Урок русского языка в 1 классе.

Учебник «Русский язык». Авторы: В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Издательство «Просвещение» 2011г.

Тема урока: «Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Цели:

Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.

Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность.

Структура урока:

1. Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации.

* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.

3. Стимулирование реакций обучающихся.

* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.

* Заучивание правила.

Физкультурная минутка

4. Обеспечение обратной связи.

* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.

* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).

* Руководство мыслительной деятельности.

5. Гимнастика для пальцев.

6. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.

* Контроль и анализ с последующей корректировкой.

8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

9. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся.

2. Развитие учебной мотивации

Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить тему урока.

Разговор с пчелой.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты смогла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нужен:

Я берегла его на уж-жин».

(М. Бородицкая.)

Перечитайте стихотворение несколько раз. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

Попробуйте убедить своих слушателей, что в стихотворении подбор слов с определенным звуком помогает оживить картинку.

Давайте все вместе дружно пожужжим. Пожужжали? Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?

— Что такое шипящие согласные звуки?

3.Работа по теме.

3. Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте.

Что, не получается? А какие это звуки?

— Всегда твердые.

— О чём мы будем говорить на уроке?

— Будем говорить о шипящих согласных звуках.

Прочитайте еще одно стихотворение про себя, затем — вслух.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Дремучая чаща леса.

Поищем в словах другие шипящие — Ч и Щ.

— Замечаете, какие они по сравнению с Ш и Ж?

— Мягкие.

— Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими. Приведите свои примеры.

Чайник, часы, щука, жил.

4.Работа с учебником.

Что такое шипящие согласные звуки?

Об этом прочитайте на с.105 учебника.

(Обучающие читают про себя, затем один обучающийся читает вслух)

Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ ч], [щ ] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Звук [ ж] поже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].

5.Работа в тетради.

Запишите в тетрадь упражнение №1.

Прочитайте.

Весной дождик шальной, захочет – все смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.

( И. Эренбург.)

Каким назван дождик? Почему?

Найдите слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

— Спишите.

— Подчеркните все шипящие и определите, какие из них мягкие, а какие твердые?

— Что же мы узнали?

— Что звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

Физкультурная минутка.

Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).

Наши правые ладошки

Пусть поборются немножко.

Ну-ка, поглядим скорей,

Кто из всех борцов сильней

Ладони левые

Тоже очень смелые:

Мы от правых не отстанем.

6. Работа над правилом.

Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить.

В сочетаниях жи — ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча — ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу — щу

Пишут только букву у.

— Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки Ч и Щ всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.

7.Чтобы лучше запомнить это правило, выполним упражнение №5 на странице 117.

Прочитайте.

Скоро выйдут муравьи

На дорогах лужи.

По полям бегут ручьи,

После зимней стужи.

Определите, а каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

Прочитаете получившееся стихотворение.

Вспомните, кто автор этих строк.

Запишите составленное стихотворение. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

8.Проверка знаний.

Тест Индивидуальное задание.

1. Подчеркни верное высказывание

чю-щю пишется с буквой ю

чу-щу пишется с буквой у

2. Подчеркни лишнее слово

чудо

щавель

лисица

чайник

3. Подчеркни слово с ошибкой

туча

машына

лыжи

4. Вставьте пропущенные буквы (дополнительное задание)

щ_вель, ч_десный, маш_на, луж_

9. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей

— Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали?

— Звуки Ж и Ш всегда твердые, а звуки Ч и Щ всегда мягкие.

— Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Эту орфограмму, которую нужно запомнить.

— Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.

10.Работа с учебником.

Найдите на стр. 106 Упр. 5.

Прочитайте. Когда так говорят?

Хорошая работа два века живет.

Работе время, а потехе час.

Спишите одну пословицу. Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены шипящие согласные звуки.

11. Рефлексия.

Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

Что помешало работать лучше?

О чём расскажете дома родителям?

Итог урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here