Конспект открытого урока

русского языка в 7 классе

»Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»»

Обоснование: Среди всех частей речи «убывают» из речи наших детей больше всего наречия, которые обогащают нашу речь, создавая образность, точность, яркость её. Каждая тема в курсе русского языка интересна и трудна, простых тем нет. И всё-таки наречие какая-то особенная часть речи: и трудная, и интересная, и редко употребляемая нашими учениками. Мне кажется, во всех учебниках главное внимание уделено правописанию. Без этого, конечно, нельзя, но как-то очень бесстрастно говорится о возможностях наречий, о семантике и стилистических особенностях употребления этой части речи.

Цель урока: обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные по теме «Наречие, правописание наречий», развивать образность и яркость речи учащихся, развивать логическое мышление, продолжать обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и этическим воспитанием учащихся, учить не только правилам грамматики, но и любви к своему «великому и могучему» языку.

Оборудование: раздаточный материал, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Сообщение темы и постановка задач урока:

Слайд __ Мы заканчиваем изучение сложной, но в то же время очень интересной части речи — наречие. Сегодняшний урок мы посвящаем повторению и обобщению того материала, который вы уже знаете.

Сформулируйте цель и задачи урока.

(Наша цель – вспомнить, что такое наречие, признаки этой части речи, синтаксическую роль, обобщить и систематизировать знания о правописании наречий, уметь находить и активно употреблять наречия в речи, а также расширить словарный запас).

И ещё мне бы хотелось показать нашим гостям возможности интерактивной доски.

Сегодня мы будем работать, создавая страницы устного «Лингвистического журнала»

— Что такое журнал? (Это печатное периодическое издание. Журнал, как и газета , является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его).

— Но наш журнал носит определенную направленность. От какого слова образовано слово «лингвистический»? (Лингвистика)

— Что такое «лингвистика»? (Это наука о языке; языкознание)

— Какие разделы лингвистики вы знаете? (Лексикология — учение о словарном составе языка. Фразеология. Фонетика. Орфоэпия. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Стилистика. Культура речи).

Вот мы и должны рассмотреть наречие с точки зрения этих наук.

Слайд __ Откройте тетради, запишите число, тему урока. (Тридцатое января. Классная работа. Наречие).

1. Первая страница журнала «Историческая»

Выступление группы историков

— Вспомним материал первого урока по изучению наречия.

— Какую роль играет наречие в современном языке?

2. Вторая страница журнала «Исследовательская»

Слово предоставляется группе исследователей.

Слайд __ Перед нами текст. Можно ли данный отрывок назвать текстом? (Да. Предложения связаны по смыслу и грамматически.) Мы предлагаем добавить в текст наречия.

Изменился ли текст.

А.С.Пушкин любил использовать наречия в своих произведениях, он говорил, что наречия живописуют действия. Мне очень нравится это выражение.

Вы видите, что текст стал интереснее, выразительнее.

Мы пришли к выводу: наречия необходимы в нашей речи.

Синтаксический разбор предложения

Выпишите предложение для синтаксического разбора. (аЛЛИТЕРАЦИЯ)

Молодая березка испуганно затрепетала, зашелестев листвою.

3. Слайд ___ А мы переходим к третьей странице лингвистического журнала.

«Наречие как часть речи» (запись в тетрадь названия страницы журнала)

Задание: ответьте на вопросы.

Работа с ресурсом: кликнуть на вопрос, табличка перевернется.

— Что такое наречие?

— Что обозначает?

— На какие вопросы отвечает?

— Какой главный грамматический признак наречия?

— Чем является наречие в предложении?

Слайд __ По значению русские наречия делятся на несколько групп

Задание: найдите соответствие между значением наречия и вопросами к нему.

Работа с ресурсом: кликнуть на название и переместить табличку на соответствующее место.

Проверка синтаксического разбора предложения

Слайд __ Из-за неизменяемости русские наречия утрачивают многие формы, но, тем не менее, в силу своего образования от прилагательного приобретают иные формы. Так, степени сравнения присущи только наречиям, произошедшим от качественных прилагательных

Работа с ресурсом: экран закрыт шторой. Открываем штору по мере ответов на вопросы.

Какие степени сравнения имеет наречие?

Как образуется простая сравнительная степень наречия?

