Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области

Правила в стихах

Автор —

учитель начальных классов

Кислова Людмила Борисовна

ПРАВИЛА В СТИХАХ.

Русский язык. 1 класс.

  • Звуки произносим, слышим,

Ну а буквы видим, пишем.

  • Буквы все большие зовутся «прописные»

Если маленькие буквы, то они строчные.

  • Орфограмма — тайна слова,

Мы открыть её готовы.

  • Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

Из корней слова растут,

Родственными их зовут.

  • Антонимы — слова наоборот:

Идем назад -бежим вперёд.

  • Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу.

Ру-ка, гу-бы, ще-ка, зу-бы.

Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

А теперь попробуй сам:

Стен-ка, по-то-лок,

Тум-боч-ка, цве-ток,

Один слог в слове рот и нос:

Здесь не нужен перенос.

Букву одну нельзя оставлять:

Будет она плакать, рыдать.

И ещё не забывай —

От слога «й» не отрывай.

А согласные двойные

Будем так переносить:

Одна — здесь, другая — там,

Мы должны их разделить.

  • Синонимы близки между собой:

Отважный — смелый, юный — молодой.

  1. класс.

  • Мы предлоги и приставки

Различаем так, друзья:

Между корнем и приставкой

Слово вставить нам нельзя.

Между предлогом и словом

Словечко мы вставить готовы.

А ещё мы помним строго —

У глаголов нет предлогов.

Не бывает, без сомненья,

Приставок у местоимений.

  1. класс.

У существительных есть окончанья безударные.

В них буквы И и Е весьма коварные.

Чтоб их правильно писать,

Склоненье надо нам узнать:

Если первое — тогда

Подставляем мы «балда».

Во втором склонении

«Е» пишем без сомнения,

А в склоненьи третьем

«И» напишем, дети.

  1. Класс

В безударных личных окончаниях

Все глаголы требуют внимания.

Для начала надо, без сомнения,

Правильно определить спряжение:

Инфинитив на «ить» — спряжение второе,

А к первому спряжению — остальное.

Но ещё, к большому сожалению,

В правиле слова есть — исключения:

  1. спряжение — брить, стелить.

  2. спряжение — гнать, дышать,

держать и видеть, смотреть, слышать,

ненавидеть, и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Местоимение «они»

Подставим и услышим:

«-ат, -ят» — писать мы будем «и»

«-ут, -ют» — мы «е» напишем.

МАТЕМАТИКА

  1. класс.

  1. Напишу в своей тетрадке

Много чисел по порядку,

Друг за дружкою стоят —

Это натуральный ряд.

С единицы начинаем,

А конца его не знаем.

  1. «Больше», «меньше» и «равно» —

Знаки сравнения.

Их запомним всё равно

Мы, без сомнения.

  1. В уравненьи, как назло,

Есть неизвестное число.

Будем мы его искать,

Верное равенство создавать.

  1. В выраженьи, в выраженьи

Есть вычитанье и сложенье.

Есть и числа, без сомненья,

Только нет знаков сравненья.

  1. Линии соединяются,

Значит, пересекаются

И в месте их соединенья

Точки есть пересеченья.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ СОСТАВА ЧИСЕЛ 5-10.

5

Раз, два, три, четыре, пять! (разжимаем пальцы по одному)

Будем вместе повторять. (хлопки)

4 да 1 будет 5,

3 да 2 — тоже 5, ( показываем на пальцах)

2 да 3, 1 да 4

Всё, пятерку изучили. (хлопки)

А теперь мы отдохнем ( сжимаем кулаки)

И опять считать начнем. (садимся)

6

Один, два, три,

Четыре, пять, шесть! (шагаем)

Шесть подпрыгнуть раз

И тихонько сесть.

3 да 3 — будет 6 ( 3 хлопка, 3 прыжка)

4 да 2 — тоже 6 ( 4 хлопка, 2 прыжка)

1 и 5-ка — будет 6-ка! ( показываем на пальцах)

7

Один, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь! ( шагаем)

Мы шагаем дружно

И расскажем всем:

5 и 2 — выше голова,

3 и 4 — руки шире,

1 и 6 — за парту сесть.

8

Один, два, три, четыре,

Мы шагаем дружно в ногу!

Пять, шесть, семь, восемь ( шагаем)

Уступите нам дорогу!

Четверка и четверка — равняется восьмерка

Три да пять — восьмерка опять. (показываем на пальцах)

Двойка и шестерка — тоже ведь восьмерка.

Семерка с единицей в восьмерку превратится.

9

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять! (шагаем)

Чтоб девятку получить,

Что нам нужно делать? (прыгаем)

Мы к шести прибавим три

Вот девятка, посмотри!

К четырем прибавим пять

Вот девяточка опять! (показываем на пальцах)

Мы к восьми один прибавим

И к семи прибавим два

Вот девятка перед нами,

Словно с клюшкой голова.

10

Один, два, три, четыре, пять,

Будем весело скакать!

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Будем приседать все вместе!

  1. раз в ладоши хлопнем.

и 1 — ногою топнем!

  1. раз нагнуться,

2 раза потянуться!

7 раз сжимаем кулачки,

3 раза трем мы «пятачки»!

6 раз уши мы потрем

и 4 — поплывем!

5 да 5 — хватит отдыхать!


Правила составлены без использования каких-либо дополнительных источников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here