Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №763»

г. Москва

Конспект

открытого урока по русскому языку

в 1 классе

«Русский алфавит, или азбука»

подготовила учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 763 г. Москвы

Фильо Татьяна Викторовна

г. Москва

2014

Тема: Русский алфавит, или азбука.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.

УУД

Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

2.Самоопределение к деятельности.

НА ДОСКЕ:

Л Ф А Т В А И

  • Что написано на доске? (Буквы).

  • На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).

  • Назовите согласные. (Л Ф Т В)

  • Как вы думаете, какая согласная здесь лишняя? (Л у неё нет пары, она непарная).

  • Назовите гласные (А И).

  • Что можно сказать о букве И? (Согласные произносятся с ней мягко).

  • Что можно сказать о букве А? (Согласные произносятся твёрдо).

  • Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую, букву мы будем писать на минутке чистописания.

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"

  • Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.

  • Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).

  • Правильно, тема нашего урока алфавит (Слайд № 1).

3. Работа по теме урока.

Знакомство с алфавитом.

  • Сколько гласных букв? (10).

  • А сколько согласных? (21).

  • Сколько букв не обозначают звука? (2).

  • Назовите эти буквы. (Ъ, Ь).

  • Сколько всего букв в русском языке? (33).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он …

(Алфавит)

  • Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).

  • Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд №2).

  • Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).

  • Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).

  • Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд №3).

  • Русское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.

  • Кто–нибудь может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).

  • Правильно, Алфавит это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).

  • Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной. (Интерактивная доска — 1 задание).

  • А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)

  • Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание которое находится в конвертах у вас на парте.

4. Задание — работа в парах.

(Проверка задания – слайд №5).

  • Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).

  • Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

  • Ребята, нам от азбуки пришло сообщение! Прочитать его? (Слайд №7).

Физкультминутка

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:

на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)

Дети садятся на свои места.

  • Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).

  • Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.

  • Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.

Отгадайте загадку.

Гладишь — ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака).

  • Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря)

  • Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.

  • Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).

  • А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)

  • Что для этого нужно знать? (Алфавит)

  • С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).

  • Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).

  • Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).

  • Конечно, он использует Алфавит. (Слайд №9).

  • Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).

  • Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги. (Слайд №10).

  • Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги в алфавитном порядке.

  • Чтобы расположить слова по алфавиту, надо по первой букве алфавита подобрать слово, выделив у него первую букву. Если слово на определённую начальную букву отсутствует, то следует переходить к следующей букве алфавита и следующему слову. (Работа на интерактивной доске).

5. (Практическое пользование Алфавитом).

(Запиши в алфавитном порядке имена людей). (Слайд №11).

(Напомнить написание имён собственных).

(Проверка задания – слайд №11).(Если останется — время делим слова на слоги, ставим ударения и повторяем правила переноса слов).

  1. Рефлексия

  • Что такое алфавит?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Кто уже запомнил алфавит?

  • Кто правильно называет буквы?

  • Кому ещё нужно немного потренироваться?

  • Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!

Список литературы:

  • Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по русскому языку по учебнику Т.Г. Рамзаевой», 1 класс, Москва, «ВАКО», 2012 г.

  • Т.Г. Рамзаева. Учебник для 1 класса начальной школы по русскому языку. Москва, «Дрофа», 2012 г.

  • Интернет ресурсы (картинки):

http://yandex.ru/yandsearch?lr=10740&clid=9403&oprnd=4008804273&text=картинки+для+азбуки&csg=1390%2C8396%2C19%2C16%2C0%2C0%2C0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here