Как образуется составная сравнительная степень наречия?

Как образуется составная превосходная степень наречия?

что мы можем сказать о простой превосходной степени наречия?

Слайд

Задание: найдите пример с ошибкой в образовании степени сравнения наречия.

Работа с ресурсом: выбрать вариант ответа и кликнуть на него. Ответ правильный отмечен соответствующим значком Конспект открытого урока русского языка в 7 классе ''Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»'' .

Для продолжения работы кликнуть на кнопку «Следующий».

Слайд ___ Несмотря на свою видимую простоту, наречия преподносят нам неожиданности и даже сложности. Например, следует отличать омонимичные формы наречия и прилагательного (в сравнительной степени). Сделать это можно, опираясь на значение, синтаксическую функцию и связь слова с другими словами.

Задание: выпишите НАРЕЧИЯ И ГЛАГОЛЫ, К КОТОРЫМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ

наречием

Работа с ресурсом: при необходимости раскрыть сжатую таблицу.

4. Слайд ___ А мы переходим к следующей странице лингвистического журнала.

«Правописание наречий»

Наречие- это сложная часть речи, которая занимает первое место среди других частей речи по количеству правил правописания.

— Перед вами панорама орфограмм.

— Какое правило вам кажется самым легким?

1). Правило правописания не с наречием

— Давайте вспомним, когда наречие с «не» пишется слитно и раздельно.

Задание: Запишите наречия под диктовку, распределяя их в два столбика: в первый — наречия, которые с не пишутся слитно, во второй – раздельно.

Работа с ресурсом: на слайде штора. Взаимопроверка

Нелепо, неискренне, не хорошо, а плохо; вовсе не интересно,

не по-товарищески, неаккуратно, недалеко, не громко, а тихо;

невысоко, далеко не ласково.

2) Правило правописания не-ни в отрицательных наречиях

— Когда в наречиях пишется приставка «не-», «ни-»? Найдите строчки, в которых все слова пишутся с приставкой «ни-». Запишите слова из этой строки.

Задание: найти слова с «ни-». Самопроверка.

Работа с ресурсом: кликнуть на синий экран, переместить табличку на соответствующее место.

1. Отступать некуда, никогда не видел;

2. Некогда сходить, ниоткуда не плыли облака;

3. Нигде не пропадет, никуда не пойду;

4. Никак не удавалось, негде яблоку упасть.

3)Правило правописания О — А на конце наречий

Повторим правило правописания о-а в суффиксах наречий

(Ответ ученика)

Задание: распределите наречия по группам в зависимости от буквы на конце слова. Работаем устно, по цепечке.

Работа с ресурсом: кликнуть на ответ (табличку), переместить слово в соответствующий «водоворот».

«Сброс» – кликнуть на соответствующую кнопку.

Сформулируйте правило написания наречий на –о, -а

4) Следующее правило – «Дефис в наречиях»

Наречия могут писаться слитно, раздельно и через дефис. Вспомните, когда наречия пишутся через дефис.

Задание: Спишите наречия, разделив их на 5 групп в зависимости от правила правописания

Работа с ресурсом: кликнуть по значку с цифрой.

Кое(как), куда(то), где(либо), как(нибудь), (по)русски, (по)чемпионски, (по)быстрому, (по)тихому, (во)первых, (во)вторых, мало(по)малу, чуть(чуть).

— Какой способ словообразования мы используем?

Самопроверка.

3. Есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст. Задача корректора – находить ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.

Задание: Исправьте ошибки и выпишите данные слова.

Работа с ресурсом: исправить ошибки при помощи маркера.

В 2014 году в Сочи пройдут зимние олимпийские игры.

Почему именно в Сочи?

Во-первых, по-прежнему российские атлеты являются

лидерами во многих видах спорта.

Во-вторых, по-спортивному, азартно и по-деловому

подошла наша страна к участию в конкурсе за право

принимать Олимпиаду.

В-третьих, природные условия Сочи очень гармоничны

и благоприятны для здоровья.

— Какую функцию выполняют слова «во-первых, во-вторых, в-третьих»? (Являются вводными, служат для оформления порядка мыслей.)

5) Правило правописания н-нн в суффиксах наречий

Вспомните, когда в наречиях пишется одна и две буквы «н»? Запишите наречия в два столбика

Задание: распределите наречия в два столбика. Ученик работает на доске.

