Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №11»
город Ханты-Мансийск Тюменской области
Технологическая карта урока
Обучение грамоте, 1 класс
«Знакомство с буквой «Ж»
подготовила
учитель начальных классов
Трофимова Ирина Михайловна
Ханты-Мансийск, 2014 год
Цель: Познакомить с новой согласной буквой.
Задачи:
— развивать фонематический слух детей;
— учить звуковому анализу слов;
— учить обозначать звук [ы] буквой «и» в буквосочетании ЖИ;
— обогащение словаря, развитие связной речи;
— формировать навык чтения.
Оборудование: учебник «Букварь», 1 класс, автор Л.Е. Журова; цветные квадраты для звукового анализа; предметные картинки.
Предметные УУД:
Ученик научится:
-
Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов.
-
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
-
Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).
-
Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости звука. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы Ж, ж.
-
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е.
-
Сопоставлять попарно слоги с буквой ж. Наблюдать за артикуляцией звонкого согласного ж.
-
Воспроизводить звуковую форму слов со звуком ж на конце по их буквенной записи.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД
Ученик научится:
-
Принимать учебную задачу урока.
-
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
-
Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.
-
Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.
-
Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
-
Выполнять гигиенические правила письма.
-
Использовать правила оценивания своей работы в ситуациях, спланированных учителем.
-
Анализировать выполнение учебной задачи урока.
-
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
Познавательные УУД
Ученик научится:
-
Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.
-
Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах.
-
Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.
-
Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
-
Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв».
-
Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают.
-
Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.
-
Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).
-
Находить соответствия между схемами-моделями и предметными картинки.
-
Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
-
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
-
Формулировать тему высказывания, перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, выбирать лучший, обосновывать свой выбор.
-
Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.
-
Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.
-
Выполнять правила работы в малой группе, в парах.
Личностные УУД
-
Применяет правила самостоятельной работы, рассуждает о необходимости быть внимательным и старательным
-
Приводит примеры справедливого поведения из личного опыта.
-
Анализирует и оценивает внутренний смысл пословиц.
-
Оценивает поведение героев текстов.
-
Объясняет необходимость правильно распределять свое время.
-
Аргументирует свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.
-
Применяет правила поведения в классе.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
Улыбнитесь друг другу, гостям. Тихо сели.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять
Дружно, грамотно писать!
2. Актуализация и пробное учебное действие.
— Откройте учебник на стр. 159, рассмотрите её.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
— Правильно, мы познакомимся с буквой «Ж», какие звуки мы ей обозначаем на письме и научимся печатать эту букву.
3. Изучение нового материала.
Актуализация.
— Отгадайте загадку:
Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт
Летит – так воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
— Назовите первый звук в этом слове.
— Что можете о нём сказать?
— Ещё одна загадка.
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
— Назовите третий звук в этом слове?
— Что о нём можете сказать?
— Какой звук у нас в гостях на уроке?
Звуко-буквенный анализ. (Дети работают с фишками. Один у доски).
|
|
| |
л | ы | ж | и |
— Посмотрите на картинку и найдите зашифрованное слово «лыжи».
— Поселим звуки в домики.
— Проверим товарища.
Игра «Живые звуки». [лыжы] [жыл] [жылы]
— Что такое «жилы»
Обозначение звука буквой.
— Обозначим звуки буквами.
4. Первичное закрепление
— Ребята, какой последний звук в слове «лыжи».
— Обратите внимание, а какой буквой он обозначен? Какую работу выполняет эта буква?
— А звук [ж] какой?
— По правилам русского языка после буквы «Ж» не пишутся буквы «Ы», «Э». Поэтому звук [ы] обозначили буквой «И». Запомните это.
Письмо буквы.
— Откройте тетради «Письмо» на стр. 44.
— Назовите 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю буквы.
— Сравните варианты написания письменной и печатной буквы. (Учащиеся рассматривают и анализируют зрительный образ буквы).
— Посмотрите, как правильно писать печатную букву.
— Напечатайте заглавную и строчные буквы. (Печатают буквы)
— Прочитайте слоги. (жи, же)
— Почему написаны эти гласные буквы?
— Напечатайте эти слоги и запомните их написание.
— Подберите слова, где ударный звук [ы] стоит после звука [ж].
— Подберите слова, где ударный звук [э] стоит после звука [ж].
— Буквы и, е смело пишем в сочетаниях жи, же, если они под ударением!
5. Контроль и самопроверка знаний.
— Посмотрите, как пишется письменная буква «ж».
— Пропишите в тетради.
Оценивание.
6. Физминутка
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибать, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 секунд). Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.
«Хомка»
Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает,
Спинку моет, щечки трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
1 – 2 – 3 – 4 – 5!
Хомка сильным хочет стать!
7. Повторение.
1. Игра «Сыщики»
— Найдите и обведите точно такую же букву, как в образце.
2. Дифференцированная работа. «Пометки на полях» (Работа по группам)
1 группа детей:
а) Закрасить в тетради части рисунка, в которые вписана буква «Ж»;
б) Прочитать слова. При чтении прошу делать пометки. Если вы не знаете значение слова, то ставим «?»
2 группа детей:
а) Прочитать рассказ на стр. 54, ответить на вопросы.
б) Вспомнить правило обозначения звука [а] буквами.
3 группа детей:
а) Соединить слоги, чтобы получились слова. Если вы не знаете значение слова, то ставим «?»
б) Заполнить клеточки нужными буквами на странице 55.
3. Проверка.
— Прочитайте рассказ.
— Как правильно соединить слова? Сверимся с доской.
— Среди слов найдите слова, в которых один слог.
— Два слога, первый ударный.
— Четыре слога.
— Слова, где третий звук [ж], [ш].
— В классе найдите слова, которые получились при соединении слогов. (Слова находятся на стенах, за доской, на окнах, …)
4. Работа в учебнике.
— Прочитайте слова. Что их объединяет?
— Почему буквосочетание ЖИ пишется с буквой «и»?
— Подберите слова к схемам.
— Найдите слово в слове. (Слова на доске) Ёжик, пожар, жаворонок, журавушка, этажерка, жеребёнок.
— 1 группа детей образует слова из слогов.
— 2 и 3 группы детей работают по таблице, образуют новые слова, меняя и переставляя буквы.
8. Рефлексия учебной деятельности
— Вспомните, что узнали на уроке?
— Как вы оцените свою работу на уроке?
Содержание:
-
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Учебник «Букварь», 1 класс, 2012.
-
М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. 1 класс. Издательство: Вентана-Граф, 2012.
-
М.М. Безруких, М.И. Кузнецова, Прописи.1 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 3-х частях. Издательство: Вентана-Граф, 2012.