Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
г. Мурманска
Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе
«Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.»
подготовила
учитель начальных классов
Абрамовская Татьяна Викторовна
г. Мурманск
2011
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Цели:
-
расширить представление учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
-
познакомить учащихся с буквой Ь;
-
читать и писать слова с мягким согласным звуком на конце слова;
-
развивать умение задавать вопросы, анализировать свою деятельность, контролировать свои действия, развивать умения работать в парах;
-
воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку.
Оборудование: — презентация;
— магнитная азбука;
— листы с заданиями;
— деформированный текст;
— карточки с заданиями в виде солнышка, на обратной стороне — ?
(кроссворд для домашнего задания, напечатанный на жёлтой бумаге. Использовать для рефлексии. )
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Чтение стихотворения «Доброе утро» Н. Красильниковой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель: Я приветствую всех и желаю всем доброго дня! У меня сегодня хорошее настроение, надеюсь, у вас оно тоже хорошее и сохранится до конца рабочего дня.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения вам потребуются ваши знания, умение помогать друг другу.
Научился сам – научи другого.
-
Введение в тему урока.
1 слайд.
Учитель: Назовите буквы К Л О Р ы Н С И.
Какое задание можно придумать к этой записи?
Ученики: Разделить по группам.
Учитель: Разделите и обоснуйте свой ответ.
2 слайд.
К Н Л Р И О ы
согласные гласные
Учитель: Какую букву из этой группы можно исключить?
Ученики: Букву И. Она обозначает мягкость предшествующего согласного, а остальные буквы обозначают твёрдость предшествующего согласного.
Учитель: Какие ещё известные вам гласные обозначают мягкость предшествующего согласного?
Ученики: Я, Е. (2 слайд)
-
Изучение нового материала.
Учитель: Отгадайте загадку.
Ходят по лесу красавцы,
Трав копытами касаясь,
Ходят смело и легко,
Рога раскинув широко. (ЛОСИ) 3 слайд
Учитель: Возьмите листы для выполнения заданий, найдите цифру 1. На первой строчке составьте схему этого слова. (учитель выполняет на доске)
— Сколько слогов в слове ЛОСИ? (2)
— Назовите 1 слог.
Ученики: 1 слог ЛО. Это слияние твёрдого согласного зв. [Л] и гласного зв. [О]
Учитель: Назовите 2 слог.
Ученики: 2 слог СИ. Это слияние мягкого согласного зв. [С’] и гласного зв. [И]
Учитель: Почему согласный звук [С’] мягкий?
Ученики: Так как, после согласного слышится гласный звук [И].
Учитель: Подпишите слово под схемой.
-Так мы говорим, когда много, во множественном числе, а как скажем слово в единственном числе?
Ученики: ЛОСЬ.
Учитель: Сколько слогов в этом слове? (1)
— Составьте схему этого слова. (учитель выполняет на доске)
— Назовите слияние. (ЛО)
— Какой звук слышим вне слияния? ([С’])
— Подпишем слово под схемой.
— Прочитаем. ([ЛОС])
— Что-то не получается.
— Ребята, а может кто-то скажет, какая буква обозначает мягкость согласного в этом слове?
Ученики: Буква Ь.
Учитель: Молодцы.
— Вот сегодня на уроке мы и поговорим об этой хитрой букве.
Сформулируйте цели урока. Вам поможет запись на доске.
— познакомиться с … (буквой ь)
— узнать какую работу … (она выполняет)
— учиться читать … (слова с новой буквой).
Учитель: На что похожа буква Ь?
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
— Нарисуйте букву у себя на ладошке.
— Вернёмся к схеме.
Учитель: Сколько букв в слове ЛОСЬ? (4)
— Сколько звуков? (3)
— А какой же звук обозначает буква Ь?
Ученики: Ь не обозначает ни какого звука.
Учитель: Ребята! Вы сейчас сделали «открытие».
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
— Так почему Ь назвали хитрым знаком?
Ученики: Эта буква не обозначает звука. (Ь можно написать, но нельзя произнести).
Учитель: Так почему же этот знак назвали мягким?
Ученики: Он будет указывать на мягкость согласных звуков.
ФИЗМИНУТКА.
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!
Учитель: 4 слайд
— Внимательно посмотрите на буквы и составьте в наборном полотне из этих букв названия животных.
Это не кошка Я копытами стучу, стучу,
Смотри берегись, Я скачу, скачу,
Идёт на охоту коварная …. Грива вьётся на ветру.
