Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

город Ханты-Мансийск Тюменской области

Технологическая карта урока

Обучение грамоте, 1 класс

«Знакомство с буквой «Ж»

подготовила

учитель начальных классов

Трофимова Ирина Михайловна

Ханты-Мансийск, 2014 год

Цель: Познакомить с новой согласной буквой.

Задачи:  

— развивать фонематический слух детей;

— учить звуковому анализу слов;

— учить обозначать звук [ы] буквой «и» в буквосочетании ЖИ;

— обогащение словаря, развитие связной речи;

— формировать навык чтения.

Оборудование: учебник «Букварь», 1 класс, автор Л.Е. Журова; цветные квадраты для звукового анализа; предметные картинки.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  • Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.

  • Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

  • Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).

  • Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости звука. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Ж, ж.

  • Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге жее.

  • Сопоставлять попарно слоги с буквой ж. Наблюдать за артикуляцией звонкого согласного ж.

  • Воспроизводить звуковую форму слов со звуком ж на конце по их буквенной записи.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • Принимать учебную задачу урока.

  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

  • Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.

  • Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

  • Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Выполнять гигиенические правила письма.

  • Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.

  • Анализировать выполнение учебной задачи урока.

  • Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

  • Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.

  • Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

  • Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

  • Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв».

  • Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают.

  • Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

  • Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).

  • Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки.

  • Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

  • Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.

  • Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.

  • Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

  • Выполнять правила работы в малой группе, в парах.

Личностные УУД

  • Применяет правила самостоятельной работы, рассуждает о необходимости быть внимательным и старательным

  • Приводит примеры справедливого поведения из личного опыта.

  • Анализирует и оценивает внутренний смысл пословиц.

  • Оценивает поведение героев текстов.

  • Объясняет необходимость правильно распределять свое время.

  • Аргументирует свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.

  • Применяет правила поведения в классе.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги наша лень.

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться.

Улыбнитесь друг другу, гостям. Тихо сели.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок!

Постарайтесь всё понять

Дружно, грамотно писать!

2. Актуализация и пробное учебное действие.

— Откройте учебник на стр. 159, рассмотрите её.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока?

— Правильно, мы познакомимся с буквой «Ж», какие звуки мы ей обозначаем на письме и научимся печатать эту букву.

3. Изучение нового материала.

Актуализация.

— Отгадайте загадку:

Два рога – не бык,

Шесть ног без копыт

Летит – так воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

— Назовите первый звук в этом слове.

— Что можете о нём сказать?

— Ещё одна загадка.

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (Лыжи)

— Назовите третий звук в этом слове?

— Что о нём можете сказать?

— Какой звук у нас в гостях на уроке?

Звуко-буквенный анализ. (Дети работают с фишками. Один у доски).

л

ы

ж

и

— Посмотрите на картинку и найдите зашифрованное слово «лыжи».

— Поселим звуки в домики.

— Проверим товарища.

Игра «Живые звуки». [лыжы] [жыл] [жылы]

— Что такое «жилы»

Обозначение звука буквой.

— Обозначим звуки буквами.

4. Первичное закрепление

— Ребята, какой последний звук в слове «лыжи».

— Обратите внимание, а какой буквой он обозначен? Какую работу выполняет эта буква?

— А звук [ж] какой?

— По правилам русского языка после буквы «Ж» не пишутся буквы «Ы», «Э». Поэтому звук [ы] обозначили буквой «И». Запомните это.

Письмо буквы.

— Откройте тетради «Письмо» на стр. 44.

— Назовите 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю буквы.

— Сравните варианты написания письменной и печатной буквы. (Учащиеся рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы).

— Посмотрите, как правильно писать печатную букву.

— Напечатайте заглавную и строчные буквы. (Печатают буквы)

— Прочитайте слоги. (жи, же)

— Почему написаны эти гласные буквы?

— Напечатайте эти слоги и запомните их написание.

— Подберите слова, где ударный звук [ы] стоит после звука [ж].

— Подберите слова, где ударный звук [э] стоит после звука [ж].

Буквы и, е смело пишем в сочетаниях жи, же, если они под ударением!

5. Контроль и самопроверка знаний.

— Посмотрите, как пишется письменная буква «ж».

— Пропишите в тетради.

Оценивание.

6. Физминутка

«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибать, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд). Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

«Хомка»

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка рано встает,

Спинку моет, щечки трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1 – 2 – 3 – 4 – 5!

Хомка сильным хочет стать!

7. Повторение.

1. Игра «Сыщики»

— Найдите и обведите точно такую же букву, как в образце.

2. Дифференцированная работа. «Пометки на полях» (Работа по группам)

1 группа детей:

а) Закрасить в тетради части рисунка, в которые вписана буква «Ж»;

б) Прочитать слова. При чтении прошу делать пометки. Если вы не знаете значение слова, то ставим «?»

2 группа детей:

а) Прочитать рассказ на стр. 54, ответить на вопросы.

б) Вспомнить правило обозначения звука [а] буквами.

3 группа детей:

а) Соединить слоги, чтобы получились слова. Если вы не знаете значение слова, то ставим «?»

б) Заполнить клеточки нужными буквами на странице 55.

3. Проверка.

— Прочитайте рассказ.

— Как правильно соединить слова? Сверимся с доской.

— Среди слов найдите слова, в которых один слог.

— Два слога, первый ударный.

— Четыре слога.

— Слова, где третий звук [ж], [ш].

— В классе найдите слова, которые получились при соединении слогов. (Слова находятся на стенах, за доской, на окнах, …)

4. Работа в учебнике.

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

— Почему буквосочетание ЖИ пишется с буквой «и»?

— Подберите слова к схемам.

— Найдите слово в слове. (Слова на доске) Ёжик, пожар, жаворонок, журавушка, этажерка, жеребёнок.

1 группа детей образует слова из слогов.

2 и 3 группы детей работают по таблице, образуют новые слова, меняя и переставляя буквы.

8. Рефлексия учебной деятельности

— Вспомните, что узнали на уроке?

— Как вы оцените свою работу на уроке?

Содержание:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Учебник «Букварь», 1 класс, 2012.

  2. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. 1 класс. Издательство: Вентана-Граф, 2012.

  3. М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Прописи.1 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 3-х частях. Издательство: Вентана-Граф, 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here