Конспект фронтального занятия с обучающимися 1 класса, логопедическое заключение: ОНР III уровень речевого развития
Тема урока: « Путешествие по морю, знакомство со звуком [Р]»
Задачи:
— учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы;
— развивать динамическую организацию органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику пальцев рук, координацию движения, целостное восприятие, память, внимание, ассоциативное мышление;
— развивать правильное речевое дыхание;
— развивать фонематический слух;
— научить правильно произносить звук [Р], различать на слух и в произношении;
— закрепление правильного произношения звука “Р” изолированно, в слогах, словах, предложениях;
— воспитывать любовь к окружающему миру, чувство доброты, товарищества, толерантности.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать? Не смотря на то, что у нас зима, мы отправляемся с вами в морское путешествие! (1 слайд море)
Давайте скажем слово море и назовём все звуки, которые в нём встречаются
[М] [О] [Р’] [Э]
Чтобы узнать, какой звук поедет с нами путешествовать, мы поиграем с вами в игру «доскажи словечко»:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
— Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов)
— Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
Какой согласный звук встретился нам в каждом слове? Правильно, это звук [Р]. А в слове море какой мы услышали звук? Дети: Мы услышали звук [Р’]. Итак звук [р] в слове рыбак – согласный, звонкий, твёрдый. В слове море [р’] – согласный, звонкий, мягкий. Какой буквой на письме обозначаются звуки [р]; [р’]? Это буква ЭР. ( на слайде эр с двумя стрелочками синий и зелёный кружки)
А теперь вы попробуйте сами назвать слова, в которых встречаются звуки [Р] [Р’]. Только именно на море. Посмотрите на экран, обсудите и назовите слова. В группах (слайд рыба, ракушка, морская звезда, рыбак, корабль).
Р – хитрый звук, он не легко нам даётся. Вы же читали рассказ о мальчике Жене, который учился произносить звук Р. ( Азбука 1 класс)
Давайте сделаем гимнастику для язычка. Хомячки (худышки), бегемоты, слоник, часики, футбол, лошадка, грибок, мы плывём с вами на современном корабле, давайте заведём мотор « упражнение заведи мотор».
Рассказать об артикуляционном укладе.
После гимнастики на слайде слоги прямые и обратные с мягким звуком:
А теперь почитаем слоги
РА АР РИ ИР
РО ОР РЕ ЕР
РУ УР РЁ ЁР
РЫ ЫР РЮ ЮР
РЭ ЭР РЯ ЯР
Нам пора возвращаться домой.
Физ. Минутка: Я плыву, плыву, плыву
И до дома доплыву!
Ра-Ра-Ра – из окна видна труба
Ру-Ру-Ру – начинаем мы игру
Ры-Ры-Ры – обошли мы все миры
Ро-Ро-Ро- мы плывем домой давно
Вот мы и приплыли домой! Ура!
Пока мы плыли на море случился шторм, помогите исправить ошибки в предложении: (слайды) работа в парах. Потом спросить, а ваша пара как думает?
— Червяк поймал рыбку. ( Рыбка поймала червяка.)
— Ракушка увидела рыбку. (Рыбка увидела ракушку.)
— Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
— Червяк съел карася. (Карась съел червяка.)
Итог: Ребята что вам запомнилось, что понравилось на уроке?
Какой звук с нами путешествовал?
Какое упражнение самое интересное, какое было самым трудным?
Давайте покажем друг другу своих рыбок. Вот какой большой улов у нас получился. Мне очень понравилось с вами работать, желаю вам дальнейших успехов!
На протяжении всего урока раздавать рыбок.