РЫСЬ Кто это? КОНЬ
— 1 вариант составляет схему к слову РЫСЬ. (в наборном полотне)
— 2 вариант составляет схему к слову КОНЬ. (в наборном полотне)
— Посмотрите на экран. Проверьте правильность.
— Сколько букв в слове РЫСЬ, а звуков? Почему?
— Сколько букв в слове Конь, а звуков? Почему?
Чтение слов.
Учитель: Прочитаем эти слова хором. (слова на доске) (чтение тихо, хором)
1 ученик читает громко.
ТЮЛЕНИ –
ОЛЕНИ –
МЕДВЕДИ –
КОНИ –
— В каком числе записаны эти слова?
Ученики: Во множественном.
Учитель: На листах найдите 2 задание.
Поставьте эти слова в единственное число. Вставьте букву Ь.
Прочитайте полученные слова.
5 слайд
Ученики: ТЮЛЕНЬ, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ, КОНЬ.
Учитель: По каким признакам можно сгруппировать эти слова?
Ученики: В одну группу – животные, которые живут на Севере.
Во 2 группу – животное средней полосы. (Дикие — домашние.)
Учитель: Составьте предложение о коне.
— Я тоже приготовила о нём текст.
— Найдите 3 задание на листах.
— Прочитай текст самостоятельно. Прочитать вслух.
— Найди слова с Ь. Подчеркни Ь.
Сверь с товарищем.
У Игоря был конь. Конь сильный. Игорь играл с ним.
Учитель: В каких словах встретился Ь? 6 слайд
— Какую работу выполняет мягкий знак?
Ученики: Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
Учитель: Посмотрите на эти слова. Где пишется в этих словах Ь?
— Ь может писаться не только в конце слова после согласного, но в середине слова. Об этом поговорим на следующем уроке.
— И так, конь — это домашнее животное, а лось — ? (дикое).
— Это крупное животное. Его длинные ноги легко несут по снегу, раздвоенные копыта не позволяют глубоко проваливаться в снегу.
Лось – сильный зверь, настигнутый волками, отбивается рогами и передними копытами. Ударом копыта может проломить голову волку или преломить ему спину или рёбра.
Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на стр. 135
— Прочитайте текст.
— О ком говорится в рассказе?
— Чем питается лось?
— Что мальчики насыпали лосю?
— Как можно озаглавить рассказ?
Учитель: Прочитаем по цепочке.
— Найдите слова, в которых есть Ь.
— Для чего он служит?
Работа с деформированным текстом.
Учитель: В наших лесах есть ещё одно замечательное животное.
Догадайтесь, о ком идёт речь.
Стройный быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день.
Кто же это? ОЛЕНЬ
-Ребята! У вас на партах карточки с предложениями. Нужно расставить предложения, чтобы получился текст. Работаем в парах.
Белым ковром укрылись леса.
На поляну вышел большой олень.
Трудно искать пищу под снегом.
Зимой олень питается мхом.
Люди берегут оленей.
(Ученики составляют текст. Выходят к доске и прикрепляют карточки на доску.)
Учитель: Можно назвать это текстом? Почему?
Ученики: Можно.
Учитель: Озаглавьте. Прочитайте текст.
— Почему оленю трудно найти корм зимой?
— Почему люди берегут оленей?
7 слайд
— В жизни коренных жителей Кольского полуострова, саамов, издревле олень был самым важным животным. Саамы не только охотились на оленей, но и разводили их, т.е. занимались оленеводством.
Не зря сложилась такая пословица: «Олень возит, олень кормит,
олень одевает».
— Найдите в этом тексте слова, в которых есть Ь. Прочитайте.
Итог урока
Учитель: — Какое открытие мы сегодня сделали?
— Кто был доволен собой, товарищем?
— Кто почувствовал помощь друга?
— Ребята, а вы знаете, что сегодня началась полярная ночь. Световой день закончился.
Я хочу сказать вам спасибо за урок и подарить солнышко, чтобы он освещало вам путь и помогало в трудную минуту. Но солнышки не простые, а с заданием. Надо вписать слова с Ь знаком на конце.
Ребята! Кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, покажите солнышки.
А у кого возникли вопросы, кому было трудно сегодня на уроке, поднимите карточку со знаком вопроса.
— Урок окончен.
Список использованной литературы
1. Горецкий В.Г. Русская азбука. .- М.: «Просвещение», 2009.
2. Тургаева М.М. Обучение грамоте. Поурочные планы по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука» – Волгоград «Учитель», 2006
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://yandex.ru/фото лось