Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
Правила в стихах
Автор —
учитель начальных классов
Кислова Людмила Борисовна
ПРАВИЛА В СТИХАХ.
Русский язык. 1 класс.
-
Звуки произносим, слышим,
Ну а буквы видим, пишем.
-
Буквы все большие зовутся «прописные»
Если маленькие буквы, то они строчные.
-
Орфограмма — тайна слова,
Мы открыть её готовы.
-
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Из корней слова растут,
Родственными их зовут.
-
Антонимы — слова наоборот:
Идем назад -бежим вперёд.
-
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу.
Ру-ка, гу-бы, ще-ка, зу-бы.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
А теперь попробуй сам:
Стен-ка, по-то-лок,
Тум-боч-ка, цве-ток,
Один слог в слове рот и нос:
Здесь не нужен перенос.
Букву одну нельзя оставлять:
Будет она плакать, рыдать.
И ещё не забывай —
От слога «й» не отрывай.
А согласные двойные
Будем так переносить:
Одна — здесь, другая — там,
Мы должны их разделить.
-
Синонимы близки между собой:
Отважный — смелый, юный — молодой.
-
класс.
-
Мы предлоги и приставки
Различаем так, друзья:
Между корнем и приставкой
Слово вставить нам нельзя.
Между предлогом и словом
Словечко мы вставить готовы.
А ещё мы помним строго —
У глаголов нет предлогов.
Не бывает, без сомненья,
Приставок у местоимений.
-
класс.
У существительных есть окончанья безударные.
В них буквы И и Е весьма коварные.
Чтоб их правильно писать,
Склоненье надо нам узнать:
Если первое — тогда
Подставляем мы «балда».
Во втором склонении
«Е» пишем без сомнения,
А в склоненьи третьем
«И» напишем, дети.
-
Класс
В безударных личных окончаниях
Все глаголы требуют внимания.
Для начала надо, без сомнения,
Правильно определить спряжение:
Инфинитив на «ить» — спряжение второе,
А к первому спряжению — остальное.
Но ещё, к большому сожалению,
В правиле слова есть — исключения:
-
спряжение — брить, стелить.
-
спряжение — гнать, дышать,
держать и видеть, смотреть, слышать,
ненавидеть, и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.
Местоимение «они»
Подставим и услышим:
«-ат, -ят» — писать мы будем «и»
«-ут, -ют» — мы «е» напишем.
МАТЕМАТИКА
-
класс.
-
Напишу в своей тетрадке
Много чисел по порядку,
Друг за дружкою стоят —
Это натуральный ряд.
С единицы начинаем,
А конца его не знаем.
-
«Больше», «меньше» и «равно» —
Знаки сравнения.
Их запомним всё равно
Мы, без сомнения.
-
В уравненьи, как назло,
Есть неизвестное число.
Будем мы его искать,
Верное равенство создавать.
-
В выраженьи, в выраженьи
Есть вычитанье и сложенье.
Есть и числа, без сомненья,
Только нет знаков сравненья.
-
Линии соединяются,
Значит, пересекаются
И в месте их соединенья
Точки есть пересеченья.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ СОСТАВА ЧИСЕЛ 5-10.
5
Раз, два, три, четыре, пять! (разжимаем пальцы по одному)
Будем вместе повторять. (хлопки)
4 да 1 будет 5,
3 да 2 — тоже 5, ( показываем на пальцах)
2 да 3, 1 да 4 —
Всё, пятерку изучили. (хлопки)
А теперь мы отдохнем ( сжимаем кулаки)
И опять считать начнем. (садимся)
6
Один, два, три,
Четыре, пять, шесть! (шагаем)
Шесть подпрыгнуть раз
И тихонько сесть.
3 да 3 — будет 6 ( 3 хлопка, 3 прыжка)
4 да 2 — тоже 6 ( 4 хлопка, 2 прыжка)
1 и 5-ка — будет 6-ка! ( показываем на пальцах)
7
Один, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь! ( шагаем)
Мы шагаем дружно
И расскажем всем:
5 и 2 — выше голова,
3 и 4 — руки шире,
1 и 6 — за парту сесть.
8
Один, два, три, четыре,
Мы шагаем дружно в ногу!
Пять, шесть, семь, восемь ( шагаем)
Уступите нам дорогу!
Четверка и четверка — равняется восьмерка
Три да пять — восьмерка опять. (показываем на пальцах)
Двойка и шестерка — тоже ведь восьмерка.
Семерка с единицей в восьмерку превратится.
9
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять! (шагаем)
Чтоб девятку получить,
Что нам нужно делать? (прыгаем)
Мы к шести прибавим три —
Вот девятка, посмотри!
К четырем прибавим пять —
Вот девяточка опять! (показываем на пальцах)
Мы к восьми один прибавим
И к семи прибавим два —
Вот девятка перед нами,
Словно с клюшкой голова.
10
Один, два, три, четыре, пять,
Будем весело скакать!
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Будем приседать все вместе!
-
раз в ладоши хлопнем.
и 1 — ногою топнем!
-
раз нагнуться,
2 раза потянуться!
7 раз сжимаем кулачки,
3 раза трем мы «пятачки»!
6 раз уши мы потрем
и 4 — поплывем!
5 да 5 — хватит отдыхать!
Правила составлены без использования каких-либо дополнительных источников.