Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа2100»
Тема: Гласный звук (э). Строчная и заглавная буква Ээ.
Цели: 1.ознакомить со звуком (э), буквами Ээ, совершенствовать навыки чтения, каллиграфического письма, работы со словарем, повторить пройденные орфограммы; 2. развивать память, логическое мышление, речь, воображение, интерес к чтению, любознательность; 3.воспитывать аккуратность, культуру речи, любовь к природе, бережное отношение к ней, желание следить за своим здоровьем.
Оборудование: схема — человечек звука (э), буква Ээ, энциклопедии, словарное слово экология, витамины «Алфавит», компьютерная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний, интегрированный, комбинированный. Методы обучения: наглядно-образный, словесный, частично- поисковый Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие
Ход урока
-
Организационный момент
-
Беседа по домашнему заданию.
Выразительное чтение наизусть стих. А Фета « Чудная картина».
Азбука.
-
Знакомство с новой буквой и ее звуком.
Работа с рисунком «Эскимос и эскимо».
1.Выделение звука (э). — Кто изображен на картинке? (Эскимос). Кто такие эскимосы? (Это жители севера.) — Что держит эскимос? (Мороженое- эскимо.) Произнесем слова эскимос и эскимо. Какой первый звук в этих словах? 2.Звуко — буквенный анализ слова эскимо ( слоги, ударный слог, характеристика звуков). 3.Показать схему- человечка, раскрасить башмачки в красный цвет. –Какие башмачки он носит? Он гласный или согласный? Почему? — Что мы знаем про гласные звуки? (Гласные тянутся в песенке звонкой…)
Звук (э)- гласный, на письме обозначается буквой э. Показ буквы Ээ.
4. Игра «Моя Вообразилия». — На что похожа буква э? (На месяц, лук, из которого стреляют, на ухо.)
Чтение стихов учащимися 1).Это — Э с открытым ртом
И большущим языком
2). Буква Э на С дивится, |
3).Над лугами в синеве Пролетает буква э Это ласточка весной Возвращается домой.
Физкультминутка.
Тетрадь для печатания. (с.46 )
IV.1. Обведение по контуру и печатание буквы Ээ.
2. Составление предложений по картинам. ( Это волк. Это туча. Это лыжи. Это ежик. Это чайник.) — С какой буквы начинаются все эти предложения? ( С заглавной буквы Э) — В каких случаях мы пишем заглавную букву? (В начале предложения, в именах людей… ) Слова волк, туча, лыжи, ежик, чайник дети печатают самостоятельно, а слово это обводят. 3.Соотнесение слов со схемами (дети соединяют слово с соответствующей схемой простым карандашом). Проверка на экране. Оценивание работы .
Прописи.
Физкультминутка
V. Работа в прописи. (с.30)
1.Показ учителем на доске написания буквы э. Обведение элементов буквы э в рамке в прописях. 2.Показ учителем на доске написания слогов с буквой э. Письмо строчной буквы э и слогов с ней, отработка нижнего соединения в прописях.
Азбука.
VI. Чтение слогов и слов на с. 144. Объяснение значений слов, показ на экране. Обратить внимание на ударный и безударный звук [э]. Эму — название страуса, птицы, живущей в Австралии и Тасмании. Эскалатор — лестница- чудесница в метро.
Экскаватор-машина с ковшом, предназначенным для копания земли. Этика-учение о нормах поведения человека. Этикет — правила поведение, принятые в обществе. Этикетка — наклейка. Эклер — пирожное. Экология — наука о защите окружающей среды. Эколог- профессия человека- ученого, занимающегося проблемами защиты окружающей среды. Выделение корня в этих словах. Мэр — глава городской власти. Поэт и эколог — профессии людей
Прописи.
VII. 1.Чтение слов, выборочное письмо
-Слово, обозначающее группу военных кораблей. (Эскадра.) -Сколько в нем слогов?
-Что такое экватор?
Эффект — от лат. effectus — исполнение, действие, от efficio — действую, исполняю), 1) результат, следствие каких-либо причин, действий (например, Э. лечения). Электрон- это частица. Движение электронов обусловливает такие явления, как электрический ток.
2.Словарная работа: слово экология. Звуко- буквенный анализ слова. Опасные места. — Можно ли проверить написание безударной во 2-м слоге? Как называют человека занимающегося экологией? (Эколог.) Слово экология пришло в русский язык из греческого языка и состоит из двух частей экос- дом, логиус- наука. Дословный перевод «наука о доме», конечно, ведь планета Земля — наш общий дом. Наука экология решает вопросы, что нужно сделать, чтобы все живое не исчезло с лица Земли. 3. Запись предложений с печатного текста по плану: а) чтение предложения, определение количества слов; б) чтение слова с буквой э, способ соединения буквы э с «соседями»; в) запись предложения, подчеркивание опасных мест в словах. Запись 2-го предложения под диктовку. Эстампы – это картины.
Физкультминутка.
Азбука.
-
Работа по Азбуке. (с.146) 1.Рассказ учителя о Н.Сладкове
Книги известного писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова, друга и единомышленника Виталия Бианки, хорошо знакомы читателям. Его рассказы и сказки о животных включены в школьную программу. Он пишет о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.
2.Работа над рассказом «Бегающие кусты». Чтение хорошо читающим учеником. Показ растения на экране. 3. Чтение слов, начинающихся с заглавной буквы Э, и предложений, поясняющих эти слова. Подчеркнуть удвоенные согласные. Эдик и Эдуард- это одно имя. Как проверить последнюю букву д в имени Эдуард? Эквадор и Эллада (древнее название Греции)- названия государств. 4.Работа с текстом «Книга обо всем на свете». а) Чтение заглавия. Знаете ли вы такие книги? б) Чтение текста по предложениям вслух с комментариями по ходу. 5.В Азбуке есть статья из Детской энциклопедии (показать ее).
«Лекарственные растения».
Чтение про себя, затем вслух по предложению с вопросами по ходу чтения — Что заставило людей научиться распознавать лекарственные растения? — Как по- другому названы лекарственные растения? Почему? — Кем изучены лекарственные растения? Почему они хорошо изучены? — Где растут лекарственные растения? — Почему подорожник получил такое название? Когда он приходит человеку на помощь? — Почему шиповник так назвали? Витамин С укрепляет здоровье человека. Именно в ягодах шиповника его больше всего. Показ на экране слайдов. — Какие еще лекарственные растения вы знаете? — Как сберечь свое здоровье весной? Что нужно пить? ( Витамины). Показ учителем упаковки витаминов «Алфавит».
IX. Итог урока. Что нового узнали?
X. Домашнее задание: нарисовать лекарственное растение и рассказать о нем. В дневнике поставить себе оценку за работу на уроке.
Дать эмоциональную оценку классу на уроке.
—