-
Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. (Слайд №10).
-
Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке.
-
Чтобы расположить слова по алфавиту, надо по первой букве алфавита подобрать слово, выделив у него первую букву. Если слово на определённую начальную букву отсутствует, то следует переходить к следующей букве алфавита и следующему слову. (Работа на интерактивной доске).
5. (Практическое пользование Алфавитом).
(Запиши в алфавитном порядке имена людей). (Слайд №11).
(Напомнить написание имён собственных).
(Проверка задания – слайд №11).(Если останется — время делим слова на слоги, ставим ударения и повторяем правила переноса слов).
-
Рефлексия
-
Что такое алфавит?
-
Сколько букв в русском алфавите?
-
Кто уже запомнил алфавит?
-
Кто правильно называет буквы?
-
Кому ещё нужно немного потренироваться?
-
Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)
-
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!
Список литературы:
-
Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой», 1 класс, Москва, «ВАКО», 2012 г.
-
Т.Г. Рамзаева. Учебник для 1 класса начальной школы по русскому языку. Москва, «Дрофа», 2012 г.
-
Интернет ресурсы (картинки):
http://yandex.ru/yandsearch?lr=10740&clid=9403&oprnd=4008804273&text=картинки+для+азбуки&csg=1390%2C8396%2C19%2C16%2C0%2C0%2C0