Работа с ресурсом: кликнуть на слово и переместить табличку на соответствующее место.

Физкультминутка

Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.

Медленно встаньте, резко поднимите руки вверх, плавно опустите руки вниз, поверните голову сначала налево, а потом направо, еще раз — налево и направо. Тихо сядьте за парту.

— Назовите наречия, которые встретились в тексте физкультминутки? (11).

6) И следующее правило «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

— Были ли сложности с выполнением домашнего задания?

Проверка домашнего задания Упр. 263

5. Почему мы не всегда можем найти в словаре ответ на вопрос, как пишутся такие слова, как вдали – в дали, вглубь – в глубь и т.д.? (Нам нужно определить часть речи данных слов. Это можно сделать только в контексте. Если это существительное или прилагательное, то слово будет писаться раздельно, если это наречие – то слитно или через дефис.)

Задание: составьте и запишите словосочетания, чтобы в первом случае это было наречие, а во втором – другая ч.р. 1 вариант записывает словосочетания с наречиями, 2 вариант – с другими частями речи.

Вдали виден лес – в дали голубой скрылся пароход; на лицо упала прядь волос — –налицо были ошибки; по весеннему лесу – одеться по весеннему; кверху поднять голову – к верху палатки прикрепить флажок; наверх подняться – на верх горы взобраться.

6. Слайд___Перед нами этимологическая страничка.

Что значит наречие исподлобья? От какого слова образовано?

Л.Успенский назвал наречия «живыми ископаемыми». Многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. Давайте вспомним некоторые из них. Запишите наречия. Дайте лексическое значение.

Чек — стража, ожидание-…

Бекрень — бок -…

Нарок – намерение -…

Догонка – погоня -…

Торопь – поспешность -…

Храп – сила — …

Прек – спор, препятствие, запрет -…

Дребезг – осколок, черепок -…

Тло – дно, основание -…

Обум – зря, наудачу -…

Начеку, набекрень, ненароком(нарочно), вдогонку, второпях, нахрапом, вопреки, вдребезги, дотла, наобум, внутрь, настежь.

Начеку нареч. Настороже, наготове.

Набекрень — с наклоном набок

Ненароком — Ненамеренно, случайно.

Вдогонку, нареч. (разг. ). Вслед за убегающим

Второпях — Торопясь, спеша.

Нахрапом — Внезапно и насильно.

ВопрекиНесмотря на что-нибудь, наперекор кому-чему-нибудь.

Вдребезги — На мелкие части, осколки.

Дотла нареч. Без остатка, вконец, совсем.

Наобум — 1. Наудачу, наугад.

  • Ребята, каким словарем вы пользуемся, чтобы узнать историю происхождения слова? (Этимологическим словарём)

  • А какие словари вам ещё известны, какими вы уже пользовались? (Орфографический словарь, «Толковый словарь» Ожегова, Даля, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический словарь, фразеологический  и др.)     

  

7. Следующая страница лингвистического журнала «Не ошибитесь!»

К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи.

Слайд__Необходимо соблюдать орфоэпические нормы

Слайд___Выберите правильный вариант употребления наречия

8. А мы открываем следующую страницу «Проба пера».

— Составьте несколько предложений или небольшой текст о школьной жизни, употребляя всевозможные наречия (можно использовать наречия, которые мы сегодня уже записали).

Учащиеся выполняют задание.

— Прочитайте свои работы вслух.

9. Поставить оценки!!!

10. Домашнее задание Упр. 263, подобрать отрывки художественных текстов с наречиями.

11.Подведение итогов урока.

Заканчивается наш урок.

-Как вы думаете, получился ли у нас лингвистический журнал?

Достигли мы поставленной в начале урока цели? (Сегодня на уроке мы обобщили, закрепили и расширили знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.

— Надеюсь, что всё сказанное и сделанное на уроке не будет напрасным.

— Оцените результаты нашей работы. Используя наречия, проведите рефлексию. Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Поработали (Как?) – …

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

Оценка комфортности на уроке каждого ученика:

— хорошо, комфортно, все понятно, не очень трудно
— трудно, не очень понятно, не очень интересно
— не понятно, очень трудно, не интересно

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here