Конспект урока для 1 класса на тему «Согласные звуки [х], [х’]»
Познавательные:
-
познакомить учащихся с буквой х и со звуками, которые она обозначает,
-
учить различать эти звуки в словах, читать и записывать буквосочетания, слова со строчной буквой х, предложения со словами с буквой .
Развивающие:
-
способствовать развитию мелкой моторики рук, способствовать развитию фонематического слуха, развитию монологической речи, навыков плавного, выразительного чтения, наблюдательности,
-
развивать умение оценивать свою работу.
Воспитывающие:
-
способствовать привитию культуры общения и активной жизненной позиции.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.
Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом — чёрным цветом, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.
о г б р у а ч м е о н т и е е
— А нужен ли нам этот урок?
— Но ведь мы уже знаем многие буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.
— Наверно вы уже стали грамотными? (нет, мы изучили не все буквы)
— Хорошо, тогда проходите на свои места, посмотрите: всё ли вы приготовили к этому уроку?
2) Совместное целеполагание
— К нам в гости снова пришёл Звуковичок.
(на доске схема человечка без буквы в середине, в белых ботиночках)
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься, если у нас такой гость? (изучать новые звуки и букву, учиться читать с этой буквой и писать слова с ней)
— Действительно, сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать с ней и писать новые слова.
II. Формирование новых знаний. Выделение звуков [х ], [х,]
Речевая разминка: (с использованием дыхательной гимнастики)
Глубокий вдох — выдох (повторить 3 раза)
Упражнение «Задуй свечу» (1 свечу, 2 свечи, 3 свечи)
Упражнение «33 Егорки» (на выдох считать Егорок) (2 раза)
Упражнение «Доскажи словечки»:
Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха — ха — ха!)
Сочинять он стал стихи —
Мы смеялись ::!
(хи — хи — хи!)
— Вспомните, как вы смеялись?
— Какой первый звук вы произносили? ([х ], [х, ])
— Какие это звуки?
— Давайте охарактеризуем эти звуки. Поможем Звуковичку выбрать одежду.
Одевают Звуковичка
— Подберите слова, в которых есть твёрдый звук [х ]. (хомяк, хвост, хрен, холст, мухоловка, хобот:)
— Теперь подберите слова с мягким звуком [х, ]. (хищник, стихи, мухи, хитрость, хек:)
2) Знакомство с буквой.
Ну — ка сделаем зарядку.
Раз — листочек поднимаем,
Два — листочек загибаем,
Три — ещё разок свернули,
На четыре — развернули.
Буква спрятана внутри
Кто догадлив?
Назови!
— Это буква Х
— А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу:)
На доске появляется наглядность с буквой Х.
— Расскажите что вы видите на иллюстрации.
Чтение буквосочетаний с буквой Х.
На доске напечатаны слоги:
ХА, ХО, ХЕ, ХИ, АХ, ОХ, УХ, ИХ, ЕХ
ПОМОГИТЕ бедному хомячку спастись от сокола и добежать до его норки.
Прочитайте слоги.
— А теперь прочитайте те слоги ГРОМКО, где звук [х ] — твёрдый
— ТИХО, где звук [х, ] — мягкий.
— Почему вы решили, что эти звуки мягкие?
Физминутка
Наш хомка благополучно добежал до своего домика.
Физминутка
«Хомка, хомка, хомячок:
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт:
Щёчки моет, шейку трёт
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку
1, 2, 3,4,5
Хочет Хомка сильным стать»
Работа по учебнику с.126
Одежду нашему Звуковичку мы уже выбрали, а теперь оденьте его.
Читаем в полголоса три столбика слов.
Обозначьте красной точкой все гласные.
Даём характеристику слов, постановка ударения, обозначение количества слогов.
— Прочитайте слово, которое означает предмет одежды. (халат)
— Прочитайте слово, которое означает название рыбы. (хек)
— Прочитайте слово, которое означает аппетитный суп. (уха)
— Найдите и прочитайте слово, которое означает науку о веществах. (химия)
— Назовите количество букв в этом слове. (5)
На доске слово ХИМИЯ
— А теперь обозначьте все звуки этого слова.
У доски работает ученик.
— Сколько в слове звуков? (6)
— Почему в этом слове количество звуков больше, чем букв? (буква я обозначает 2 звука, т.к. стоит после гласного)
— А когда ещё эта буква обозначает 2 звука? (когда стоит вначале слова)
— Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий звук. (хек, стихи)
— Почему буква произносится мягко? (т.к. стоит после неё е, и)
IV. Работа по «Азбуке» стр. 126
1) Знакомство с междометиями.
— Рассмотрите картинки на кубиках.
Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке?
(восторг, восхищение)
— Прочитайте предложение под кубиком, именно с интонацией восхищения и восторга.
— А какие чувства переживает другой мальчик? (недовольство, усталость)
— Прочитайте предложение, передавая голосом усталость.
— А кто из вас испытывал чувство холода, как третий мальчик?
— Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.
На доске записаны слова:
Ах, ох, ух
— Прочитайте слова.
Вывод: эти слова особые — они выражают разные чувства человека
VI. Физминутка для глаз.
Глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно. (посмотреть влево)
Ах, как небо высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (очертить глазами дугу) влево и вправо
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём, (движение вправо, влево)
А потом покатим вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить, открыть и поморгать)
VII. Работа по «Букварю» стр. 126 — 127.
1) Работа над текстом «Ох и Ах».
— Прочитайте заголовок.
— Что вы узнали об этих маленьких словах? (они выражают чувства человека)
— А почему они написаны с большой буквы? (возможно имена людей)
— Рассмотрите иллюстрацию.
— Как вы думаете, о чём мы будем читать?
— Как вы думаете, одинаково ли они относятся к одному и тому же событию? (нет)
— Почему вы так решили? (по тому как они стоят)
2) Чтение текста
В полголоса самостоятельно.
Чтение вслух по предложению
3) Ответы на вопросы ко всему тексту.
— Что можно сказать про двух братьев? Какие они?
— Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?
— К какому фрагменту текста относится иллюстрация?
— С кем бы из этих братьев ты хотел дружить? Почему?
XI. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
На кружочке нарисуйте личико. Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой.